Напоминание

«Создание центра педагогической поддержки родителей в организации образования»


Автор: Цих Ольга Андреевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 23
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Программа
Тема: «Создание центра педагогической поддержки родителей в организации образования»
Раздел: среднее образование





Назад




Программа

«Создание центра педагогической поддержки родителей в организации образования»

Автор составитель:

социальный педагог Цих О.А.

Пояснительная записка к программе центра педагогической поддержки родителей может включать следующие пункты:

Актуальность программы. Семья — основной социальный институт, который формирует личность ребёнка. На развитие

ребёнка влияет общая атмосфера в семье, доброжелательность отношений между её членами.

Цели программы. Обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания, повышение

педагогической компетентности родителей, поддержка всестороннего развития личности детей.

Задачи программы. Оказание консультативной помощи родителям и повышение их психологической компетентности в

вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка. Диагностика особенностей развития интеллектуальной, эмоциональной и

волевой сфер детей. Обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в дошкольное учреждение. Информирование

родителей об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребёнку в

соответствии с индивидуальными особенностями.

Принципы и подходы к формированию программы. Личностно-ориентированный подход к работе с детьми и

родителями, сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства, открытость системы воспитания.

Ожидаемые результаты. Повышение у молодых семей уровня знаний о развитии семьи и семейных взаимоотношениях, а

также о развитии личности ребёнка. Повышение психологической компетентности в вопросах воспитания детей.

Оптимизация детско-родительских отношений, стабилизация внутрисемейных отношений.

Программа центра педагогической поддержки родителей

1-11 классы

Тема

Содержание

Программа педагогической поддержки родителей

учащихся 1-4 классов

1.

1.

Проект жизни родителей –

счастливый человек

1. Благополучие ребенка как основа его счастливой жизни.

2. Ответственность родителей за благополучие ребенка.

3. Возрастные и социальные особенности младших школьников.

4. Как создать благоприятный климат в семье: родительское внимание, поддержка,

позитивное общение, взаимопонимание, доверительные взаимоотношения.

5. Методы семейного воспитания на основе общечеловеческих и национальных

ценностей.

2.

Радость познания: как помочь

ребенку учиться с удовольствием

1. Важность адаптации ребенка к школе для развития его личности

(физиологическая, психологическая и социальная).

2. Диагностика уровня развития когнитивных способностей ребенка и школьной

адаптации.

3. Приемы развития памяти, внимания, мышления и коммуникации у ребенка в

национальной культуре.

4. Домашние задания: помогать или не помогать?

5. Взаимодействие семьи и школы для повышения мотивации обучения детей.

3.

Каждый ребенок уникален: как его

раскрыть

1. Воспитание волевых качеств и характера в традициях национальной культуры.

2. Влияние темперамента на учебную деятельность, поведение и общение. Лучшее

для ребенка любовь, зло-жалость.

3. Как раскрыть уникальность ребенка в соответсвии с его темпераментом.

4. Взаимодействие семьи и школы в раскрытии уникальности каждого ребенка.

4.

Как развить

смекалку и эрудицию у ребенка

1. Игры как средство развития детей.

2. Интеллектуальные игры и их влияние на развитие у детей смекалки и эрудиции.

3. Национальные и семейные интеллектуальные игры для детей и родителей.

4. Взаимодействие семьи и школы по развитию смекалки и эрудиции у ребенка.

5.

Как преодолеть зависимость

детей от компьютерных игр

1. О влиянии компьютерных игр на психику ребенка.

2. Соблюдение режима пользования интернетом.

3. Как защитить ребенка от игровой зависимости.

4. Альтернатива компьютерным играм: спорт, активные игры, творчество, чтение,

прогулки, театр.

6.

Как поддержать ребенка в

сложной ситуации

1. Сложные ситуации в жизни ребенка.

2. Агрессия, ложь, истерика и другие проявления ребенка в сложных ситуациях.

Порядочность, совесть-признак человечности. Неуклюжий характер,

отчужденность-признак невежества.

3. Распознавание и понимание состояния ребенка в сложной ситуации.

4. Эффективные способы поддержки ребенка в сложных ситуациях.

5. Опора на сильные стороны ребенка в разрешении ситуации.

7.

Воспитание личным примером

1. Польза совместного времяпрепровождения взрослых и детей в семье.

2. Качества характера родителя, которые важно транслировать в повседневной

жизни.

3. Привитие полезных привычек.

4. Держать свое слово и выполнять обещания – важный жизненный принцип

родителей.

8.

Традиции как основа семейного

благополучия

1. Актуальность семейных традиций. Семейные традиции как укрепление

взаимоотношений в семье, проявление любви и доверительного общения.

2. Семейные традиции и хобби, способствующие единению семьи.

3. Обучение основам создания семейных традиций: практические приемы.

4. Взаимодействие школы и родителей в соблюдении семейных традиций,

проявление взаимного уважения и культивирование школьных традиций.

5. Преемственность национальных и семейных традиций.

Программа центра педагогической поддержки родителей

учащихся 5-9 классов

1.

Позитивное родительство:

слушать, слышать, быть

услышанным

1. Возрастные и социальные особенности подростков.

2. Воспитание как позитивное воздействие на подростка, а не исправление ошибок,

недостатков и отклонений.

3. Особенности позитивного родительства: преобладание положительных эмоций

над отрицательными, позитивное настроение; сосредоточение на достоинствах

подростка, развитие сильных и позитивных черт характера.

4. Принципы и правила позитивного родительства. Национальные истоки

позитивного родительства.

5. Удовлетворенность и психологическое благополучие как результат позитивного

родительства.

2.

Новые условия обучения: как

ребенку пройти адаптацию

1. Физиологическая адаптация подростка, условия повышения его

работоспособности. Культура национального питания как возможность

физиологической адаптации подростка.

2. Социально-психологическая адаптация подростка: основные трудности, не

уважайте других, если не уважаете себя. Влияние самооценки подростка на процесс

адаптации.

3. Развитие коммуникативных навыков подростка в семье.

4. Взаимодействие семьи и школы в успешной социализации подростка

3.

Как найти ключ к своему ребенку

1. Возрастные кризисы подростка, способы справляться с их проявлениями.

2. Общие интересы родителей и детей как основа их взаимопонимания.

3. Как строить общение с подростком. Конструктивные переговоры.

4. Конфликты с подростком и пути их разрешения.

5.Умение прощать как условие сохранения эмоционального контакта между

родителем и ребенком.

4.

Растим творческую личность

1. Методы развития творческого мышления подростка в условиях семьи.

2. Учимся придумывать сказки по опорам.

3. Значение национальных детских игр в развитии творчества детей в условиях

современной семьи.

4. Повышение эффективности творческих занятий с детьми.

5. Взаимодействие семьи и школы по развитию творческой личности.

5.

Ребенок в интернете: как найти

1. Интернет и формы активности подростка в сети.

золотую середину

2. Ключевые проблемы, последствия и возможности использования подростком

интернета.

3. Алгоритм поведения родителей для защиты подростка от травли и опасных

источников в интернет-пространстве.

4. Влияние воспитания на поведение подростка в сети.

5. Взаимодействие школы и родителей по обеспечению информационной

безопасности подростка.

6.

Как удержать баланс между

«надо» и «хочу»

1. Потребности и желания подростка.

2. Признаки проблемного поведения подростка.

3. Алгоритм работы с негативными эмоциями

4. Способы саморегуляции.

5. Предотвращение правонарушений среди подростков.

7.

Особенности взаимоотношений

подростков

1. Дружба – самое важное в жизни подростка.

2. Как дружат современные дети. Подростковые субкультуры.

3. Конфликты между подростками.

4. Стратегии родительского поведения.

5. Национальные ценности «принятие», «уважение», «открытость» как основа

построения взаимоотношений между людьми.

8. 8.

Ценности как основа семейного

счастья

1. Актуальность применения семейных ценностей.

2. Гостеприимство как основа семейных ценностей

3. «Добрые родители - Добрый ребенок». Как мы формируем или сохраняем эти

ценности в семье, у ребенка?

4. Важность взаимодействия школы и родителей в вопросах сохранения

национальных ценностей у подростков.

Программа педагогической поддержки родителей

учащихся 10-11 классов

1.

Личность как результат

саморазвития на основе

нравственных ценностей

1. Возрастные и социальные особенности старшеклассников.

2. Позитивное родительство как поддержка желания и способности

старшеклассника

самостоятельно выстраивать свою жизнь.

3. Самостоятельная деятельность – главный способ развития личности.

Приемы самовоспитания: национальная этика и современность.

2.

Эмоциональный интеллект –

основа успешной личности

1.Эмоциональный интеллект и его влияние на качество жизни человека.

Структурные компоненты эмоционального интеллекта: самоосознание,

саморегуляция, эмпатия, регуляция отношений.

2. Алгоритмы и продуктивные способы поведения в кризисных ситуациях.

3. Культура общения с взрослеющими детьми.

4. Национальные особенности в проявлении эмоций.

3.

Как помочь ребенку найти свое

призвание

1. Призвание – основа самореализации.

2. Ключ к самореализации – раскрытие особенностей темперамента, способностей,

качеств характера.

3. Как помочь ребенку в определении предпочтительных видов профессиональной

деятельности.

4. «Подводные камни» на пути самоопределения старшеклассника.

5. Профессиональное самоопределение – основа счастья и жизненного успеха.

4.

Зоны рисков в развитии

старшеклассников

1. Виды зависимости (пищевая, алкогольная, наркотическая, химическая, вейпы,

лудомания).

2. Признаки наличия зависимости у старшего школьника.

3. Меры профилактики зависимого поведения.

4.Взаимодействие семьи и школы по профилактике зависимости.

5.

Социальные сети и интернет-

пространство: безопасное

поведение старшеклассников

1. Интернет-безопасность старшеклассников.

2. Диагностика игровой зависимости у старшеклассников.

1. Социальные сети и интернет зависимое поведение старшеклассников.

2. Профилактика интернет-зависимости старшеклассников.

3. Взаимодействие семьи и школы по предотвращению зависимости от социальных

сетей и интернет-пространства.

6.

Помогаем пережить стресс

1. Как поддержать свое ресурсное состояние.

2. Методы выхода из стресса.

3. Эмоциональная регуляция – достижение баланса в стрессовой ситуации

4. Агрессия, депрессия, суицидальное поведение и другие крайние проявления

стресса.

5. Право на ошибку как возможность обретения опыта.

6. Взаимодействие школы и семьи в обеспечении стрессоустойчивости ребенка

7.

Любовь – ключ к

взаимопониманию

1. Любовь как основа эмоционального равновесия в семье.

2. Искренность в выражении эмоций. Эмоциональные манипуляции.

3. Как говорить со старшеклассником на деликатные темы.

8.

Традиции и ценности семьи: от

поколения к поколению

1. Взаимосвязь традиций народа и традиций семьи. Преемственность поколений как

передача знаний, ценностей, мироощущения и традиций от старших поколений –

младшим.

2. Роль матери и отца в семье.

3. Особенности развития современного поколения детей, которые необходимо

учитывать в семейном воспитании.

4. Сохранение традиций семьи в изменяющихся условиях жизни современного

общества.



В раздел образования