Автор: Волкова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 29"
Населённый пункт: г. Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КИНОУРОК НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «ЛИЛА» (2014 г.) РЕЖИССЕРА КАРЛОСА ЛАСКАНО
Раздел: среднее образование
Волкова Наталья Геннадьевна
Преподаватель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29»
г. Абакана Республики Хакасия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА НА МАТЕРИАЛЕ
ФИЛЬМА «ЛИЛА» (2014 г.) РЕЖИССЕРА КАРЛОСА ЛАСКАНО
Описание:
данный
урок,
направленный
на
максимальное
использование
потенциальных возможностей короткометражного кино, может стать отдельным
в цикле уроков литературы по ключевым понятиям фильма, может начать курс
литературы/ее раздела как урок-введение в литературоведение, а также стать
частью системы уроков 9-х классов для подготовки к ОГЭ (русский язык) по
нескольким темам сочинения блока «Сила искусства».
Цель
:
используя
теорию
6
ключевых
понятий
медиаобразования,
дать
понимание о силе искусства (на примере музыки, живописи, литературы) в
жизни человека, о счастье от вдохновения и мечтательности, от осознания, что
человек — часть этого мира.
Задачи: 1. Вызвать эмоциональный интерес к сюжету, героям фильма, раскрыть
образ главной героини ( воспитательно — этическая модель медиаобразования)
2. раскрыть авторский замысел фильма, расставить акценты для восприятия
ключевых понятий ( изучение языка медиа)
3. вызвать потребность подражать героини (эстетическая модель
медиаобразования).
4. частично овладеть креативными умениями на материале медиа и
сформировать полноценное восприятие медиатекста ( имитация)
Методы,
приемы:
проблемно-поисковый,
беседа,
групповая
работа,
метапредметный
подход, ролевая
игра,
домысливание,
(теория)
методика
6
понятий (этапов):
-Freeze Frame (Замораживание кадра);
-Sound and Image (Звук и изображение);
-Spot the Shots (Место и кадр);
-Top and Tail (Начало и конец)
-Attracting Audiences (Привлечение аудитории);
Generic Translations (Видовые трансформации);
-Cross-media Comparisons (Сравнения медиатекстов);
-Simulation (Имитация).
Понятийный аппарат: режиссер, композитор, агентство, символ, образ, кадр.
Ключевые понятия: воображение, чудеса, мечта, творчество, любовь, счастье,
мотивация, вдохновение, искусство, юность, подростки, молодежь.
Ресурсы: проектор, фломастеры, листы с заданиями.
Возраст: 12-14 лет (6,7 класс/9 класс)
Время урока: 40 мин.
Ход урока
"Сделать видимым то, что без тебя, возможно,
никогда бы не заметили".
( фраза с постера к фильму «Лила»)
1. Организационный этап. Вступительное слово учителя (4 мин.)
Обратить внимание учащихся на эпиграф.
Можно ли считать антонимами слова видимый и незаметный?
К
каким
видам
искусства
они
могли
бы
подходить?
(Да,
можно,
контекстуальными
антонимами.
Видимый
—
видимый
глазом,
живопись,
литература. Не видимая глазом, но дарящая настроение — музыка.)
Учитель включает отрывок звуковой дорожки фильма «Лила» (этап Sound and
Image. Звук и изображение). После прослушивания говорит с учащимися о
настроении (легкая, добрая, спокойная музыка. Музыка души человека).
- Как сделать музыку души видимой?
Учитель демонстрирует кадр 1 из фильма (этап Freeze Frame «Замораживание
кадра». Совпадают ли ощущения от музыки с этим образом? ( Да, бесспорно.
Милая девушка, добрый взгляд и т.д.).
Кадр 1
Учитель рассказывает интересные факты о фильме, который станет сегодня
центральной частью урока ( режиссер, композитор и художник в фильме —
один человек, Карлос Ласкано. Фильм можно посмотреть на самой популярной
киноплощадке России «Кинопоиск», он имеет высокий рейтинг, положительные
отзывы в соцсетях, но главное - время просмотра — 9 минут.)
2. Просмотр фильма. Обсуждение. (20 мин)
Учитель задает вопросы, касающиеся ключевых понятий урока, акцентируя на
них внимание.
Возможные вопросы:
- Как режиссер смог за 9 минут раскрыть свой замысел, в чем идея? ( Главное
понятно. Подводим учащихся к мысли о силе искусства, для которой важны
образы как средство воздействия на зрителя).
- Зачем людям искусство? (На примере гл. героини описываем, как происходит
преображения всех героев. Показ кадров 2,3,4,5 (этап Spot the Shots (Место и
кадр).
Серьезный мужчина становится историческим персонажем, одинокий парень
вдруг
находит
любовь,
пара
мирится
на
глазах
девушки,
у
загрустившей
девочки неожиданно появляются воздушные шарики. Все это благодаря Лиле и
ее таланту).
Кадр 2
Кадр 3
Кадр 4
Кадр 5
- Почему в фильме нет слов? ( Они не нужны, так как есть множество других
способов раскрыть образ Лилы, услышать ее мысли, догадаться о ее мечтах и
желаниях).
- А вы догадались, о чем мечтает Лила?
-
Что
ей
помогает
в
этом?
(Воображение,
любовь
к
жизни,
к
людям.
Ее
вдохновляют люди).
- С каким видом искусства можно сравнить живопись? (С литературой. Оба
оперируют образами, передают замысел через возникающие у читателя или
зрителя картины). (Этап Cross-media Comparisons (Сравнения медиатекстов).
- Давайте вспомним такое понятие, как символ (Символ - это образ или знак,
который
представляет
собой
нечто
большее,
чем
просто
его
буквальное
значение. Он передаёт скрытый смысл, идею или концепцию, часто связанную с
культурой, историей или личным опытом. Этап Generic Translations (Видовые
трансформации).
- Где в фильме мы встречаем символ? (Засохший и вновь распустившийся
цветок. На этом этапе урока находим общее в средствах воздействия. Этап Top
and Tail (Начало и конец).
- Стоит ли смотреть этот фильм детям? В чем его ценность? ( Да, небольшой
формат
с
неисчерпаемыми
темами
для
обсуждения,
опыт,
мотивация
к
действию. Важно делать вокруг себя сказку, чудо, быть добрым к людям, стать
частью
мира,
признать
силу
искусства.)
(Этап
Attracting
Audiences
(Привлечение аудитории). Понимание причин успеха фильма.).
3. Практическое задание (15 мин.)
Учитель предлагает на себе проверить, что все реально, что счастье и любовь
рождается тогда, когда вы делаете мир вокруг себя лучше, когда вы подходите к
проблемам творчески.
На практике реализовываются 3 вида творческих занятий (Этап Simulation
(Имитация).
- Приглашаю поработать в Агенстве, сегодня здесь можно выбрать несколько
направлений.
Учащиеся выбирают один из вариантов групповой работы в зависимости от
вида искусства ( деятельности медиаобразования):
1) Записать мысли Лилы в предлагаемом кадре (Сценаристы ( литература))
2) Озвучить отдельный эпизод фильма на выбор учащихся
( Звукорежиссеры(кино))
3) Совместный проект «Оживи картинку» (Художники ( живопись))
Варианты иллюстраций для заданий
Задание 1
Задание 3
4. Рефлексия «Инсайт». Нарисуйте/опишите образ, который смог вызвать этот
замечательный фильм у вас. Демонстрация образов (комментарии к рисунку) по
желанию.
5.
Д.з.
(1
мин.)
Закончить
начатую
работу.
Презентация
и
проверка
выполненных работ предполагается на следующем уроке.