Напоминание

" Искусственный Интеллект как помощник в разработке учебных ресурсов для уроков английского языка"


Автор: Попова Екатерина Васильевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Устьвашская СОШ"
Населённый пункт: с.Лешуконское, Архангельская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Искусственный Интеллект как помощник в разработке учебных ресурсов для уроков английского языка"
Раздел: полное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ИСКУССТВЕННЫЙ

ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПОМОЩНИК В РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ

РЕСУРСОВ ДЛЯ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Введение

Современная дидактика иностранного языка находится в состоянии

активной трансформации, обусловленной цифровизацией

образования и появлением новых технологических инструментов.

Среди них искусственный интеллект (ИИ) занимает особое место,

предлагая принципиально новые возможности для персонализации и

оптимизации учебного процесса. В контексте преподавания

английского языка ИИ перестает быть абстрактной футуристической

концепцией и становится практическим инструментом педагога,

способным кардинально изменить подход к созданию учебных

ресурсов. Под учебными ресурсами в данной разработке понимается

совокупность дидактических материалов, предназначенных для

формирования иноязычной коммуникативной компетенции и

включающих в себя тренировочные упражнения, аутентичные тексты,

мультимедийный контент, сценарии речевых ситуаций и оценочные

материалы. Методическая цель данной работы заключается в

системном анализе функционального потенциала технологий

искусственного интеллекта для создания дидактических ресурсов по

английскому языку и выработке практических рекомендаций по их

интеграции в педагогическую практику.

Теоретико-методологические основания применения ИИ в

лингводидактике

Методологической базой для интеграции ИИ в процесс разработки

учебных ресурсов служит синтез положений компетентностного

подхода, теории персонализированного обучения и цифровой

педагогики. Компетентностный подход, ориентированный на

формирование способности применять знания в реальных

коммуникативных ситуациях, требует создания разнообразных и

аутентичных учебных материалов. ИИ позволяет генерировать такие

материалы в неограниченном количестве, моделируя реальные

контексты общения.

Теория персонализированного обучения, утверждающая

необходимость учета индивидуальных образовательных траекторий,

когнитивных стилей и темпа работы учащихся, находит в ИИ мощного

союзника. Алгоритмы машинного обучения способны анализировать

успеваемость и ошибки каждого ученика, автоматически предлагая

ресурсы, направленные на коррекцию именно его пробелов. Это

реализует принцип адаптивного обучения, который практически

неосуществим при ручном создании материалов для большой

аудитории.

С позиций цифровой педагогики, ИИ выступает не как замена

педагога, а как интеллектуальный усилитель, освобождающий его от

рутинных операций по подбору и разработке контента и позволяющий

сконцентрироваться на творческих и коммуникативных аспектах

преподавания, таких как организация живого общения, мотивация и

воспитание.

Ключевыми технологиями ИИ, релевантными для лингводидактики,

являются:

1. Обработка естественного языка (Natural Language Processing,

NLP): Способность машин понимать, интерпретировать и

генерировать человеческую речь.

2. Генеративный искусственный интеллект (Generative AI): Модели,

способные создавать новый оригинальный текстовый, аудио- и

визуальный контент на основе полученных промптов (запросов).

3. Адаптивные обучающие системы (Adaptive Learning

Systems): Платформы, которые с помощью алгоритмов ИИ

подстраивают содержание и сложность учебных материалов под

текущий уровень знаний ученика.

Функциональный потенциал ИИ в разработке различных типов

учебных ресурсов

Практическое применение ИИ в работе учителя английского языка

структурировано вокруг конкретных типов создаваемых дидактических

материалов.

1. Создание и адаптация текстовых материалов

Традиционно учитель тратит значительное время на поиск

аутентичных текстов, соответствующих определенной лексической

теме и грамматическому материалу, а также уровню языковой

подготовки группы. Генеративные ИИ-модели способны решить эту

задачу.

Генерация текстов на заданную тему: Учитель может

сформулировать запрос: «Напиши текст для уровня A2 на тему

"Environmental Problems", используя лексику по теме и Present Perfect

Tense. Длина текста 200 слов». ИИ создаст уникальный текст,

соответствующий всем критериям.

Адаптация текстов: Любой сложный аутентичный текст (новостная

статья, отрывок из блога) можно адаптировать для нужного уровня,

попросив ИИ: «Упрости этот текст до уровня B1, заменив сложные

грамматические конструкции и лексику».

Создание диалогов: Для отработки речевых клише и ситуативного

общения ИИ может генерировать реалистичные диалоги: «Создай

диалог в магазине между покупателем и продавцом, где покупатель

хочет вернуть не подошедшую ему куртку. Включи фразы вежливого

отказа и предложения альтернатив».

2. Разработка лексических и грамматических упражнений

Ручное составление упражнений – крайне трудоемкий процесс. ИИ

позволяет автоматизировать его, обеспечивая бесконечный банк

вариативных заданий.

Упражнения на отработку лексики: По сгенерированному или

предложенному тексту ИИ может автоматически создать задания:

«Составь 5 вопросов на заполнение пропусков к этому тексту,

используя слова из списка»; «Создай упражнение "Сопоставь слово и

определение" для следующих 8 слов».

Грамматические упражнения: «Придумай 10 предложений для

отработки условных предложений второго типа (Second Conditional) и

перемешай в них слова, чтобы составить упражнение на

восстановление порядка слов».

Кроссворды и головоломки: «Создай кроссворд из 10 слов по теме

"Travel", с определениями на английском языке».

3. Подготовка материалов для развития речевых навыков

Развитие устной речи и аудирования требует создания

специализированных ресурсов, которые часто отсутствуют в

учебниках.

Генерация сценариев для ролевых игр и дискуссий: ИИ может

разработать детализированный брифинг для участников ролевой

игры, например, «Сценарий дебатов на тему "Remote work is better

than office work" с аргументами "за" и "против" для двух команд».

Создание заданий по аудированию: Хотя ИИ не может создать

живой человеческий голос высшего качества, существующие тексто-в-

речь модели (TTS) позволяют озвучить любой сгенерированный текст

с разными акцентами и скоростью. Учитель может создать

аудиозапись и попросить ИИ сформулировать к ней задания на

понимание услышанного.

Разработка опор для монологических высказываний: «Создай

план высказывания для презентации на тему "My Favorite Invention",

включая введение, 3 основных аргумента и заключение».

4. Создание оценочных материалов

ИИ способен оказать значительную помощь в разработке как

формативных (текущих), так и суммативных (итоговых) средств

контроля.

Генерация тестовых заданий: «Составь 15 вопросов

множественного выбора для проверки знания неправильных глаголов.

В каждом вопросе должно быть 4 варианта ответа».

Создание критериев оценивания: «Разработай детализированные

критерии оценивания письменного эссе (критерии по содержанию,

организации, лексике, грамматике и орфографии) для уровня B2».

Методический алгоритм работы учителя с ИИ-инструментами

Эффективное использование ИИ требует от педагога овладения

новой компетенцией – «промпт-инжинирингом», то есть искусством

формулировки точных и детализированных запросов.

1. Этап целеполагания. Учитель определяет дидактическую цель: какой

ресурс необходим, для какой аудитории (уровень, возраст), в рамках

какой темы и для отработки какого навыка.

2. Этап проектирования запроса (промпта). Формулировка запроса

должна быть максимально конкретной и включать:

o

Роль: «Ты – опытный преподаватель английского языка...»

o

Цель: «...которому нужно создать упражнение для отработки...»

o

Контекст: «...для группы подростков 14-15 лет, уровень B1...»

o

Критерии: «...упражнение должно содержать 8 предложений,

использовать лексику по теме "Hobbies", и быть в формате "выбери

правильный вариант времени глагола"».

o

Формат вывода: «Представь результат в виде готового текста для

копирования в Word».

3. Этап генерации и первичной верификации. ИИ генерирует контент.

Учитель обязан критически оценить результат на предмет

соответствия цели, грамматической и фактологической точности.

4. Этап адаптации и доработки. Сгенерированный материал редко

является идеально готовым продуктом. Педагог вносит в него

коррективы: упрощает, усложняет, добавляет визуальный ряд,

адаптирует формат под конкретные технические средства.

5. Этап интеграции в учебный процесс. Подготовленный ресурс

используется на уроке в рамках запланированной деятельности.

Практические кейсы применения ИИ для создания ресурсов

Кейс 1: Разработка серии уроков для слабоуспевающих

учащихся.

Проблема: Необходимость создания дополнительных упрощенных

материалов по пройденной теме «Сравнительные степени

прилагательных».

Действие: Учитель использует промпт: «Создай 3 коротких текста

(каждый по 100 слов) для уровня A1. Каждый текст должен описывать

двух разных животных (например, слон и мышь, кит и акула). В каждом

тексте активно используй сравнительную степень прилагательных

(bigger, smaller, faster, more dangerous). После каждого текста составь

3 простых вопроса на понимание содержания».

Результат: ИИ генерирует персонализированный пакет материалов

для индивидуальной или групповой работы, позволяющий

слабоуспевающим ученикам в комфортном темпе отработать сложную

для них грамматическую тему.

Кейс 2: Подготовка к дебатам на актуальную тему.

Проблема: Отсутствие в учебнике материалов для проведения

дебатов на современную тему «The Impact of Social Media on

Teenagers».

Действие: Промпт для ИИ: «Разработай материалы для дебатов на

тему "Social media does more harm than good to teenagers". Предоставь:

a) 5 сильных аргументов "за" (for the motion).

b) 5 сильных аргументов "против" (against the motion).

c) Список из 10 полезных фраз для выражения согласия/несогласия и

построения аргументации на уровне B2.

d) 3 возможных вопроса от аудитории к каждой команде».

Результат: Учитель получает структурированный и содержательный

комплект для организации высокоуровневой речевой практики,

экономя часы на поиск и анализ информации.

Риски и ограничения использования ИИ в разработке учебных

ресурсов

Несмотря на потенциал, применение ИИ сопряжено с рядом рисков,

которые педагог должен учитывать:

1. Фактологические и лингвистические ошибки («галлюцинации»

ИИ): ИИ может генерировать грамматически корректные, но

фактически неверные или стилистически неуместные высказывания.

Обязательна экспертная проверка учителем.

2. Отсутствие педагогического контекста: ИИ не знает специфики

конкретного класса, отношений между учениками, предыдущего

опыта. Сгенерированный материал всегда требует педагогической

адаптации.

3. Угроза академической честности: Ученики могут использовать те же

инструменты для выполнения домашних заданий, что требует

пересмотра формата заданий в сторону большей персонализации и

проектной деятельности.

4. Стандартизация и потеря творческого компонента: Есть риск

создания шаблонных, безликих материалов. Задача учителя –

использовать ИИ как трамплин для творчества, а не как его замену.

5. Техническая и цифровая зависимость: Работа требует стабильного

интернета, определенной цифровой грамотности и критического

мышления по отношению к полученным результатам.

Заключение

Интеграция искусственного интеллекта в процесс разработки учебных

ресурсов для уроков английского языка знаменует собой переход к

новой парадигме педагогического труда. Из единственного автора и

«добытчика» материалов учитель трансформируется в куратора,

редактора и методолога, который с помощью интеллектуальных

алгоритмов создает персонализированную, разнообразную и

аутентичную образовательную среду. Ключевым фактором успеха

становится не техническое умение работать с той или иной

платформой, а развитая педагогическая рефлексия, позволяющая

ставить точные дидактические задачи перед ИИ и критически

оценивать полученные результаты. В перспективе симбиоз

человеческого педагогического мастерства и вычислительной

мощности искусственного интеллекта позволит реализовать на

практике истинно адаптивное и инклюзивное обучение английскому

языку, максимально учитывающее потребности и потенциал каждого

учащегося. Учитель будущего – это не программист и не оператор ИИ,

а высококвалифицированный специалист, использующий

интеллектуальные технологии для усиления своего

профессионального воздействия.



В раздел образования