Авторы: Лукошкина Татьяна Александровна, Суворова Оксана Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: Екатеринбургская школа №1
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие межличностных отношений у обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Лукошкина Т. А., Суворова О.В.
учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №1 », г. Екатеринбург, Россия
РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Lukoshkina T. A., Suvorova O.V. Teacher of the State Budgetary Educational Institution of the
Sverdlovsk Region "Yekaterinburg School No. 1", Yekaterinburg, Russia DEVELOPMENT OF
INTERPERSONAL RELATIONS IN STUDENTS WITH DISABILITIES
Аннотация. Статья посвящена вопросам социометрического статуса подростка
в системе межличностных отношений со сверстниками
Ключевые
слова.
Подростковый
возраст,
социометрический
статус,
межличностное общение.
Abstract. The article is devoted to questions of sociometric status of teenagers in the
system of interpersonal relationships with peers
Keywords. Adolescence, sociometric status, and interpersonal communication.
Единственная настоящая роскошь
— это роскошь человеческого
общения.
Антуан де
Сент-Экзюпери
Подростковый возраст характеризуется глубокими изменениями условий и
факторов, влияющих на психическое развитие ребенка. Они касаются физиологии
организма, развития познавательных процессов, интеллекта, способностей, отношений
со взрослыми людьми и со сверстниками, влияния социальной среды. Общение со
сверстниками приобретает для подростка очень большую ценность и выделяется в
самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни.
Совокупность
разнообразных событий радости, победы, разочарование, огорчения составляет
настоящую жизнь подростка, в которой он действует самостоятельно, живет своей
жизнью, редко посвящая в это родителей.
Современное подрастающее поколение и его проблемы служат объектом
исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии. Взаимоотношения в
кругу подростков относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда
привлекал внимание. Межличностное общение является одним из важных сфер в
жизни подростка, ему очень важно принадлежать к какой-либо группе и занимать
определенное положение среди сверстников. Важнейшей потребностью подростка
является иметь близкого друга, товарищей быть признанным в кругу сверстников.
Неблагополучные отношения с одноклассниками могут тяжело переживаться и
расцениваться как личное поражение. Подросток тяжело переносит одиночество,
поэтому начинает искать себе товарищей за пределами школы. Нередко это
стихийные, неформальные организации, где подросток в психологическом плане
чувствует себя комфортно [3].
Положение человека в системе межличностных отношений, его личный
портрет,
признание
и
уважение
к
нему
со
стороны
окружающих
людей-
рассматривается как статус личности. Статус личности может быть определен только
во взаимоотношениях между людьми и считается социальным процессом. На
сегодняшний день очевидно, что общение это одно из важных условий жизни людей
без которого невозможно полноценное формирование личности человека.
В контексте межличностных отношений и общения в подростковой среде
красной нитью проходит вопрос о социометрическом статусе подростка в сообществе
сверстников. В основном, в психологических исследованиях, социометрические
статусы приобретают названия «звезды», «изолированные», «пренебрегаемые»,
«отверженные». В зарубежной литературе можно встретить названия «инородные
тела» или «социальные островки», что означает «изолированные» члены группы [2].
Социометрический статус можно трактовать, как эмоциональное предпочтение
членов группы и положение личности в системе взаимоотношений. «Звезда» -
эмоционально-притягательный член группы, не обязательно выступает в качестве
доминирующего в процессе общения. Чаще всего «звезда» - это любимец класса, но
не исключено, что человек этого статуса одновременно может быть и лидером группы.
Высоко оцениваются сверстники, которые обладают волевыми и интеллектуальными
свойствами, а также такими качествами, как смелость, честность, доброта, скромность,
готовность и умение быть хорошим товарищем, что для детей подросткового возраста
является одним из важных в отношениях с одноклассниками. Дети с высоким
социометрическим
статусом
находятся
в
благоприятном
положении,
в
коммуникативном плане с ними больше общаются и это общение носит дружеский
характер. Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным
образом на взаимоотношение со сверстниками. Они эмоционально реагируют на
различные неприятные ситуации с одноклассниками и могут в дальнейшем не
общаться с ними. В своих работах В.В. Клименко выделил признаки нарушения
отношений и особенности личности подростков, у которых возникают трудности в
общении. У детей наблюдается нежелание заниматься совместной деятельностью,
неумение реализовать свои личностные положительные качества, и неумение
применять на практике навыки общения. У таких подростков завышенная или
заниженная самооценка, в отношениях возникает конфликтность, которая проявляется
в агрессивно-защитных формах поведения. Ряд ученых заинтересовались вопросом,
как влияет величина статуса на принятия норм группы, и были выявлены участники
группы, которые занимали высокое статусное положение, но оказались более
податливыми к воздействию и мнению других людей, чем люди, занимающий «низко
статусную» позицию. Высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с
групповыми нормами. Дети, которые не разделяют ценности и нормы, существующие
в группе, и пополняют число «отвергаемых». Стремясь повысить свой статус в группе
одноклассников, подростки прибегают к тем способам, которые приняты в компаниях,
в которых состоит подросток. Зачастую эти методы поведения носят отрицательный
характер. Нарушение требования взрослых, действия направленные на нарушение
моральных и нравственных законов общества [1].
Совершенно противоположный способ добиться признание группы- быть
лучше других, достичь хороших результатов в учебе, спорте. Существует взаимосвязь
статуса и успешности в учебе. Как правило, ученики, которые занимают высокую
позицию, учатся хорошо и хорошие оценки выступают как социальное одобрение со
стороны членов группы.
Дети, которые учатся неудовлетворительно, в системе
межличностных отношений имеют низкий статус. Тем не менее, по данным ряда
исследований, неуспевающие ученики, как правило, не попадают в число «звезд».
Вместе с тем выяснилось, что и отличники могут фигурировать в качестве
отвергаемых. Подростки с разными социометрическими статусами имеют разные
системы ориентации. «Звезды» и приближенные к ним товарищи, ориентированы на
совместную деятельность, и если они чувствуют, что утратят свое положение, то их
деятельность становится более активной и целенаправленной. Они активно участвуют
в различных школьных мероприятиях, вовлечены в деятельность внешкольных
молодежных коллективов, пробуют себя в самых разнообразных видах деятельности
[3].
Знание особенностей процесса формирования статусно-ролевых отношений в
подростковой группе может стать направляющим и организующим средством, как для
психолого-педагогического персонала, так и для родителей, во взаимодействии с
подростками,
квалифицированной
помощи
в
установлении
удовлетворяющих
подростка межличностных отношений со сверстниками.
Список литературы
1.
Ангервакс, А.Е. Наш проблемный подросток: понять и договориться / А.Е
Ангервакс. - СПб. Изд-во РГПУ им. А.И Герцена, 2001. - 190с.
2.
Реан, А.А. Психология подростка / А.А Реан – СПб.: С-Петербург 2007-
480 с.
3.
Коваленко, С. Психологические детерминанты развития межличностных
отношений в подростковом возрасте / С.В Коваленко// Психология обучения , 2007-
№ 9 с.64-72 . 4.
Казанская, В. Подросток. Трудности взросления / В. Казанская// 2-е
издание, дополненное.: Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 283 с.