Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в специальной школе для детей с нарушением интеллекта


Автор: Ковалёва Елена Сергеевна
Должность: заместитель директора, учитель,
Учебное заведение: ГКОУ "Донецкая СШИ № 29"
Населённый пункт: г.Донецк Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в специальной школе для детей с нарушением интеллекта
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в

специальной школе для детей с нарушением интеллекта

(из опыта учителя Ковалёвой Е.С.)

"Слово – ключ к миру"

Вместо предисловия. Несколько слов о моих учениках.

Уже много лет я работаю учителем русского языка и литературы в специальной

(коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта. Каждый мой ученик – это

уникальный мир, требующий деликатного подхода и индивидуальной программы

развития. И если когда-то я воспринимала свою задачу как простое обучение грамоте, то

со временем осознала: главное – научить их общаться, выражать свои мысли, понимать

других, то есть сформировать коммуникативную компетенцию. Ведь именно она станет

для них ключом к полноценной жизни.

Проблема и решение: от формального к значимому.

Традиционные методы обучения, ориентированные на заучивание правил и

выполнение упражнений, оказались малоэффективными. Дети с трудом усваивали

грамматические конструкции, не могли применить знания на практике. Я поняла, что

необходимо пересмотреть подход к обучению, сделать его более практико-

ориентированным и эмоционально окрашенным.

Моим девизом стало: "Учимся, играя, общаемся, создавая!".

Мои практические находки: "работающие" методики.

1.

"Речевые разминки": от простого к сложному. Каждый урок начинаем с

короткой "речевой разминки". Это может быть:

Артикуляционная гимнастика: смешные упражнения перед зеркалом, чтобы

"разогреть" язычок.

Игры со словами: подбор синонимов и антонимов к простым словам, составление

коротких предложений по картинкам.

Скороговорки и чистоговорки: тренируем произношение и дикцию, превращая

это в весёлую игру.

2.

"Шкатулка жизненных ситуаций": учимся общаться в реальном мире.

Мы разыгрываем сценки, основанные на реальных жизненных ситуациях:

"В магазине": как попросить взвесить конфеты, как узнать цену товара, как

вежливо поблагодарить продавца.

"В поликлинике": как записаться на прием к врачу, как рассказать о своих

жалобах, как задать вопрос.

"На почте": как отправить посылку, как оплатить коммунальные услуги, как

заполнить бланк. Эти игры помогают детям почувствовать себя увереннее в

реальных ситуациях, научиться правильно формулировать свои мысли и

адаптироваться к различным коммуникативным контекстам. Я использую кукол,

простые декорации, а главное – даю ученикам возможность импровизировать и

проявлять свою креативность.

3.

"Творческая мастерская": рисуем сказки, пишем письма, придумываем

истории.

Работа с картинками: рассматриваем яркие иллюстрации, описываем их,

придумываем продолжение истории.

Составление рассказов по опорным словам: даю набор слов (например: лес,

гриб, ежик, осень), и ребята сочиняют небольшие рассказы.

Написание писем: учимся писать письма родным и друзьям, поздравления с

праздниками.

Эти задания не только развивают речь, но и стимулируют воображение, фантазию,

помогают детям выражать свои чувства и эмоции.

4.

Использование визуальных опор: делаем сложное наглядным. Для детей

с нарушением интеллекта визуализация информации имеет огромное значение. Я активно

использую:

Карточки с картинками и словами: помогают запоминать новые слова и

составлять простые предложения.

Схемы и таблицы: упрощают понимание грамматических правил.

Презентации и видеоролики: делают урок более интересным и наглядным.

5.

Индивидуальный подход: ключ к успеху каждого ученика. Я

внимательно наблюдаю за каждым ребенком, учитываю его индивидуальные

особенности, темп усвоения материала, сильные и слабые стороны. Для одних нужны

простые и понятные задания, для других – более сложные и креативные. Важно найти

подход к каждому ученику, создать для него комфортную и поддерживающую атмосферу.

Результаты: маленькие победы, большие достижения.

Благодаря использованию этих методик, я вижу, как меняются мои ученики. Они

становятся более уверенными в себе, активнее участвуют в жизни школы, лучше

общаются со сверстниками и взрослыми. Они научились выражать свои мысли и чувства,

понимать других людей, решать простые коммуникативные задачи. Конечно, путь к

успеху не всегда бывает легким. Но каждая маленькая победа моих учеников – это

огромная радость и стимул для дальнейшей работы.

Вместо заключения. Слово – это сила!

Я убеждена, что формирование коммуникативной компетенции – это одна из

важнейших задач обучения детей с нарушением интеллекта. Именно умение общаться,

выражать свои мысли, понимать других людей, позволит им стать полноценными членами

общества, найти свое место в жизни и реализовать свой потенциал. Ведь слово – это

действительно сила! И наша задача, как учителей, помочь детям обрести эту силу и

научиться ею пользоваться.



В раздел образования