Напоминание

Путешествие по осеннему лесу


Автор: Лошкарева Евгения Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Алексеевский детский сад № 4 "Березка"
Населённый пункт: пгт. Алексеевское Республика Татарстан
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Путешествие по осеннему лесу
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Алексеевский детский сад № 4 «Берёзка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Конспект НОД (Музыка)

«Путешествие в

осенний лес»

в старшей группе
Музыкальный руководитель Лошкарева Евгения Александровна пгт. Алексеевское, 2016 г.

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Цель:
Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально ритмических движениях).
Задачи:

Образовательные задачи:
 Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений («ковырялочка», поскоки).  Учить определять музыкальные жанры: песня, танец, марш.  Учить соблюдать ритмичность в песне, начинать петь сразу после вступления. Правильно произносить гласные звуки в словах.  Учить составлять простые ритмические рисунки и воспроизводить их с помощью музыкальных палочек.
Развивающие задачи:
 Развивать координацию движений, творческие способности, умение выполнять танцевальные движения.  Продолжать развивать вокально-хоровые навыки, умение играть на музыкальных инструментах (музыкальные палочки), развивать чувство ритма.  Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.
Воспитательные задачи:
 Продолжать воспитывать любовь к красоте осенней природы через музыку.
Методы и приемы активизации детей
 Создание проблемных ситуаций. (Проблемные вопросы: Как добраться до леса? Как доказать что палочки деревянные? Отгадывание загадки.)  Наглядно-слуховой метод. (Прослушивание песен в исполнении музыкального руководителя, прослушивание произведения.)  Наглядно-зрительный. (Рассматривание иллюстрации картины осени, иллюстрации животных, схемы ритмического рисунка).  Словесный метод. (Беседа, вопросы к детям, стихотворная форма, поощрения.)  Практический метод в пении и распевке, музыкально - ритмических движениях.  Игровой прием (игра на деревянных палочках – развитие чувства ритма, игра «Чей кружок соберется скорее?»)
Материал к занятию:

Раздаточный материал:
деревянные палочки для отстукивания ритма.
Демонстрационный материал:
слайды.

Фонограммы пьес
: «Бар матур бакча»
Технические средства обучения:
Мультимедийное оборудование: экран, проектор, флешка с записью муз. произведений, презентация - слайды с анимационными картинками и художественными картинами.
Оборудование:
корзинка с деревянными палочками, корзинка с шапочками овощей (лук, морковь, репка), руль, листочки для игры, «пенечки», бутафорская морковка с угощениями.
Словарная работа:
Обогащение словаря: торжественная музыка, название ветров Листобой и Снегонос.
Предварительная работа
: Подготовка и изготовление наглядного демонстрационного материала, подбор опытов, разработка дидактических игр, подготовка раздаточного материала, подбор слайдов, музыки.
Организация педагогических воздействий
1. Фронтальный подход – обращение ко всей группе во время всех видов музыкальной деятельности. 2. Индивидуально - дифференцированный подход во время дидактических игр, а так же к малоактивным детям для их активизации.
Ход занятия:
Дети входят в зал под спокойную музыку, образуют круг. Исполняют музыкальное приветствие.
МР:
Здравствуйте! (пропевает по трезвучию до мажора вверх)
Дети:
Исәнмесез! (пропевают по трезвучию до мажора вверх)
МР:
Исәнмесез! (пропевает по трезвучию до мажора вниз)
Дети:
Здравствуйте! (пропевают по трезвучию до мажора вниз)
МР:
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся:
МР:
Добрый день (пропевает по трезвучию до мажора - вверх)
Дети:
Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора - вниз)
МР:
Говорим мы (пропевает по трезвучию вверх)
Дети:
Каждый день (пропевают по трезвучию вниз)
МР:
Этими словами (пропевает по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)
Дети:
Здороваемся с вами (пропевают с 5-й ступени – вниз)
МР:
Ребята, а вы любите сказки? (Да). Я хочу рассказать вам одну очень интересную сказку. Но сначала отгадайте мою загадку: «Пыль поднял и ветки клонит, Облака на небе гонит. Знают взрослые и дети, Что шалит так, только - ?» (
Ветер
)
СЛАЙД 1


-
Правильно, это ветер. Ребята, вы догадались, о чём будет сказка? (Сказка о ветерке). Правильно, а называется она «Сказка о дружбе кленового листочка и Ветерка-Холодка». «Вот и осень на дворе… Таинственная принцесса взяла в свои руки уставшую природу: одела в золотые наряды, промочила долгими дождями, обдула холодными ветрами. Самый старший среди ветров Снегонос. Налетит на землю, наведёт порядок, всё снегом запорошит. Листобой чуть помладше – закружится в своем золотом танце, мягким багряным одеялом всё принакроет, колыбельную песню затянет, сладким сном спать заставит. Всем работы хватит! Только самому младшему Ветерку – Холодку серьёзную работу не доверяют: «Маленький ещё!» - говорят. Вот и приходится ему находить интересные занятия, чтобы не было скучно. Решил как-то ветерок найти себе друзей, чтобы вместе играть и веселиться, и отправился в лес».
СЛАЙД 2

М Р :
Ребята, давайте тоже отправимся в лес вместе с Ветерком- Холодком. Только дорога в лес непростая: то кочка, то ямка. Как же мы пройдем по такой непростой дороге? (Будем прыгать, бежать и т.д.) Через них мы будем перешагивать большими и маленькими шагами. А чтобы не потеряться, нам нужно крепко держаться друг за друга. Положите друг другу руки на плечи. (Упражнение «Гусеница»: большие и маленькие шаги)
МР:
Ребята, отстали мы немного от Ветерка, давайте догоним его. По ровненькой лесной тропинке весело поскачем друг за другом (Поскоки).
СЛАЙД 3

МР:
На полянку прискакали. Дружно все в кружочек встали. Разыгрался Ветерок И танцует наш дружок! Ну, и мы не отстаём, тоже танцевать начнём. Давайте вспомним упражнение «Ковырялочка».
СЛАЙД 4. МР:
«Ветерку стало весело и он решил забраться повыше на деревья, а за этими ветками спала тучка. Разбудил её Ветерок, опустилась она пониже к земле - и пошел дождь». А мы, ребятки, чтобы не промокнуть, спрячемся от дождя под березками. (Дети садятся на стульчики.)
МР:
«Решил Ветерок спрятаться за пенечком.» Посмотрим, нет ли его здесь. (МР заглядывает за пенечек и достаёт корзинку с музыкальными палочками). Ребята, посмотрите, какая красивая корзинка, а в ней лежат палочки. Какие это палочки? (Деревянные). А как можно определить, что они деревянные? Правильно, можно постучать ими
друг о дружку, и мы услышим стук. Давайте с ними поиграем. (Упражнение по развитию чувства ритма «Кап-кап»). Ребята, посмотрите, какие капельки красивые. Давайте споем песенку капелек. Повторяйте за мной. (Дети отстукивают ритм палочками по показу.) «Кап-кап, кап-кап, Мокрые дорожки.
СЛАЙД 5
Всё равно пойдем гулять, Надевай сапожки». А теперь вы сами придумайте, как могут капать капельки. (Предлагаю 2-3 детям показать ритмический рисунок, остальные повторяют).
М Р :
Молодцы, ребята! Понравилось тучке, как мы играли с капельками, не хочет она мешать нашей прогулке по лесу. А мы продолжим нашу сказку о Ветерке. «Отправился тогда Ветерок-Холодок на лесную полянку. А там лесные жители. «Может быть – подумал Ветерок - они со мной согласятся поиграть?» Но и лесные жители не желали с ним играть, у них у каждого свое дело было».
МР:
Ребята, а какие животные были на полянке? (Еж, белка и заяц)
СЛАЙД

6.
Вы хотите знать, чем же любят заниматься лесные жители? Давайте попробуем догадаться. Ребята, послушайте и скажите, какое музыкальное произведение звучит? (марш). Кто из животных любит маршировать? (Зайчик.) Правильно. Какая музыка по характеру? (Бодрая, громкая, торжественная, быстрая.) Давайте вместе с зайчиком будем маршировать на месте. (Исполняется марш, дети маршируют на местах.) Молодцы! А теперь следующее задание. (Звучит плясовая) Какое музыкальное произведение звучит? (Пляска). Какая музыка по характеру? (Веселая, легкая, быстрая, радостная.) Какое животное любит танцевать? Белочка. Давайте вместе с ней потанцуем. А теперь последнее задание лесных жителей. (Звучит песня «Падают листья») Дети, что это звучит? (Песня) Правильно, это звучит песня, ее ежик поет. А как вы поняли, что это песня. Чем она отличается от других произведений? (В песне есть слова). Какая песня по характеру? (Ласковая, нежная.) О чем поется в песне? (О осени и листьях). Правильно, ребята.
МР:
«Ветерку стало весело, он решил, что лесные жители играют с ним и стал раскачиваться на ветках деревьев, так что листочки с деревьев посыпались на них. От испуга животные разбежались в разные стороны». Ребята, давайте исполним песню «Падают листья». Исполняется песня «Падают листья»
СЛАЙД 7.

МР:
«Полетел Ветерок-Холодок дальше по лесу. Заглянул за березовый пенечек. » (Березовый пенечек.)
СЛАЙД 8.
(Достаю из-за пенечка корзинку с полумасками-овощами). Ребята, посмотрите, корзинка с овощами. Какие
овощи в корзинке? (Показываю овощи и прошу назвать их на татарском языке: суган – лук, шалкан – репка, кишер – морковь).
МР :
Ребята, вставайте в хоровод, исполним хороводную «Бар матур бакча». Хоровод «Бар матур бакча».
МР:
Молодцы, ребята. Вот как хорошо мы повеселились. Только наш Ветерок не нашел себе и здесь друга для веселья. «Загрустил Ветерок и не спеша полетел над лесом, слегка задевая верхушки деревьев. Вдруг Ветерок заметил среди деревьев что-то золотисто-яркое, похожее на маленькое солнышко. Оно трепетало, и как будто манило и подзывало Ветерка к себе. Подлетев поближе, он увидел, что это был кленовый листочек, который на дереве остался совсем один.»
СЛАЙД 9.
«Привет!» - дружелюбно поздоровался листочек, слегка покачиваясь на ветке. «Ш-ш-ш!» - прошептал Ветерок, так он поприветствовал своего приятеля. Листочек так обрадовался Ветерку, ведь его друзья - листочки уже давно опали и лежат под деревьями, а ему даже не с кем пошептаться! «Может, ты согласишься со мной поиграть?» - спросил золотой листочек. Как обрадовался Ветерок! Теперь ему будет с кем поиграть! Непоседа подхватил своего друга и закружил его в вихре удивительного танца. Кленовый листочек сверкал и переливался в лучах солнца. В этот момент и Ветерок и его новый друг, кленовый листочек, чувствовали себя самыми счастливыми, и им вдвоём было очень весело и хорошо…»
МР :
Ребята, посмотрите, какие красивые кленовые листочки есть у меня. Давайте с ними поиграем в игру «Чей кружок соберется скорее?» (Игра «Чей кружок соберется скорее?»)
МР:
Осенью с большого клена Оторвался лист узорный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Облетел листок кленовый Двор и парк, и даже лес! Шалунишки не устали, Эту сказку рассказали. И поведали секрет, Крепче дружбы чувства нет! Вот и закончился наша сказка и путешествие по осеннему лесу. Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом и лесными жителями.
МР:
До свидания! (пропевает по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вниз)
Дети:
Саубулыгыз! (пропевает по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вниз) Дети выходят из музыкального зала «Шагают девочки и мальчики» В. Золотарева


В раздел образования