Автор: Лошкарева Евгения Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ Алексеевский детский сад № 4 "Березка" Населённый пункт: пгт. Алексеевское Республика Татарстан Наименование материала: конспект занятия Тема: Путешествие по осеннему лесу Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Алексеевский детский сад № 4 «Берёзка»
Алексеевского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект НОД (Музыка)
«Путешествие в
осенний лес»
в старшей группе
Музыкальный руководитель
Лошкарева Евгения Александровна
пгт. Алексеевское, 2016 г.
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Цель: Формирование
музыкальных
и
творческих
способностей
детей в
различных
видах
музыкальной
деятельности
(слушание
музыки,
пение,
музыкально ритмических движениях).
Задачи:
Образовательные задачи:
Способствовать
формированию
навыков
исполнения
танцевальных
движений («ковырялочка», поскоки).
Учить определять музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Учить
соблюдать
ритмичность
в
песне,
начинать
петь
сразу
после
вступления. Правильно произносить гласные звуки в словах.
Учить составлять простые ритмические рисунки и воспроизводить их с
помощью музыкальных палочек.
Развивающие задачи:
Развивать
координацию
движений,
творческие
способности,
умение
выполнять танцевальные движения.
Продолжать
развивать
вокально-хоровые
навыки,
умение
играть
на
музыкальных
инструментах
(музыкальные
палочки),
развивать
чувство
ритма.
Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать любовь к красоте осенней природы через
музыку.
Методы и приемы активизации детей
Создание проблемных ситуаций. (Проблемные вопросы: Как добраться
до леса? Как доказать что палочки деревянные? Отгадывание загадки.)
Наглядно-слуховой
метод.
(Прослушивание
песен
в
исполнении
музыкального руководителя, прослушивание произведения.)
Наглядно-зрительный. (Рассматривание иллюстрации картины осени,
иллюстрации животных, схемы ритмического рисунка).
Словесный
метод.
(Беседа,
вопросы
к
детям,
стихотворная
форма,
поощрения.)
Практический метод в пении и распевке, музыкально - ритмических
движениях.
Игровой
прием
(игра
на
деревянных
палочках
–
развитие
чувства
ритма, игра «Чей кружок соберется скорее?»)
Материал к занятию:
Раздаточный материал: деревянные палочки для отстукивания ритма.
Демонстрационный материал: слайды.
Фонограммы пьес : «Бар матур бакча»
Технические средства обучения:
Мультимедийное
оборудование:
экран,
проектор,
флешка
с
записью
муз.
произведений,
презентация
-
слайды
с
анимационными
картинками
и
художественными картинами.
Оборудование:
корзинка
с
деревянными
палочками,
корзинка
с
шапочками
овощей
(лук,
морковь,
репка),
руль,
листочки
для
игры,
«пенечки», бутафорская морковка с угощениями.
Словарная работа:
Обогащение словаря: торжественная музыка, название ветров Листобой
и Снегонос.
Предварительная работа :
Подготовка и изготовление наглядного демонстрационного материала,
подбор
опытов,
разработка
дидактических
игр,
подготовка
раздаточного
материала, подбор слайдов, музыки.
Организация педагогических воздействий
1. Фронтальный подход – обращение ко всей группе во время всех
видов музыкальной деятельности.
2.
Индивидуально
-
дифференцированный
подход
во
время
дидактических игр, а так же к малоактивным детям для их активизации.
Ход занятия:
Дети входят в зал под спокойную музыку, образуют круг.
Исполняют музыкальное приветствие.
МР: Здравствуйте! (пропевает по трезвучию до мажора вверх)
Дети: Исәнмесез! (пропевают по трезвучию до мажора вверх)
МР: Исәнмесез! (пропевает по трезвучию до мажора вниз)
Дети: Здравствуйте! (пропевают по трезвучию до мажора вниз)
МР: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними
поздороваемся:
МР: Добрый день (пропевает по трезвучию до мажора - вверх)
Дети: Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора - вниз)
МР: Говорим мы (пропевает по трезвучию вверх)
Дети: Каждый день (пропевают по трезвучию вниз)
МР: Этими словами (пропевает по ступеням звукоряда до 5-й ступени –
вверх)
Дети: Здороваемся с вами (пропевают с 5-й ступени – вниз)
МР: Ребята, а вы любите сказки? (Да). Я хочу рассказать вам одну очень
интересную сказку. Но сначала отгадайте мою загадку:
«Пыль поднял и ветки клонит,
Облака на небе гонит.
Знают взрослые и дети,
Что шалит так, только - ?» ( Ветер ) СЛАЙД 1
- Правильно, это ветер. Ребята, вы догадались, о чём будет сказка? (Сказка о
ветерке). Правильно, а называется она «Сказка о дружбе кленового листочка
и Ветерка-Холодка».
«Вот и осень на дворе… Таинственная принцесса взяла в свои руки
уставшую природу: одела в золотые наряды, промочила долгими дождями,
обдула холодными ветрами.
Самый старший среди ветров Снегонос. Налетит на землю, наведёт
порядок, всё снегом запорошит. Листобой чуть помладше – закружится в
своем
золотом
танце,
мягким
багряным
одеялом
всё
принакроет,
колыбельную песню затянет, сладким сном спать заставит. Всем работы
хватит!
Только самому младшему Ветерку – Холодку серьёзную работу не
доверяют: «Маленький ещё!» - говорят. Вот и приходится ему находить
интересные занятия, чтобы не было скучно.
Решил как-то ветерок найти себе друзей, чтобы вместе играть и
веселиться, и отправился в лес». СЛАЙД 2
М Р : Ребята,
давайте
тоже
отправимся
в
лес
вместе
с
Ветерком-
Холодком. Только дорога в лес непростая: то кочка, то ямка. Как же мы
пройдем по такой непростой дороге? (Будем прыгать, бежать и т.д.) Через них
мы
будем
перешагивать
большими
и
маленькими
шагами.
А
чтобы
не
потеряться, нам нужно крепко держаться друг за друга. Положите друг другу
руки на плечи. (Упражнение «Гусеница»: большие и маленькие шаги)
МР: Ребята, отстали мы немного от Ветерка, давайте догоним его. По
ровненькой лесной тропинке весело поскачем друг за другом (Поскоки).
СЛАЙД 3
МР: На полянку прискакали.
Дружно все в кружочек встали.
Разыгрался Ветерок
И танцует наш дружок!
Ну, и мы не отстаём, тоже танцевать начнём.
Давайте вспомним упражнение «Ковырялочка».
СЛАЙД 4. МР: «Ветерку стало весело и он решил забраться повыше
на
деревья,
а
за
этими
ветками
спала
тучка.
Разбудил
её
Ветерок,
опустилась она пониже к земле - и пошел дождь».
А мы, ребятки, чтобы не промокнуть,
спрячемся от дождя под
березками. (Дети садятся на стульчики.)
МР: «Решил Ветерок спрятаться за пенечком.»
Посмотрим, нет ли его здесь. (МР заглядывает за пенечек и достаёт
корзинку с музыкальными палочками). Ребята, посмотрите, какая красивая
корзинка, а в ней лежат палочки. Какие это палочки? (Деревянные). А как
можно определить, что они деревянные? Правильно, можно постучать ими
друг о дружку, и мы услышим стук. Давайте с ними поиграем. (Упражнение
по развитию чувства ритма «Кап-кап»).
Ребята, посмотрите, какие капельки красивые. Давайте споем песенку
капелек. Повторяйте за мной. (Дети отстукивают ритм палочками по показу.)
«Кап-кап, кап-кап,
Мокрые дорожки.
СЛАЙД 5 Всё равно пойдем гулять,
Надевай сапожки».
А теперь вы сами придумайте, как могут капать капельки. (Предлагаю 2-3
детям показать ритмический рисунок, остальные повторяют).
М Р : Молодцы,
ребята!
Понравилось
тучке,
как
мы
играли
с
капельками, не хочет она мешать нашей прогулке по лесу. А мы продолжим
нашу сказку о Ветерке.
«Отправился
тогда
Ветерок-Холодок
на
лесную
полянку.
А
там
лесные
жители.
«Может
быть
–
подумал
Ветерок
-
они
со
мной
согласятся
поиграть?» Но и лесные жители не желали с ним играть, у них у каждого
свое дело было».
МР: Ребята, а какие животные были на полянке? (Еж, белка и заяц)
СЛАЙД
6. Вы хотите знать, чем же любят заниматься лесные жители?
Давайте попробуем догадаться.
Ребята,
послушайте
и
скажите,
какое
музыкальное
произведение
звучит? (марш). Кто из животных любит маршировать? (Зайчик.) Правильно.
Какая
музыка
по
характеру?
(Бодрая,
громкая,
торжественная,
быстрая.)
Давайте
вместе
с
зайчиком
будем
маршировать
на
месте.
(Исполняется
марш, дети маршируют на местах.)
Молодцы!
А
теперь
следующее
задание. (Звучит
плясовая)
Какое
музыкальное произведение звучит? (Пляска). Какая музыка по характеру?
(Веселая, легкая, быстрая, радостная.) Какое животное любит танцевать?
Белочка. Давайте вместе с ней потанцуем.
А теперь последнее задание лесных жителей. (Звучит песня «Падают
листья») Дети, что это звучит? (Песня) Правильно, это звучит песня, ее ежик
поет.
А
как
вы
поняли,
что
это
песня.
Чем
она
отличается
от
других
произведений? (В песне есть слова). Какая песня по характеру? (Ласковая,
нежная.) О чем поется в песне? (О осени и листьях). Правильно, ребята.
МР: «Ветерку стало весело, он решил, что лесные жители играют с
ним и стал раскачиваться на ветках деревьев, так что листочки с деревьев
посыпались на них. От испуга животные разбежались в разные стороны».
Ребята, давайте исполним песню «Падают листья».
Исполняется песня «Падают листья» СЛАЙД 7.
МР: «Полетел Ветерок-Холодок дальше по лесу. Заглянул за березовый
пенечек. » (Березовый пенечек.) СЛАЙД 8. (Достаю из-за пенечка корзинку с
полумасками-овощами).
Ребята,
посмотрите,
корзинка
с
овощами.
Какие
овощи в корзинке? (Показываю овощи и прошу назвать их на татарском
языке: суган – лук, шалкан – репка, кишер – морковь).
МР : Ребята, вставайте в хоровод, исполним хороводную «Бар матур
бакча».
Хоровод «Бар матур бакча».
МР: Молодцы, ребята. Вот как хорошо мы повеселились. Только наш
Ветерок не нашел себе и здесь друга для веселья. «Загрустил Ветерок и не
спеша полетел над лесом, слегка задевая верхушки деревьев. Вдруг Ветерок
заметил среди деревьев что-то золотисто-яркое, похожее на маленькое
солнышко. Оно трепетало, и как будто манило и подзывало Ветерка к себе.
Подлетев поближе, он увидел, что это был кленовый листочек, который на
дереве остался совсем один.» СЛАЙД 9.
«Привет!» - дружелюбно поздоровался листочек, слегка покачиваясь
на ветке. «Ш-ш-ш!» - прошептал Ветерок, так он поприветствовал своего
приятеля. Листочек так обрадовался Ветерку, ведь его друзья - листочки
уже давно опали и лежат под деревьями, а ему даже не с кем пошептаться!
«Может, ты согласишься со мной поиграть?» - спросил золотой листочек.
Как обрадовался Ветерок! Теперь ему будет с кем поиграть! Непоседа
подхватил
своего
друга
и
закружил
его
в
вихре
удивительного
танца.
Кленовый листочек сверкал и переливался в лучах солнца. В этот момент и
Ветерок и его новый друг, кленовый листочек, чувствовали себя самыми
счастливыми, и им вдвоём было очень весело и хорошо…»
МР : Ребята, посмотрите, какие красивые кленовые листочки есть у
меня. Давайте с ними поиграем в игру «Чей кружок соберется скорее?» (Игра
«Чей кружок соберется скорее?»)
МР: Осенью с большого клена
Оторвался лист узорный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Облетел листок кленовый
Двор и парк, и даже лес!
Шалунишки не устали,
Эту сказку рассказали.
И поведали секрет,
Крепче дружбы чувства нет!
Вот и закончился наша сказка и путешествие по осеннему лесу. Пора
нам возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом и лесными
жителями.
МР: До свидания! (пропевает по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вниз)
Дети: Саубулыгыз! (пропевает по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вниз)
Дети выходят из музыкального зала
«Шагают девочки и мальчики» В. Золотарева