Автор: Гольцева Елена Вячеславовна
Должность: ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ
Учебное заведение: ГАОУ КК "Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением"
Населённый пункт: Ст.Новолеушковская
Наименование материала: Статья
Тема: Пальчиком живопись как один из эффективных методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Пальчиковая живопись, как один из эффективных методов
коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья
Еще с древних времен искусство было связано с жизнью человека,
поэтому неудивительно, что возник такой метод как арт-терапия, если
дословно перевести, то получится «лечение искусством». Он признан
психологами, как эффективный и самый доступный способ воздействия на
сознание человека, он позволяет снять стресс, расслабиться и раскрыть свой
внутренний мир.
Как педагог-психолог, я использую арт-терапию в работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, у которых по разным причинам
имеются эмоциональные нарушения, трудности в общении со сверстниками
и взрослыми, замкнутость, стеснительность и многие другие проблемы.
Именно использование арт-терапевтических упражнений в коррекционной
работе дает хороший результат. В процессе творческой деятельности
снимается тревога, ребята раскрепощаются, быстрее идут на контакт и мне
удается
скорректировать
их
эмоциональное
состояние
и
повысить
мотивационную сферу для дальнейшей работы.
Любые коррекционные упражнения мы с ребятами всегда выполняем,
переходя от простого к более сложному, увеличивая время и скорость
выполнения постепенно. В основном, наши дети воспринимают материал
визуально, то есть доминирующей является зрительная система обработки
информации: формы, расположения, цвета. Именно поэтому большое
внимание
я
уделяю
рисованию,
используя
различные
техники,
принадлежности и нетрадиционные методы. А еще это один из эффективных
способов развития ребенка. Ведь по словам Ле Корбюзье «рисовать - это
прежде всего смотреть, наблюдать, открывать. Нужно рисовать, чтобы
проникнуть в глубь увиденного, чтобы оно осталось в памяти на всю жизнь».
Именно поэтому в нашем учреждении все дети, и взрослые знают, что
рисование - это занятие на все времена. Стоит увлечься им, чтобы навсегда
расстаться со скукой.
Мы часто с ребятами рисуем традиционным способом,
а вот
попробовать что-то новое и необычное всегда рады, ведь нетрадиционные
техники рисования являются замечательным способом создания маленьких
шедевров.
А
чем
разнообразнее
будут
условия,
способствующие
формированию
творческой
среды,
тем
ярче
станут
проявляться
художественные способности у наших ребят.
А еще рисование нетрадиционными техниками открывает широкий
простор для фантазии, развивает воображение, дает возможность увлечься
творчеством, проявлять самостоятельность и инициативу, выразить свою
индивидуальность.
И вот наша очередная творческая находка - пальчиковые кисти - это
инструмент, который превращает пальцы взрослых и детей в кисти!
Инновационная
кисть
для
пальцев
была
изобретена
мюнхенским
художником К.П. Фрэнком, а затем разработана вместе с командой
дизайнеров
для
серийного
производства.
В настоящее время более 1 миллиона маленьких и больших художников
выбирают рисовать именно пальчиковыми кистями.
Похожа она на наперсток - это упругая спираль, высоко эластичная и
прочная, а сама кисть - высококачественный натуральный волос, подходит
для всех красок (акварель, гуашь, акрил). Пальчиковая кисточка не случайно
сделана из силикона в виде спирали это позволяет надеваться на пальцы
любых размеров. Благодаря тому, что кисточка одевается на пальчик, она
позволяет контролировать движение щетины по поверхности мольберта или
бумаги.
Существуют различные цвета различного размера (маленький, средний,
большой).
Щетинки кисти легко приобретают острую форму, и таким
образом мы можем нарисовать весьма точные линии, если не будем
нажимать слишком интенсивно. А наличие кисточек на всех пяти пальцах,
несомненно, проверит нашу ловкость!
Часто в своей деятельности я руководствуюсь словами Аристотеля,
который отмечал, что «…Занятие рисованием способствует разностороннему
развитию ребенка..»
Например, с младшими детьми мы изучаем понятия правая и левая
рука,
названия пальчиков. Закрепляем полученные знания с помощью
рисования с использованием пальчиковых кистей. Ребенок
получает задание надеть кисть на средний пальчик правой
руки и на указательный пальчик левой руки. И если
обычный ребенок справится с заданием быстро и без
проблем, то ребенок, и даже подросток с ограниченными
возможностями здоровья сталкивается с определенными
трудностями восприятия
понятий «право», «лево»,
названия пальцев тоже запоминаются не сразу. Прежде
чем ребенок начинает рисовать, мы несколько раз и
обязательно в игровой, ненавязчивой форме повторяем и закрепляем
полученные знания, которые необходимы ему на уроках и других занятиях.
Далее задание усложняется, соответственно ребенок получает новые
знания и закрепляет полученные ранее. Ему необходимо на мизинец правой
руки одеть кисть, обмакнуть в зеленую краску и провести 2 линии, одну
внизу, другую вверху листа, затем одеть кисть на безымянный палец,
обмакнуть в желтую краску и провести две волнистые линии, одну справа,
другую слева.
В этот момент дети знакомятся с понятиями «вверху»
«внизу», «слева», «справа», прямая и волнистая линии, названия двух цветов-
зеленая и желтая. В итоге за одно коррекционное занятие ребенок получил
новые знания, закрепил полученные ранее и смог окунуться в мир
нетрадиционного рисования.
Есть такие дети, которым даже в старших классах трудно запомнить и
выполнить на практике подобные задания. Для них я использую такой прием,
как рисование с использованием пальчиковой кисти по шаблону. Ребенку
дается цветная картинка с белыми полями, и ему нужно закрасить
подходящим цветом, чтобы получился законченный рисунок. Ребята
принимаются за работу охотнее и не испытывают страха, который иногда
присутствует во время работы
с абсолютно чистым, белым листом.
Постепенно белых полей становится все больше и больше, то есть поле для
рисунка самим ребенком увеличивается, и тревога тоже исчезает. Итогом
такой работы является желание ребенка, который когда-то боялся надеть
кисть и обмакнуть её в краску, выполнить рисунок на чистом листе
самостоятельно, получив при этом массу положительных эмоций, похвалу и
желание рисовать ещё и ещё.
К следующему этапу работы с пальчиковыми кистями мы приступаем
с ребятами в более старших классах. Основные цвета дети уже знают,
поэтому мы учимся запоминать
редко используемые цвета (бежевый,
сиреневый, бордовый, и т.д.), называть оттенки цветов, и самое главное
смешивать краски и называть, какие новые цвета при этом получились,
например, при смешивании красного и желтого получается оранжевый.
Надев кисти на пальчики ребята пробуют проверить полученные знания в
рисунке.
Очень важно, что пальчиковые кисти позволяют рисовать несколькими
цветами одновременно, надев кисти на все пять пальцев правой (или левой)
руки, обмакнув их в разные цвета, ребенок начинает рисовать одновременно
пять различных линий или узоров, затем я предлагаю приподнять, например
мизинец, и линий или узоров становится четыре, затем приподнять еще
большой палец, и линий или узоров остается три. И
так продолжаем
работать, пока не используем все варианты. Поверьте, с подобным заданием
порой трудно справиться даже взрослому человеку, не говоря о ребенке, тем
более с ограниченными возможностями здоровья. Но именно в этом и
заключается суть коррекционно-развивающей работы с использованием арт-
терапии.
Есть и такие ребята, которые уже научились рисовать с помощью
пальчиковых кистей, и для них я использую «рисование на сыпучих
материалах». Для этой работы подойдет мелкая манная крупа, мелкая экстра-
соль, кварцевый песок. Мы окрасили их в разные цвета и работаем в
песочнице с цветной подсветкой. Ребенок перед началом работы ладошками
распределяет сыпучий материал по поверхности песочницы, выбирает с
помощью пульта цвет подсветки, надевает кисти на пальчики и начинает
творить. Каждый пальчик превращается в маленький веничек, с помощью
которого и создается рисунок. Одни ребята предпочитают рисовать,
используя один цвет сыпучего материала, а некоторые смешивают цвета и
картина получается яркой, насыщенной и необычной. Работа подобным
способом
для
младших
школьников
является
хорошей
пальчиковой
гимнастикой и действенным упражнением для развития мелкой моторики.
Ведь во время работы активно действуют и кисть руки и пальчики. А так же
решается множество задач всестороннего развития психических процессов:
внимания,
памяти,
воображения,
мышления,
у
ребенка
развивается
тактильная чувствительность, речь, снимается тревожность.
Для кого-то это звучит удивительно, но способ рисования с помощью
пальчиковых кистей невероятно интересен и увлекателен! Бывают такие
моменты, когда мы с ребятами-подростками
просто включаем тихую
музыку, берем листы бумаги, краски, кисти…. Вот где раздолье! Рисуя, мы
проводим всевозможные линии, наносим самые невероятные по цвету и
форме пятна, а можем рисовать по готовому эскизу, сделанному карандашом.
Разрисовываем один лист за другим, нанося краски так, как нам нравится. В
этот момент рисунки отражают состояние нашей души. У нас радостное
настроении, и на бумаге, заиграли яркие краски …..желтые, голубые,
оранжевые… Вот и всё, готов рисунок. И это не просто рисунок. Это
творческий порыв ребенка…необычного ребенка. У него может быть еще
много нерешенных проблем и переживаний, страхов и тревоги, несбывшихся
надежд и желаний. Но я всегда убеждаю ребят в том, что не важно, какой
получился рисунок, самое главное, это был фонтан творчества и фантазии,
когда воображение заглядывало в самые тайные уголки его детского
сознания, а память возвращалась туда, где много света и ярких красок. Рисуя,
каждый думает о своем, может кто-то мечтает о будущем, может сожалеет о
каких-то моментах прошлого, но в настоящем они счастливы, они чувствуют
заботу и внимание, поддержку со стороны взрослых.
Мы обязательно делаем выставки наших работ, чтобы каждый ребенок
мог с гордостью сказать «Я умею рисовать пальчиковыми кистями и это моя
работа!».
Много разных открытий в творчестве нам предстоит еще сделать, и мы
надеемся, что научимся сами и постараемся научить других, потому что
«дорогу осилит идущий». Мы с ребятами в это верим!