Автор: Теплоухова Анастасия Альбертовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №23 "Брусничка" Населённый пункт: Ханты-Мансийск Наименование материала: статья Тема: Влияние мелкой моторики на развитие речи Раздел: дошкольное образование
Влияние мелкой моторики на развитие речи
Мелкая
моторика
—
совокупность
скоординированных
действий
нервной,
мышечной
и
костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных
движений кистями и пальцами рук и ног.
Влияние
мелкой
моторики
на
мозг известно
еще
во
II
веке
до
нашей
эры
в
Китае.
Специалисты
утверждали,
что
игры
с
участием
рук
и
пальцев
приводят
в
гармоничные
отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японские
врачи
создали
оздоровительную
методику
воздействия
на
руки.
Ими
было
установлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в
центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных
точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними
связанные.
Отечественные
ученые
также
подтверждают
связь
развития
мозга
с
развитием
мелкой
моторики руки.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что
уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений
пальцев
рук.
Все
мыслительные
процессы
сознания,
как
осознанные
так
и
неосознанные,
отражаются
на
мелких
движений
пальцев,
положении
рук
и
жестикуляции.
Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности
мелкой
моторики
рук.
Установлено,
что
уровень
развития
речи
детей
прямо
зависит
от
сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то
задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют
развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом,
развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а
точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень
близко друг к другу, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь.
В
монографии
А.Р.
Лурии
«Высшие
корковые
функции
человека
и
их
нарушения
при
локальных
поражениях
мозга»,
посвященной
проблемам
нейропсихологии,
рассматривается
функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности
упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой
коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной
речи
—
фонем
(«центр
Вернике»),
в
периферических
полях
зрительной
коры
—
участок,
позволяющий
реализовать
анализ
и
синтез
зрительных
элементов
рецептивной
речи;
в
расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной
области, непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани,
осуществляется
анализ
и
синтез
кожно-кинестетических
рецепций,
лежащих
в
основе
артикуляции;
в
определенном
отделе
периферии
двигательной
зоны
коры
(нижние
отделы
премоторной
зоны)
протекают
нейродинамические
процессы,
связанные
с
преобразованием
членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы («центр Брока»); в
другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем
отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных
систем последовательных движений и двигательных навыков».
По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой – «Движения пальцев
рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой
формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки.
Именно
руки
дали
возможность
развивать
путём
жестов
тот
первичный
язык,
с
помощью
которого
проходило
общение
первобытных
людей.
Развитие
функции
руки
и
речи
шло
параллельно.
Примерно
таков
же
ход
развития
речи
ребёнка.
Сначала
развиваются
тонкие
движения
пальцев
рук,
затем
появляется
артикуляция
слогов.
Всё
последующее
совершенствование
речевых
реакций
стоит
в
прямой
зависимости
от
степени
тренировки
движений пальцев рук, мозга.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Чем
больше
уверенности
и
изобретательности
в
движениях
детской
руки,
тем
тоньше
взаимодействие
руки
с
орудием
труда
(ручкой,
карандашом…),
тем
сложнее
движения
необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше
мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Поэтому развитие мозговых функция, в частности
речи,
и
мелкой
(а
также
общей)
моторики
происходит
«параллельно».
Этот
факт
должен
использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно
там, где имеется отставание в развитии речи.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Развитие
моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка. Особенно важно
обратить
внимание
на
развитие
и
совершенствование
моторики
рук
в
первые
годы
жизни
малыша.
Формирование
речевых
областей
в
головном
мозгу
завершается,
в
основном,
к
двухлетнему возрасту, и совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет.
Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности ручек.
Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в
развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.
Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и
кончиках пальцев удается добиться вызывания эмоционально-положительной реакции ребенка
даже с глубокой задержкой развития на те манипулятивные действия, которые проводятся с его
руками. Также вызываются первые голосовые реакции и звукоподражания.
Привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в
домашних условиях является важным моментом. Так, обученные конкретным игровым приемам
по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребенка,
они могут вести непрерывную работу по развитию своего малыша.
Начинать
нужно
с
эмоционально-положительных
игр
и
потешек,
с
помощью
которых
устанавливается тесный контакт с малышом. Затем вызывается у него непроизвольное желание
подражать действиям взрослого, а позже и простым звукоподражаниям и словам! Пальчиковые
игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития малыша.
Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
По мере роста малыша и овладения им первыми играми-потешками, ему даются все более
усложняющиеся пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и,
желательно, ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Начиная с
исследования и ощупывания крупных предметов, постепенно предлагать для ознакомления все
более
мелкие. Одновременно
желательно
проводить
массаж
кистей
рук
и
пассивную
пальчиковую
гимнастику.
Упражнения
должны
быть
направлены
на
попеременное
сжатие,
растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не
вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять
пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития
двигательной
области
коры
головного
мозга
и,
соответственно,
речевой
деятельности.
Используются изолированные движения каждого пальчика.
Таким образом, чем раньше родители уделят внимание развитию моторики рук ребенка, тем
больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности.
Виды детской деятельности,
которые можно использовать для развития
мелкой моторики пальцев рук
•
Развитие
ручной
умелости
(рисование
карандашом,
лепка,
конструирование,
аппликация,
изготовление оригами;
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание,
сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов);
• Пальчиковая гимнастика с речевым и без речевого сопровождения ;
• Пальчиковый театр;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
•
сжимать
и
разжимать
кулачки
(«бутончик
проснулся
и
открылся,
а
вечером
заснул
и
закрылся»);
• делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки;
• рисовать, раскрашивать, штриховать;
• резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука
не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и
средний пальцы);
• легко нажимать на кнопку пульверизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;
• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе).
Игры от рождения до года
У только что родившегося малыша повышен тонус в мышцах – суставах. Ручки согнуты,
кисти сжаты в кулачок. Поэтому перед игрой необходимо расслабить ручки малыша: погладить,
потереть кулачки друг о друга и, когда кисть раскроется, можно приступать к игре.
Игры с поглаживанием
Поиграть с каждой ручкой малыша ласково поглаживая обе стороны руки от кисти до локтя,
приговаривая:
Ладошка-локоток
Ладошка-локоток
Локоток ладошка
Будь здоров (а), крошка!
Привет, ладошка!
Поиграть
с
пальчиками
малыша,
прижимая
подушечки
своих
пальцев
к
кончикам
его
пальчиков, поглаживая и разминая их:
Настало утро.
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Игра с большим пальчиком руки
Игра стимулирует вывод большого пальчика, спрятанного в кулачке, наружу. Погладьте ручки
и пальчики ребенка. Аккуратно возьмите большой пальчик и выведите наверх кулачк, слегка
помассируйте его:
Этот пальчик самый главный.
Он у (имя) для того,
Если спросят: «Как дела?»
Ты ответишь громко: «Во!»
Улитка
Держать ладошку ребенка открытой и своим пальцем рисовать спираль от середины ладони
малыша до основания пальцев. Рисовать улитку 2-4 раза на каждой ладони:
Улитка, улитка, улитка ползет.
Улитка в тележке конфетки везет.
Вот моя семья
Разминать поочередно, начиная с большого, каждый пальчик малыша:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
От 1года до 2 лет
Пошел котик на базар
Ласково поглаживать ручки малыша и читать стишок. Начиная с третьей строки, брать
каждый пальчик, слегка вращать его и прижимать к ладошке:
Пошел котик на базар,
Купил котик курочку.
Курочка – черна-пестра;
Уточка с носа плоска;
Гусочка – га-га, го-го!
Свиночка – вики-вики!
Козочка – стуки-брыки!
Коровушка – му-му, му-му!
Рыбочка – плыви-плыви!
Воробушек – лети-лети!
Лошадушка – беги-беги!
(имя) – вези-вези!
Пляска с пальчиками
Разгибать и сгибать по очереди пальчики ребенка, поглаживать и растирать их от кончиков к
ладошкам. Научите ребенка самого загибать пальчики:
Топ-топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет ежик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха на песке.
Поскорее подрастай
Погладить ладошку малыша. Начиная с третьей строки, большим и указательным пальцами
точечно нажимать на середину фаланги каждого пальчика малыша, начиная от кончика пальца:
Моя маленькая крошка
Подрастает понемножку:
Подрастает сильной-сильной,
Как дубочек крепкой-крепкой,
Словно лебедь белой-белой,
Зайки серого резвее,
Птички певчей веселее.
Пальчик-мальчик
Научите малыша самого показывать и загибать пальчики в ритме потешки:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел.
Идет коза рогатая
Изобразить пальцами козу, выпрямив указательный палец и мизинец:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает.
От 2 лет до 3 лет
Ладушки, ладушки»
Ладушки, ладушки,
Пекла мама оладушки, Ребенок хлопает в ладошки и повторяет слова: «На-на-на»
Маслом поливала,
Деткам давала:
«На-на-на»
Ноги ходят по дороге
Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст за взрослым:
Большие ноги
Шли по дороге.
Топ- топ- топ..
Маленькие ножки
Побежали по дорожке
Топ- топ- топ.
Катя гуляет
Раз, два, три, четыре, пять.
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке Катает карандаш между ладонями и повторяет
Шарфик полосатенький. слова «Топ- топ- топ».
Катя по дорожке идет
Топ- топ- топ..
Пришла весна
Ребенок проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья,
повторяют за взрослым слова текста:
Как на лугу, лугу,
По зеленому лугу
Разливается вода,
Расстилается трава,
Расстилается трава,
Трава шелковая.
Лошадки
Пальцы ребенка скачут по столу, повторяя текст за взрослым «чок-чок , чок-чок»:
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок.
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок
Будем пальчики считать
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать. Ребенок загибает пальчики на левой руке.
Крепкие и дружные Сжимает и разгибает кулачки.
Все такие нужные.
На другой руке опять Ребенок загибает пальчики на правой руке.
Пальчики быстрые Сжимает и разгибает кулачки.
Хотя не очень чистые.
Человечки
Пальцы сначала одной руки бегут по поверхности стола, потом пальцы другой руки бегут по
столу:
Побежали вдоль реки,
Дети на перегонки.
Побежали, побежали
Никого мы не догнали.
Встали наши пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать! Поочередно пригибать пальцы, к ладошке
Этот пальчик прикорнул, начиная с мизинца.
Этот пальчик уж зевнул. Остался один большой палец.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура! Кулачок разжать, широко расставить пальцы в
В детский сад идти пора. стороны.
Замок
На двери висел замок Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок.
Кто открыть его бы мог?
Пальцы в замке, руки тянутся в разные стороны.
Покрутили.
Движения сцепленными пальцами от себя, к себе.
Постучали
Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат.
И открыли.
Пальцы расцепляются, ладони в сторону.