Напоминание

"Формула успеха" в подготовке к ОГЭ по литературе (взгляд эксперта)


Автор: Викторова Марина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ №33 им. Л.А. Колосовой ГО "город Якутск"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Наименование материала: "Формула успеха" в подготовке к ОГЭ по литературе (взгляд эксперта)
Тема: "Формула успеха" в подготовке к ОГЭ по литературе (взгляд эксперта)
Раздел: среднее образование





Назад




«Формула успеха» в подготовке к ОГЭ по литературе (взгляд эксперта)

Викторова М.В., учитель литературы МОБУ СОШ №33, г. Якутск

ОГЭ по литературе - один из экзаменов, которые сдаются учениками 9 классов по

выбору. Этот предмет сдают те учащиеся, которые уже определились с выбором будущей

профессии, с профилем 10 класса и решили сдавать ЕГЭ по литературе по окончании

школы.

В чем заключается трудность экзамена по литературе для девятиклассников? Если

на других экзаменах большая часть вопросов содержит краткие ответы на них, то в случае

с ОГЭ по литературе такого нет. Дело в том, что в экзаменационной модели по литературе

присутствуют только задания с развёрнутым ответом. Тестовых заданий нет. Ученик

должен будет дать развернутый ответ на каждый вопрос, который попадется в ОГЭ.

Важно выбрать правильный подход к сдаче экзамена.

Давайте посмотрим, что из себя представляют задания по литературе.

Экзаменационная работа построена с учётом принципа вариативности:

экзаменуемым

предоставляется

право

выбора

при

выполнении

заданий

всех

содержательных блоков. Исключение составляет задание 4 (сопоставление двух

стихотворений).

Задания базового уровня 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 части 1, требующие написания

ответа объёмом 3-5 предложений, проверяют умение выпускника 9 класса дать ответ на

проблемный вопрос на основе анализа предложенного фрагмента эпического, (или

драматического, или лироэпического произведения); умение выбрать другой фрагмент из

эпического (или драматического, или лироэпического) произведения в соответствии с

заданием, построить развёрнутое рассуждение с опорой на анализ самостоятельно

выбранного фрагмента в соответствии с заданием; умение построить развёрнутое

рассуждение о тематике, проблематике, лирическом герое, об образах стихотворения (или

басни), о видах и функциях изобразительно-выразительных средств, об элементах

художественной

формы,

об

особенностях

образно-эмоционального

воздействия

поэтического текста, о собственном восприятии произведения. От экзаменуемого

требуется выдвинуть необходимые тезисы, дать их обоснование и не допустить при этом

фактических ошибок, связанных со знанием текста или пониманием авторской идеи.

Доказательство правильности и точности выдвинутого тезиса связано с пониманием роли

эпизода, деталей изображения, элементов повествования, описания.

Рассмотрим на примере двух первых заданий части 1, сформулированных по

фрагменту из сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один

мужик двух генералов прокормил» из цикла «Сказки для детей изрядного возраста».

Выполняя одно из первых заданий (1.1/1.2), ученик должен хорошо знать текст и

ориентироваться в произведении, уметь анализировать поведение героев, выявлять

причинно-следственные связи, определять роль авторских изобразительно-выразительных

средств, элементов художественной формы.

Задание 1.1: Зачем, рассказывая об усердном труде мужика на благо генералов,

автор использует слова «тунеядец» и «лежебока»?

Задание направлено на анализ приведенного фрагмента. Экзаменуемый должен

показать понимание идеи произведения: в сказке «Повесть о том, как один мужик двух

генералов

прокормил»

поднимается тема

раболепского

сознания

народа,

уничижительного отношения мужика к себе перед лицом высших чинов. Выполняя это

задание, выпускник 9 класса должен иметь представление о понятиях «ирония», «сатира»

и понимать, что автор сказки противопоставляет трудолюбие, практичность и смекалку

мужика лени, глупости и неприспособленности к жизни генералов,

понимать, что

основная мысль сказки - не в сочувствии мужику, а в осуждении народной пассивности и

покорности, протесте против чиновничьего паразитизма и тупости, показать умение

анализировать прочитанный текст, и объяснить, кого на самом деле Салтыков-Щедрин

считает лежебоками и тунеядцами.

Задание 1.2: Каково авторское отношение к мужику и каково к генералам?

Задание направлено на анализ элементов формы и связано с определением авторского

отношения к героям. Отвечая на этот вопрос, выпускник должен продемонстрировать

умение выборочной работы с текстом,

понимание позиции автора, умение делать

обобщающие заключения: от раскрытия никчемности генералов до вывода об отношении

Салтыкова-Щедрина

к

мужику.

Задача

выпускника:

продемонстрировать

умение

адекватно понять вопрос, дать на него прямой ответ, не подменив его пересказом и не

допустив фактических ошибок, обосновывая высказанные тезисы примерами из текста.

Кстати, формулировки двух заданий (1.1. и 1.2) дополняют друг друга и

подсказывают экзаменуемому, на какие элементы содержания и/или формы следует

обратить внимание.

В задании 2 есть своя логика, важная для работы в целом: следует самостоятельно

найти другой фрагмент текста того же произведения и осмыслить этот фрагмент в

аспекте, указанном в задании. При подготовке ученика к выполнению второго задания

важно обратить его внимание на то, что задача сопоставления с предложенным для

анализа текстом не ставится, то есть соотносить самостоятельно выбранный фрагмент с

тем, который предложен в КИМ, для выполнения заданий 1.1/1.2 не нужно.

Задание 2.1: Выберите другой фрагмент сказки, в котором показано, как мужик

заботится о генералах. Как характер героя раскрывается в выбранном фрагменте?

Задание направлено на анализ самостоятельно выбранного фрагмента сказки и

осмысление характера героя в выбранном фрагменте. Однако так просто не удастся

ответить на поставленный вопрос, не зная произведения.

Выпускнику необходимо

вспомнить весь текст, выбрать другой фрагмент произведения, показать умение делать

вывод из прочитанного, умение характеризовать героев и события на основе поиска

литературных фактов и авторского суждения.

Задание 2.2: Выберите другой фрагмент сказки, в котором проявилось отношение

генералов к мужику. Какие художественные средства, использованные автором в

выбранном фрагменте, помогают выявить это отношение?

Задание направлено на анализ самостоятельно выбранного фрагмента сказки и

осмысление роли художественных средств в создании образов героев. Генералы, не

способные по достоинству оценить старания мужика, живут в полной уверенности в

своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны

выполнять любые их прихоти. Поэтому генералы даже не смогли отблагодарить мужика,

когда он доставил их обратно в Петербург. Рюмка водки да пятак серебра – всё, на что

они оказались способны. Выполняя это задание, ученик должен показать знание

художественно-выразительных

средств

и

понимание

их

роли

в

раскрытии

пренебрежительного отношения генералов к своему спасителю: как генералы ругали во

время пути мужика (просторечное слово «мужичина», ругательство «каналья») и сколько

ругали, тоже ёмко определено с помощью фразеологизма «ни пером описать, ни в сказке

сказать».

Третье задание части 1 базового уровня отнесено к анализу стихотворения, или

басни, или баллады. Экзаменуемому предлагается выбрать одно из заданий (3.1 или 3.2) к

приведённому тексту. Например, задания к стихотворению А.С. Пушкина «Не пой,

красавица, при мне…» (1828 г.).

Задание 3.1: Какие чувства владеют лирическим героем данного стихотворения?

Выполняя это задание, выпускник должен показать умение обладать навыками

анализа поэтического текста; различать понятия «автор» и «лирический герой»

стихотворения; знать¸ что творчеству А.С. Пушкина была присуща тема воспоминания;

определить, что стихотворение «Не пой, красавица, при мне…» относится к любовно-

философской лирике, и суметь дать ответ на вопрос в заданном направлении.

Задание 3.2: Какую роль в раскрытии главной темы стихотворения играют

эпитеты? Задание направлено на выявление роли эпитетов как средства художественной

выразительности в раскрытии главной темы стихотворения А.С. Пушкина «Не пой,

красавица, при мне...». Выполняя это задание, выпускник должен уметь выявлять

тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание стихотворения о любви,

используя

для

анализа

выразительные

средства

речи

в

соответствии

со

сформулированным заданием.

В целом, ответы на предложенные вопросы по тексту А.С. Пушкина дают

возможность выпускникам продемонстрировать умение

через выявление функции

элемента художественной формы строить рассуждение применительно к содержательной

основе стихотворения.

Задание 4 является последним в части 1 и относится к заданиям

повышенного уровня сложности. В этом задании ученику нужно будет сравнить исходный

текст

стихотворения

с

другим.

Если

в

первых

заданиях

нужно

было

дать

аргументированный ответ максимум на 5 предложений, то здесь рекомендуется дать ответ

на 8 предложений.

Перед выполнением этого задания выпускнику необходимо внимательно прочесть

предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 4

нацеливает

экзаменуемого

на

преобразующее

воспроизведение

или

некоторую

интерпретацию содержащейся в текстах информации. При выполнении этого задания

экзаменуемый должен продемонстрировать следующие умения: выявлять характерные

особенности поэтики автора, виды и функции изобразительно-выразительных средств,

элементов художественной формы; строить развёрнутое рассуждение применительно к

содержательной основе стихотворения (тематика, проблематика, лирический герой),

особенностям образно-эмоционального воздействия поэтического текста, проблемно-

тематическим связям данного стихотворения с произведениями других отечественных

писателей-классиков.

Поэтому важно правильно и развернуто ответить на него, не

используя бытовые слова, так как за них проверяющий будет снижать баллы.

При выполнении сопоставительного анализа выпускнику необходимо обратить

внимание на типологию сравнений, обусловленную дидактическими задачами: прием

сравнения, преследующий цель установить только сходство между сопоставляемыми

объектами или установить только различия между сравниваемыми объектами (например,

авторская позиция, тема, мотивы, художественные средства), а также подтверждение

каждого тезиса цитатами и анализом текста.

Задание 4: Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при

мне…» со стихотворением Е.А. Баратынского «Разуверение». В чем состоит различие

душевных состояний, переживаемых лирическими героями двух стихотворений?

Сопоставление

лирических

произведений

А.С.

Пушкина

и

Е.А.

Баратынского

предполагает выявление отличительных особенностей тематики и образной системы двух

стихотворений, что делает необходимым опору на внутрипредметные связи изученного

курса и таким образом обеспечивает дополнительный охват учебного материала,

позволяет проверить уровень сформированности важнейших предметных компетенций.

Экзаменуемому необходимо знать, что выявление сходств и различий в

конкретных аспектах удобнее проводить при параллельном сопоставлении. Этот навык

необходимо закрепить за период обучения предмету. Закрепляя навыки по сопоставлению

в течение всего периода школьного обучения, полезно знакомить обучающихся не только

с основными моделями сопоставления, но и показать им способы оптимально быстрого и

точного собирания информации при осуществлении сопоставления.

Во 2 части заданий КИМ по литературе будет представлено лишь одно. Отвечая на

него, экзаменуемому нужно будет написать сочинение в объёме 150 – 200 слов. Если есть

возможность «без воды» написать больше 200 слов и полностью качественно раскрыть

тему, то такой ответ будет только приветствоваться проверяющими. Сочинение - это

самая сложная часть испытаний ОГЭ, это задание высокого уровня сложности.

Самые очевидные проблемы, возникающие при написании сочинения большого

объёма, лежат в области содержания, т.е. связаны с раскрытием темы, со знанием и

пониманием (которое рождается в процессе изучения произведения) текста.

Написание сочинения-рассуждения на литературную тему – задача нелегкая. Во-

первых, надо хорошо знать историю создания того или иного произведения, его тематику,

проблематику, поэтику (жанрово-родовые особенности, сюжет, композицию и пр.).

Подменять заданную тему сочинения нельзя. Во-вторых, необходимо соблюдать

определенную композицию сочинения. Если тема сформулирована в виде вопроса, значит,

во введении требуется прямой, внятный ответ, представленный в виде тезиса. Ответ на

заданный вопрос сразу покажет, насколько глубоко и концептуально освоено творчество

писателя, на каком уровне понимания смысла художественного произведения (авторской

позиции) находится ученик. Введение не должно быть «пустым», «пространным», «ни о

чем», то есть не должно содержать «общих слов». Задача учителя – научить читать

формулировку задания по ключевым словам, а не подменять заданную тему «общим»

знанием. Вторая композиционная часть сочинения – основная. Это доказательства тезиса,

в которой ученик показывает знание произведения. Он не должен пересказывать

содержательно-фабульную историю отношений между героями (не ЧТО делают герои), а

должен

показать

понимание

идейно-художественного

своеобразия,

нравственно-

философской, социально-психологической проблематики, содержательности отдельных

элементов формы художественного произведения, роль и место произведения в

творчестве писателя и жизни русского общества своего времени (КАК автор оценивает

поведение, речь героев). При этом ученик самостоятельно выбирает эпизоды для

примеров, сопоставляет, анализирует их, рассматривает динамику характеров и пр.

Заключение сочинения должно соответствовать своему назначению: содержать выводы,

подтверждающие, развивающие или уточняющие первоначальный тезис, но не повторять

мысль тезиса без развития. Все предметные результаты максимально проявляются при

выполнении 5 задания.

У многих выпускников при написании сочинения вызывает трудность критерий 3

«Опора на теоретико-литературные понятия». Включать в текст своей работы теоретико-

литературные понятия для девятиклассника еще достаточно сложно. Как правило, умение

экзаменуемого работать с терминами (чтобы получить 2 балла по 3 критерию)

предусматривает не краткое его упоминание в одном предложении, а развернутое

пояснение, как он «работает в тексте». Для того, чтобы получить высший балл по 3-му

критерию необходимо не ограничиваться упоминанием одного-двух общеизвестных

терминов из названия темы, а включить в сочинение понятия более сложного уровня,

такие как «экспозиция», «гротеск», «тропы», «мотивы» и т.д.

Конечно, ОГЭ по литературе проще, чем ЕГЭ. Тем не менее, для успешной сдачи

ОГЭ по литературе экзаменуемому важно изучить требования экзамена (спецификацию,

кодификатор,

демоверсию),

читать

произведения

в

оригинале,

осмысленно

и

аналитически, знать биографии писателей и исторический контекст, работать над своей

речью и уметь писать развернутые ответы. В этом и заключается «формула успеха».



В раздел образования