Автор: Золотько Дарья Вячеславовна
Должность: руководитель школьного Юнармейского движения
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: Радужный ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа внеурочной деятельности «Юнармейский класс «Юные патриоты»
Раздел: среднее образование
Золотько Дарья Вячеславовна
учитель истории, обществознания,
руководитель Юнармейского движения в школе
Радужный, ХМАО-Югра
Программа внеурочной деятельности
«Юнармейский класс «Юные патриоты»
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с
требованиями
Устава
Всероссийского
детско-юношеского
военно-
патриотического общественного движения «Юнармия». Программа является
модульной, имеет общекультурную напраленность. Деятельность по программе
обеспечивает
и
сохраняет
непрерывность
процесса
по
дальнейшему
формированию в рамках образовательного пространства патриотического
сознания подрастающего поколения, чувства верности своей малой родине и
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации,
мотивированности детей, активного и социально значимого взаимодействия
личности и коллектива. В основе рабочей программы – традиционная
воспитательная система школы, основными составляющими которой являются:
- изучение школьниками истории Отечества и своей малой родины;
- воспитание уважения к ратным трудовым подвигам русского народа;
- сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса;
- обучение начальной военной подготовке;
- интеллектуально-познавательное воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданско-патриотического воспитание;
- социально-ориентированное воспитание;
- трудовое воспитание;
- эстетическое развитие.
Актуальность программы:
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня
сформированности
гражданской
позиции
у
подрастающего
поколения,
потребности
в
духовно-нравственном
совершенствовании,
уважения
к
историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Всё это
свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на
решение комплекса проблем
Цель программы:
всестороннее развитие личности детей и подростков,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании; формирование у молодежи
готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите Отечества.
Задачи программы:
формирование
у
подростков
глубокого
осознания
патриотизма;
способствование укреплению престижа службы в Вооруженных Силах РФ и
правоохранительных органах;
изучение исторического прошлого страны, через организацию, участие в
различных мероприятиях, а также встречи с интересными людьми, участниками
различных событий; знакомство обучающихся с военной историей России;
знакомство обучающихся с историей вооруженных сил, орденами и званиями
России;
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание
уважения к Российской армии; формирование профессионально значимых
качеств и умений, верности конституционному и военному долгу.
создание
условий
для
увеличения
численности
молодежи,
успешно
выполнившей
нормативы
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне»;
создание условия для развития волонтерского движения;
формирование правовой и политической культуры, становление общественно
активной личности;
привлечение обучающихся к работе по возрождению, сохранению и
приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей, накопленных
поколениями;
почитание государственных символов Российской Федерации – Герба, Флага,
Гимна и другой российской символики, исторических святынь Отечества;
популяризация подвигов героев и видных деятелей российской истории и
культуры от древних времён до современности, в том числе Георгиевских
кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев
Труда, а также граждан, награждённых за великие заслуги перед государством и
обществом, за достижения и успехи в профессиональной деятельности;
формирование и совершенствование культуры речи, сохранение чистоты и
богатства
русского
языка
как
средства
общегосударственного
межнационального
общения;
развитие
культуры
использования
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству других
народов, формирование толерантных межличностных отношений;
осуществление
профориентационной
деятельности,
способствование
профессиональному самоопределению школьников;
содействие укреплению семьи и ее нравственных устоев от воспитания любви
к родной семье, школе, родному краю к формированию гражданского
самосознания, ответственности за судьбу Родины.
Место внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа реализуется в 6-ом Юнамрейском классе, рассчитана на 68 часов, 2
часа в неделю.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 12-13 лет.
Взаимосвязь с программой воспитания Рабочая программа составлена на
основе примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций.
Программа
курса
позволила
на
практике
соединить
обучающую
и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное развитие учащегося. Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в программе
воспитания;
в интерактивных формах занятий для подростков, обеспечивающих большую
их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образова-ния на её основе детско-взрослых общностей, ключевое
значение которых для воспитания подчёркивается программой воспитания.
Содержание
Курс включает в себя 5 основных блоков.
I Введение.
Цели и задачи объединения. Краткое содержание программы. Правила
поведения учащихся в образовательном учреждении. Инструктаж по технике
безопасности. Соблюдение правил пожарной безопасности, правил дорожного
движения, правил поведения в общественных местах и т.п. Цели, задачи и
история Юнармии. Устав и основные требования к юнармейцу.
II Духовно-нравственное воспитание.
Мораль. Нравственный долг. Волонтерство и благотворительность. Альтруизм
и эгоизм. Духовные ценности России. Семья и Родина. Защитники Родины.
Толерантность. Совесть.
III Социальное развитие.
Основы правовой культуры. Правила поведения в обществе. Закон и
государство. Этикет и риторика. Права и обязанности гражданина России, права
и обязанности ребенка.
IV Физическое и спортивное воспитание.
Организация спортивных соревнований. Участие детей в веселых стартах.
Освоение основ здорового образа жизни. Спорт, виды спорта. Спортивные
рекорды, вошедшие в историю. Здоровое питание.
V Строевая подготовка.
Строевая стойка, форма одежды. Строевая песня. Команды «Становись!»,
«Равняйсь!», «Смирно!». Повороты на месте и в движении. Перестроения.
Движение в составе отделения. Отдание воинского приветствия. Действия
командира отделения.
VI Интеллектуальное развитие.
Великая
Отечественная
война.
Города-герои
России.
Подвиг
народа.
Вооруженные силы РФ. Атлас новых профессий. История родного края.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию
и
взаимопомощи,
активное
участие
в
школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному
наследию
и
памятникам,
традициям
разных
народов,
проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
осознание последствий и неприятие вредных привычек и иных форм вреда
для физического и психического здоровья;
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
аргументировать свою позицию, мнение;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
работы с интернет-источниками;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать свою точку зрения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения друг с другом;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в
процессе
профессионального самоопределения;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
уметь
вносить
коррективы
в
свою
деятельность
на
основе
новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей.
Предметные результаты:
История России:
формирование
основ
гражданской
самоидентификации
личности
обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой
истории;
формирование
важнейших
культурно-исторических
ориентиров
для
гражданской
самоидентификации
личности,
миропонимания
и
познания
современного общества на основе изучения исторического опыта России и
человечества;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций
исторического
диалога,
сложившихся
в
поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Обществознание:
формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закрепленным
в
Конституции
Российской
Федерации;
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами,
умений
реализовывать
основные
социальные
роли
в
пределах
своей
дееспособности;
развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
География:
формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира,
их необходимости для решения современных практических задач человечества
и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
овладение основными навыками нахождения;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей
к возникновению и развитию или решению экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Физическая культура:
понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на
развитие
основных
физических
качеств,
повышение
функциональных
возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к
выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО);
Основы безопасности жизнедеятельности:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
понимание
роли
государства
и
действующего
законодательства
в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного;
понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
формирование
установки
на
здоровый
образ
жизни,
исключающий
употребление
алкоголя,
наркотиков,
курение
и
нанесение
иного
вреда
здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
Календарно-тематическое планирование
1.
Безопасность превыше всего!
2.
Что такое Юнармия?
3.
Что такое Юнармия?
4.
Что такое Юнармия?
5.
Россия - Родина моя.
6.
Россия - Родина моя.
7.
Герои и Родина
8.
Герои и Родина
9.
Защитник Родины
10.
Защитница Родины
11.
Духовность и Родина
12.
Семья и Родина
13.
Семья и Родина
14.
Как помочь Родине
15.
Смотри на меня как на равного
16.
Волонтеры и Родина
17.
Волонтеры и Родина
18.
Волонтеры и Родина
19.
Мои ценности
20.
По каким правилам мы живём?
21.
Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей
22.
Нет уз святее товарищества
23.
Этикет и мы! Проблема разговорной речи
24.
Россия - государство
25.
Россия - государство
26.
Права и обязанности
27.
Я ребенок – я гражданин.
28.
Отношение к школе и её имуществу
29.
Моя обязанность трудиться!
30.
Профилактика наркозависимости и преступлений
31.
Есть такая профессия Родину защищать
32.
Моя обязанность трудиться!
33.
Я выбираю здоровье
34.
ЗОЖ – что это такое?
35.
Звёзды мирового спорта
Список использованной литературы
1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р;
2. Выдрин И.Ф. «Начальная военная подготовка» - М, 1997г
3. Зырянов А.А. «Общевоинские уставы» - М, 2000г
4. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активации учебной
деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П.
Дубенского. – Оск: Изд-во ОмГУ, 2005.
5. Лутовинов В.И. «Подготовка учащейся молодёжи к защите Отечества и
военной службе» - М, 2003 г.
6.
Махальцов
В.Д.
«Проблемы
патриотического
воспитания:
опыт,
перспективы» - Новосибирск, 2005 г.
7.
Устав
Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.