Напоминание

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН) интеллектуальными нарушениями, вариант 2 для 6 класса


Автор: Сосновская Елизавета Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярская школа 8"
Населённый пункт: г. Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН) интеллектуальными нарушениями, вариант 2 для 6 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская школа № 8»

Рассмотрено

на заседании методического

совета школы

Протокол № 1

от «29» августа 2025г.

Утверждаю:

Директор

КГБОУ

«Красноярская

школа

№8»

__________________________

М.Ю. Школьная

«___»_______2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Альтернативная коммуникация»

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН)

интеллектуальными нарушениями,

Вариант 2

для 6 класса

на 2025 – 2026 учебный год

Составитель: Сосновская Е.П.

Красноярск, 2025

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Целевой раздел...................................................................................................3

1.1. Пояснительная записка.................................................................................3

1.2. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы.......4

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей

программы................................................................................................................5

2.

Содержательный раздел................................................................................7

2.1. Содержание учебного предмета.....................................................................7

2.2 Учебно-тематический план..............................................................................7

3. Организационный раздел................................................................................8

3.1

Календарно-тематическое планирование....................................................8

3.2

Учебно-методическое обеспечение..............................................................9

3.3 Материально-техническое обеспечение........................................................10

Приложение..........................................................................................................11

Контрольно-измерительные материалы........................................................11

Годовая промежуточная аттестация....................................................................11

Годовая промежуточная аттестация за 6 класс..................................................13

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Данная

рабочая

программа

по

коррекционному

курсу

«Альтернативная коммуникация» (далее Программа) реализуется в условиях

6 класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с

умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью «Красноярской

школы №8».

Рабочая программа составлена на основании:

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями);

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями);

Адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования

обучающихся

с

умеренной,

тяжелой

и

глубокой

умственной отсталостью КГБОУ «Красноярская школа № 8»;

Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу,

дисциплине) КГБОУ «Красноярская школа №8»;

Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся КГБОУ

«Красноярская школа № 8»;

Календарного графика КГБОУ «Красноярская школа № 8».

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

коррекционный

курс

«Альтернативная коммуникация» входит в коррекционно-развивающую

предметную область и является частью учебного плана, формируемой

участниками образовательных отношений.

Цель предмета

формирование коммуникативных и речевых навыков

с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации,

развитие умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи предмета:

создавать

условия

для

полного,

разностороннего

формирования

положительных качеств личности

также развития социально значимых

качеств личности;

формировать у обучающихся интерес к коммуникации со взрослыми и

сверстниками;

подбирать доступные ребёнку средства невербальной коммуникации;

учить пользоваться средствами невербальной коммуникации для

решения соответствующих возрасту бытовых задач.

Цель

изучения

предмета

в

6

классе

закрепление

и

совершенствование освоенных ранее средств коммуникации (вербальной,

невербальной, альтернативной) в контексте познания окружающего мира и

личного опыта, для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Задачи предмета в 6 классе:

создавать условия для формирования и развития у обучающихся

индивидуально-личностных качеств, социально значимых ценностных

установок,

комплекса

(социальных)

жизненных

компетенций,

необходимых

для

введения

их

в

культуру,

овладения

ими

социокультурным опытом в соответствии с Программой оценки

личностных результатов обучающихся КГБОУ «Красноярская школа

№8»;

расширять рамки коммуникации с окружающими;

закрепить представления о невербальных средствах коммуникации;

развивать

мелкую

моторику

рук,

чёткую

артикуляционную

кинестезию, тактильную память;

формировать представления о схемах лица и тела;

обучать восприятию артикуляционных укладов звуков путём развития

зрительно – кинестетических ощущений;

развивать

понимание

обращённой

речи

и

смысла

доступных

невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм

и других графических изображений), неспецифических жестов;

развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его,

используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные

средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

развивать умение пользоваться доступными средствами коммуникации

в

практике

экспрессивной

и

импрессивной

речи

для

решения

соответствующих возрасту житейских задач;

формировать коммуникативные навыки и пополнять лексический запас

на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих

неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса

животных,

слов,

обозначающих

наиболее

часто

употребляемые

предметы.

1.2. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы

Результатом реализации программы могут явиться следующие предметные

результаты обучающегося.

Минимальный уровень:

умеет брать, удерживать и пользоваться в доступных пределах

пишущим предметом (ручкой, карандашом, фломастером);

понимает обращённую речь, смысл доступных жестов и графических

изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;

использует средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд,

мимику;

понимает

слова,

обозначающие

объекты/субъекты

(предметы,

материалы, люди, животные и т.д.);

выполняет задания по словесной инструкции учителя;

здоровается при встрече и прощается при расставании;

выполняет артикуляционные и дыхательные упражнения (доступные);

выполняет развивающие упражнения для рук;

выполняет элементарные графические задания по показу, по образцу и

по инструкции учителя;

«читает»

изображения

на

картинках,

сюжетных

картинах,

пиктограммах.

Достаточный уровень:

понимает обращённую речь, смысл доступных жестов и графических

изображений: рисунков, фотографий, символов, пиктограмм и т.д.;

использует средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд,

мимику,

графические

изображения,

символы,

коммуникативные

тетради;

использует вербальные средства общения (слово);

использует

усвоенный

словарный

материал

в

коммуникативных

ситуациях;

понимает

слова,

обозначающие

объекты/субъекты

(предметы,

материалы, люди, животные и т.д.);

понимает содержание небольших текстов, прочитанных взрослым,

пересказывает тексты с опорой на иллюстрации или пиктограммы,

выражает

эмоционально-

оценочное

отношение

к

героям

прослушанных

художественных

произведений

с

использованием

неречевых и речевых средств общения;

читает слоги, слова;

владеет навыками «глобального» чтения.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

рабочей программы

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой

и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными

нарушениями

в

развитии)

по

учебному

предмету

«Альтернативная

коммуникация»

в

6

классе

проводится

на

основании

мониторинга

личностных результатов в соответствии с Программой оценки личностных

результатов обучающихся КГБОУ «Красноярская школа №8» и достижения

обучающимися планируемых предметных результатов.

Процедура аттестации обучающихся проводится в режиме текущего урока.

При групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность

обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости,

оказывает

помощь:

демонстрирует

образец

действия,

или

совершает

совместные действия.

В индивидуальном виде работы – учитель, при необходимости, помогает

выполнять предметно-практическое действие.

Материалы

оценивания

оформлены

в

Приложение

(Контрольно-

измерительные материалы)

2.

Содержательный раздел

2.1. Содержание учебного предмета

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

овладевают

средствами

альтернативной

коммуникации

в

специально-

созданных

ситуациях,

приближенных

к

опыту

ребенка,

с

помощью

взрослого.

Содержание программы коррекционного курса состоит из 3 разделов.

Коммуникация.

Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание

похвалы.

Знакомство

с

сигнальными

обозначениями

на

лестничной

площадке, в столовой, дверях туалета. Создание практической игровой

ситуации

взаимодействия.

Ответы

на

вопросы

с

использованием

графического

изображения.

Составление

простых

предложений

с

использованием графического изображения (электронного устройства).

Использование вербальных и невербальных средств коммуникации.

Установление зрительного контакта с собеседником. Указание взглядом на

объект при выражении своих желаний. Показ взглядом согласия и ответа на

вопрос. Узнавание жестов. Выражение приветствия и прощания взглядом и

жестом. Использование звучащего предмета для привлечения к себе

внимания и выражение своих желаний. Выражение своих желаний и

обращение за помощью жестами. Использование графического изображения

(электронного

устройства)

для

обозначения

предметов

и

объектов.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);

приветствие

(прощание).

Выражение

своих

желаний,

обращение

за

помощью, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Прощание/приветствие, ответы на опросы, выражение просьб/желаний с

помощью слова.

Письмо и чтение.

Совершенствование ручной и мелкой моторики,

формирование элементарных графических умений, использование пишущего

предмета по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,

формирование умений читать слоги, слова и методом глобального чтения в

контексте близких к опыту обучающегося ситуаций коммуникации. Развитие

умения понимать смысл коротких текстов, читаемых взрослым, на основе

прослушивания текстов, читаемых учителем и прослушивания аудиозаписей,

подбора иллюстраций, пиктограмм, названий слов.

2.2 Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Контро

льная

работа

1.

Коммуникация

11

2

2.

Использование вербальных и невербальных

средств коммуникации

15

3.

Письмо и чтение

6

Итого:

34

3. Организационный раздел

3.1Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

I-четверть.

1.

«Школа. Школьные принадлежности». Обозначение

словом, жестом, с помощью пиктограммы.

1

2.

«Играем вместе. Школьные правила». Коммуникация в

коллективе с помощью слов, взгляда, жестов.

1

3.

Приветствие с помощью слов, жестов и выражений

(называние имен одноклассников). Реагирование на

собственное имя. Разыгрывание ситуации приветствия.

1

4.

Соотнесение себя с пиктограммой «ученик».

1

5.

Составление предложений типа «Ученик сидит за партой»

(устно/с помощью жестов или пиктограмм).

1

6.

Ответы на вопросы по картинке (поиск и показ

персонажей и знакомых предметов, определение их

деятельности). Составление простых предложений «я хочу

есть/пить» (доступным способом).

1

7.

Активизация речи в процессе участия в беседе по

сюжетным картинкам, фотографиям

на тему «Осень»

(доступным способом: устно/с использованием

пиктограмм).

1

8.

«Овощи и фрукты». Актуализация активного и пассивного

словарного запаса.

1

II-четверть

1.

Изображение осеннего дерева (рисование ствола,

дорисовка листьев). Дополнение осеннего пейзажа

(рисование точек, штрихов (дождь), галочек (птиц) на

бумаге). Слушание стихов об осени.

1

2.

Средства личной гигиены (щётка, мыло, полотенце, зубная

паста, шампунь), знакомство с картинками,

пиктограммами.

1

3.

Знакомство с жестом, картинкой, пиктограммой «мыть

руки», «умываться», «чистить зубы».

1

4.

Соотнесение пиктограммы – предмета и пиктограммы –

действия, составление предложений.

1

5.

Отгадывание задуманного предмета и загадывание по

жестовой загадке (имитация стирания – ластик) и др.

Выполнение двигательных упражнений под музыку.

1

6.

Выполнение действий с предметами. Составление простых

предложений с предметами доступным способом.

1

7.

Промежуточная итоговая аттестация.

1

8.

«Новый год». Обозначение символов нового года словом,

жестом, пиктограммой.

1

III-четверть.

1.

Знакомство с игрушкой, картинкой и пиктограммой

«кошка», «собака», «корова», «свинья», «лошадь». Чтение

слогов «му», «мяу», «хрю», «гав».

1

2.

Поиск на картинках знакомых предметов. Рисование

простых округлых предметов по образцу.

1

3.

«День защитника отечества». Обозначение символов

праздника словом, жестом, пиктограммой.

1

4.

Знакомство с игрушкой, картинкой и символом «медведь»,

«лиса», «волк», «заяц». Глобальное чтение.

1

5.

Письмо букв по трафарету, обводке. Выражение просьбы о

помощи, предложения помощи при выполнении

графических заданий, ответах на вопросы.

1

6.

«Мамин праздник». Обозначение символов праздника

словом, жестом, пиктограммой.

1

7.

Актуализация словаря действий: идёт, сидит, спит, лежит,

стоит, играет, ест, пьёт.

1

8.

Соотнесение действий со словом. Знакомство с

действиями «мяукает», «лает», «рычит», «хрюкает».

1

9.

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в

предложении (в, на, под, из, из-за).

Называние

отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых

комплексов.

1

10.

Называние простых по звуковому составу слов,

собственного имени. Называние (узнавание) имён членов

семьи (учащихся класса, педагогов класса).

1

11.

Называние (узнавание) слов, обозначающих признак

предмета (цвет, величина, форма и др.)

1

IV- четверть

1.

Время года «Весна». Признаки весны. Весенняя одежда и

обувь. Обозначение словом, жестом, пиктограммой.

1

2.

«Профессии». Составление предложений (вербально или с

помощью пиктограмм).

1

3.

Знакомство с картинкой и символом «Утро», «День»,

«Вечер», «Ночь».

1

4.

«Времена года». Составление предложений по

картинкам (вербально или с помощью пиктограмм).

1

5.

Время года «Лето». Признаки лета. Занятие летом. Летняя

одежда и обувь. Обозначение словом, жестом,

пиктограммой.

1

6.

Годовая промежуточная аттестация за 6 класс.

1

7.

Составление предложений по сюжетным картинкам

доступным способом (вербально/с помощью

пиктограмм).

1

3.2Учебно-методическое обеспечение

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной

отсталостью /под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ПИТЕР.

Пиктограммы, графические изображения, картинки с изображением

приветствия/прощания,

спасибо/пожалуйста,

дай/хочу/не

хочу,

школьных принадлежностей, членов семьи, овощей и фруктов, посуды.

Пиктограммы,

графический

изображения,

предметные

картинки,

сюжетные картинки, специально подобранные предметы, игрушки-

муляжи.

Игрушки, предметы со звуковыми эффектами (погремушка, трещотка,

колокольчик, резиновые «пищалки»).

Игрушки «Животные».

Карточки

с

буквами/слогами/словами,

хорошо

знакомыми

обучающимся.

3.3 Материально-техническое обеспечение

1. Технические средства обучения: классная доска, компьютер, телевизор.

2. Экранно-звуковые пособия: мультимедийные (цифровые) образовательные

ресурсы, соответствующие темам обучения, слайды, соответствующие

содержанию обучения.

3. Оборудование класса: ученические столы с комплектом стульев, стол

учительский, шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.

Приложение

Контрольно-измерительные материалы.

Годовая промежуточная аттестация

Задание 1. Найди ошибки. Покажи стрелками, как правильно.

Задание 2. Дополни предложение. Для этого провели стрелку от нужной

картинки к пустому квадрату.

Годовая промежуточная аттестация за 6 класс

Задание 1. Найди нужные изображения и соедини их стрелками. Скажи, что

ты соединил (по возможности).

Задание 2. Ответь на вопросы (доступным способом).

Задание 3. Покажи только домашних животных и птиц.



В раздел образования