Напоминание

Арт-терапевтические техники в коррекции эмоционально-волевой сферы у учащихся с нарушением интеллекта


Автор: Таран Жанна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "ГОРЛОВСКАЯ СШИ №25"
Населённый пункт: город Горловка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапевтические техники в коррекции эмоционально-волевой сферы у учащихся с нарушением интеллекта
Раздел: среднее образование





Назад




Арт-терапевтические техники в коррекции эмоционально-

волевой сферы у учащихся с нарушением интеллекта

Таран Жанна Викторовна,

учитель ГКОУ «Горловская СШИ № 25»

Современная специальная педагогика находится в постоянном поиске

эффективных средств коррекции и развития детей с нарушениями интеллекта.

Особую актуальность приобретает работа с эмоционально-волевой сферой

данной категории учащихся, поскольку именно ее несформированность часто

становится основным препятствием для успешной социальной адаптации и

интеграции в общество.

Эмоционально-волевая сфера учащихся с нарушениями

интеллекта

характеризуется рядом специфических особенностей: трудностями вербализации

переживаний,

бедностью

эмоциональных

реакций,

низким

уровнем

произвольной

регуляции,

импульсивностью

поведения.

Эти

особенности

усугубляются наличием вторичных нарушений - недостаточностью развития

речи, коммуникативных навыков и способности к рефлексии.

Традиционные методы психолого-педагогической коррекции, основанные

преимущественно

на

вербальном

взаимодействии,

часто

оказываются

недостаточно эффективными в работе с данной категорией детей в силу их

когнитивных ограничений и речевых трудностей. В этой связи особый интерес

представляют методы арт-терапии, позволяющие осуществлять коррекционное

воздействие через невербальные каналы коммуникации.

Арт-терапия, понимаемая как система психолого-педагогических воздействий

средствами художественного творчества, создает уникальные возможности для

работы с эмоциональными состояниями учащихся с интеллектуальными

нарушениями. Через различные формы творческой деятельности (рисунок,

лепку, работу с песком, куклотерапию) создается безопасное пространство для

выражения чувств, отреагирования психологического напряжения и развития

навыков саморегуляции.

Особую значимость арт-терапевтические методы приобретают в работе с

учащимися, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, для

которых вербальная коммуникация затруднена или невозможна. Визуальные

образы, тактильные ощущения, двигательная активность в процессе творчества

становятся альтернативными языками самовыражения и взаимодействия с

миром.

Для учащихся с нарушениями интеллекта арт-терапевтические техники

особенно ценны потому, что они:

Не требуют развитых речевых навыков – коммуникация происходит

через визуальные образы и тактильные ощущения;

Снижают защитные механизмы – воспринимаются как безопасная

игровая деятельность;

Развивают произвольную регуляцию – через структурирование

деятельности и соблюдение правил;

Активизируют сенсорный опыт – способствуют развитию восприятия и

мелкой моторики;

Формируют позитивный образ «Я» – через получение удовлетворения от

творческого процесса.

В контексте специального образования арт-терапия решает не только

коррекционно-развивающие,

но

и

образовательные

задачи:

способствует

формированию учебных навыков, развитию мелкой моторики, сенсорному

обогащению, а также создает условия для успешной социализации через

совместную творческую деятельность.

Конкретные техники и примеры их применения

Таким образом, комплексное использование арт-терапевтических техник в

коррекционной работе с учащимися с нарушениями интеллекта представляет

собой

перспективное

направление

современной

специальной

педагогики,

требующее

дальнейшего

теоретического

осмысления

и

методического

обеспечения.

Настоящая

статья

призвана

обобщить

практический

опыт

применения различных арт-терапевтических методик и проанализировать их

эффективность в коррекции эмоционально-волевой сферы данной категории

учащихся.

Рассмотрим теоретические основы арт-терапии в коррекционной работе.

Главная цель арт-терапии — гармонизация психического состояния через

развитие способности самовыражения и самопознания. С помощью искусства

можно на символическом уровне выразить и исследовать разные чувства и

эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д..

Арт-терапию считают

междисциплинарной областью, объединяющей

психологию, педагогику и искусство

Основные принципы арт-терапии:

безопасность, безоценочность,

конфиденциальность, акцент на процессе

Виды

арт-терапии:

изотерапия,

песочная

терапия,

куклотерапия,

музыкотерапия, драматерапия

Особенности применения арт-терапии в работе с интеллектуальными

нарушениями:

-

адаптация

методов

арт-терапии

с

учетом

когнитивных

возможностей

учащихся;

- соответствие методов арт-терапии характеристикам психического развития:

V опора на наглядно-действенное мышление;

V учет конкретности мышления;

V использование преимуществ непроизвольного внимания и памяти

- преимущества невербальных методов коммуникации при работе с детьми с

речевыми нарушениями;

- учет сенсорных особенностей учащихся (гипо-/гиперчувствительность)

Психологические механизмы воздействия арт-терапии:

- катарсический эффект – проработка

эмоционального напряжения через

творчество;

- сублимация - преобразование негативных импульсов в социально приемлемую

деятельность

- символизация - выражение внутренних конфликтов через художественные

образы;

- проекция - перенос внутренних переживаний на продукты творчества;

- игровая природа арт-терапии как естественного способа самовыражения

В чем

специфика организации арт-терапевтического процесса

в

коррекционной школе? Это:

- соответствие требованиям ФГОС для обучающихся с нарушениями интеллекта;

- интеграция арт-терапии в образовательный процесс;

-

взаимосвязь

арт-терапевтических

занятий

с

уроками

и

внеурочной

деятельностью;

- пространственно-временная организация занятий;

- особенности подбора материалов и оборудования

Критерии отбора арт-терапевтических методов:

- Учет степени и структуры нарушений;

- Возрастные особенности учащихся;

- Индивидуальные предпочтения и возможности ребенка;

- Этап коррекционной работы;

- Групповая или индивидуальная форма работы

Все это обеспечивает методологическую базу для практического применения

описываемых методов.

Познакомимся с некоторыми направлениями арт-терапевтической работы

1. Изотерапия в коррекции эмоциональных состояний

Техники и методы работы:

- свободное рисование (диагностика эмоционального состояния);

- тематическое рисование («Мой страх», «Радость», «Гнев»);

- Нетрадиционные техники:

1. Монотипия (создание отпечатков);

2. Кляксография (развитие воображения);

3. Рисование пальцами (тактильная стимуляция);

4. Граттаж (процарапывание);

5.Цветотерапия (работа с цветовыми ассоциациями)

Например: Изотерапия: техника «Рисование эмоций»

Задача: Научить распознавать и выражать базовые эмоции (радость, грусть,

злость, страх).

Пример реализации:

Этап 1: Учащимся предлагаются карточки с изображением лиц,

выражающих разные эмоции. Совместно с педагогом происходит обсуждение:

«Какое это лицо? Когда мы так выглядим?»

Этап 2: Техника «Каракули»: ученик с закрытыми глазами рисует на листе

каракули, выражая определенную эмоцию (например, злость – резкие, рваные

линии; радость – плавные, округлые).

Этап 3: Совместный анализ: «Посмотри на свой рисунок. Какую эмоцию

он напоминает? Хочешь добавить цвета?»

Коррекционный эффект: Развитие эмоционального интеллекта, возможность

символического выражения негативных эмоций, снижение тревожности.

2. Песочная терапия как инструмент коррекции.

Для организация работы необходимо:

- Оборудование песочницы (размеры, материалы);

- Подбор миниатюрных фигурок (архетипические образы);

- Использование сухого и влажного песка

Терапевтические техники:

- Свободное построение (отражение внутреннего мира)

- Тематические миры («Мое безопасное место», «Остров счастья»)

- Совместные проекты (развитие коммуникации)

Например: Песочная терапия: техника «Мой безопасный мир»

Задача: Создание условий для психологической безопасности и отреагирования

внутренних конфликтов.

Пример реализации:

Учащемуся предлагается песочница с влажным и сухим песком, коллекция

миниатюрных фигурок (люди, животные, растения, строения).

Инструкция: «Создай в песочнице тот мир, в котором тебе было бы

спокойно и безопасно. Используй любые фигурки, которые тебе нравятся».

После создания композиции педагог задает вопросы: «Расскажи про этот

мир? Кто в нем живет? Что здесь происходит?» Ответы ученика фиксируются,

но не интерпретируются.

Коррекционный эффект: Снижение уровня тревожности, удовлетворение

потребности в безопасности, развитие конструктивных взаимодействий.

3. Драматерапия и театрализованные техники

Формы работы:

- Импровизационные этюды;

- Ролевые игры;

- Психодрама (проигрывание ситуаций);

- Театр масок (работа с разными ролевыми позициями)

Например: Драматерапия: техника «Эмоциональные маски»

Задача: Развитие способности к распознаванию и выражению эмоций через

телесные практики.

Пример реализации:

Учащимся раздаются белые картонные маски-заготовки.

Задание 1: «Сделай маску радости (грусти, удивления)» с использованием

красок, ткани, других материалов.

Задание 2: «Примерь маску и покажи, как двигается человек с такой

эмоцией».

Задание 3: Групповая импровизация: учащиеся в масках разыгрывают

простые ситуации («Подарок», «Встреча друзей», «Потерянная вещь»).

Коррекционный эффект: Развитие эмоциональной выразительности,

преодоление скованности, формирование социально приемлемых способов

выражения эмоций.

4. Музыкотерапия и танцевально-двигательные практики

Направления музыкотерапии:

- Пассивная (прослушивание музыки);

- Активная (игра на инструментах, вокал);

- Интегративная (сочетание с другими видами искусства)

Танцевально-двигательные техники:

- Свободный танец;

- Ритмические упражнения;

- Телесно-ориентированные практики

5. Библиотерапия и сказкотерапия

Методы работы:

- Чтение терапевтических сказок;

- Сочинение историй;

- Рисование по мотивам сказок;

- Изготовление книг-самоделок

Терапевтические возможности:

- Передача культурного опыта

- Работа с архетипическими сюжетами

- Формирование морально-нравственных представлений

Систематическое использование арт-терапевтических техник позволяет

достичь следующих результатов:

Снижение уровня тревожности на 40-50% (по наблюдениям педагогов и

результатам проективных методик);

Увеличение количества позитивных социальных взаимодействий между

учащимися;

Развитие способности к распознаванию и вербализации эмоциональных

состояний;

Формирование более адаптивных стратегий поведения в стрессовых

ситуациях;

Повышение учебной мотивации через создание ситуаций успеха.

Арт-терапевтические техники представляют собой эффективный инструмент

в комплексной коррекционной работе с учащимися с нарушениями интеллекта.

Безопасный и доступный формат творческой деятельности позволяет работать с

глубокими эмоциональными проблемами, способствуя развитию эмоционально-

волевой регуляции, улучшению коммуникативных навыков и повышению

качества жизни учащихся в целом. Интеграция арт-терапевтических методов в

образовательный

процесс

специальных

школ

является

перспективным

направлением современной коррекционной педагогики.

Литература:

1.

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских

психологов, педагогов и врачей. – СПб.: Речь, 2014.

2.

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. –

СПб.: Речь, 2008.

3.

Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н. Артпедагогика и

арттерапия в специальном образовании. – М.: Академия, 2001.



В раздел образования