Автор: Таран Жанна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "ГОРЛОВСКАЯ СШИ №25"
Населённый пункт: город Горловка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапевтические техники в коррекции эмоционально-волевой сферы у учащихся с нарушением интеллекта
Раздел: среднее образование
Арт-терапевтические техники в коррекции эмоционально-
волевой сферы у учащихся с нарушением интеллекта
Таран Жанна Викторовна,
учитель ГКОУ «Горловская СШИ № 25»
Современная специальная педагогика находится в постоянном поиске
эффективных средств коррекции и развития детей с нарушениями интеллекта.
Особую актуальность приобретает работа с эмоционально-волевой сферой
данной категории учащихся, поскольку именно ее несформированность часто
становится основным препятствием для успешной социальной адаптации и
интеграции в общество.
Эмоционально-волевая сфера учащихся с нарушениями
интеллекта
характеризуется рядом специфических особенностей: трудностями вербализации
переживаний,
бедностью
эмоциональных
реакций,
низким
уровнем
произвольной
регуляции,
импульсивностью
поведения.
Эти
особенности
усугубляются наличием вторичных нарушений - недостаточностью развития
речи, коммуникативных навыков и способности к рефлексии.
Традиционные методы психолого-педагогической коррекции, основанные
преимущественно
на
вербальном
взаимодействии,
часто
оказываются
недостаточно эффективными в работе с данной категорией детей в силу их
когнитивных ограничений и речевых трудностей. В этой связи особый интерес
представляют методы арт-терапии, позволяющие осуществлять коррекционное
воздействие через невербальные каналы коммуникации.
Арт-терапия, понимаемая как система психолого-педагогических воздействий
средствами художественного творчества, создает уникальные возможности для
работы с эмоциональными состояниями учащихся с интеллектуальными
нарушениями. Через различные формы творческой деятельности (рисунок,
лепку, работу с песком, куклотерапию) создается безопасное пространство для
выражения чувств, отреагирования психологического напряжения и развития
навыков саморегуляции.
Особую значимость арт-терапевтические методы приобретают в работе с
учащимися, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, для
которых вербальная коммуникация затруднена или невозможна. Визуальные
образы, тактильные ощущения, двигательная активность в процессе творчества
становятся альтернативными языками самовыражения и взаимодействия с
миром.
Для учащихся с нарушениями интеллекта арт-терапевтические техники
особенно ценны потому, что они:
Не требуют развитых речевых навыков – коммуникация происходит
через визуальные образы и тактильные ощущения;
Снижают защитные механизмы – воспринимаются как безопасная
игровая деятельность;
Развивают произвольную регуляцию – через структурирование
деятельности и соблюдение правил;
Активизируют сенсорный опыт – способствуют развитию восприятия и
мелкой моторики;
Формируют позитивный образ «Я» – через получение удовлетворения от
творческого процесса.
В контексте специального образования арт-терапия решает не только
коррекционно-развивающие,
но
и
образовательные
задачи:
способствует
формированию учебных навыков, развитию мелкой моторики, сенсорному
обогащению, а также создает условия для успешной социализации через
совместную творческую деятельность.
Конкретные техники и примеры их применения
Таким образом, комплексное использование арт-терапевтических техник в
коррекционной работе с учащимися с нарушениями интеллекта представляет
собой
перспективное
направление
современной
специальной
педагогики,
требующее
дальнейшего
теоретического
осмысления
и
методического
обеспечения.
Настоящая
статья
призвана
обобщить
практический
опыт
применения различных арт-терапевтических методик и проанализировать их
эффективность в коррекции эмоционально-волевой сферы данной категории
учащихся.
Рассмотрим теоретические основы арт-терапии в коррекционной работе.
Главная цель арт-терапии — гармонизация психического состояния через
развитие способности самовыражения и самопознания. С помощью искусства
можно на символическом уровне выразить и исследовать разные чувства и
эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д..
Арт-терапию считают
междисциплинарной областью, объединяющей
психологию, педагогику и искусство
Основные принципы арт-терапии:
безопасность, безоценочность,
конфиденциальность, акцент на процессе
Виды
арт-терапии:
изотерапия,
песочная
терапия,
куклотерапия,
музыкотерапия, драматерапия
Особенности применения арт-терапии в работе с интеллектуальными
нарушениями:
-
адаптация
методов
арт-терапии
с
учетом
когнитивных
возможностей
учащихся;
- соответствие методов арт-терапии характеристикам психического развития:
V опора на наглядно-действенное мышление;
V учет конкретности мышления;
V использование преимуществ непроизвольного внимания и памяти
- преимущества невербальных методов коммуникации при работе с детьми с
речевыми нарушениями;
- учет сенсорных особенностей учащихся (гипо-/гиперчувствительность)
Психологические механизмы воздействия арт-терапии:
- катарсический эффект – проработка
эмоционального напряжения через
творчество;
- сублимация - преобразование негативных импульсов в социально приемлемую
деятельность
- символизация - выражение внутренних конфликтов через художественные
образы;
- проекция - перенос внутренних переживаний на продукты творчества;
- игровая природа арт-терапии как естественного способа самовыражения
В чем
специфика организации арт-терапевтического процесса
в
коррекционной школе? Это:
- соответствие требованиям ФГОС для обучающихся с нарушениями интеллекта;
- интеграция арт-терапии в образовательный процесс;
-
взаимосвязь
арт-терапевтических
занятий
с
уроками
и
внеурочной
деятельностью;
- пространственно-временная организация занятий;
- особенности подбора материалов и оборудования
Критерии отбора арт-терапевтических методов:
- Учет степени и структуры нарушений;
- Возрастные особенности учащихся;
- Индивидуальные предпочтения и возможности ребенка;
- Этап коррекционной работы;
- Групповая или индивидуальная форма работы
Все это обеспечивает методологическую базу для практического применения
описываемых методов.
Познакомимся с некоторыми направлениями арт-терапевтической работы
1. Изотерапия в коррекции эмоциональных состояний
Техники и методы работы:
- свободное рисование (диагностика эмоционального состояния);
- тематическое рисование («Мой страх», «Радость», «Гнев»);
- Нетрадиционные техники:
1. Монотипия (создание отпечатков);
2. Кляксография (развитие воображения);
3. Рисование пальцами (тактильная стимуляция);
4. Граттаж (процарапывание);
5.Цветотерапия (работа с цветовыми ассоциациями)
Например: Изотерапия: техника «Рисование эмоций»
Задача: Научить распознавать и выражать базовые эмоции (радость, грусть,
злость, страх).
Пример реализации:
Этап 1: Учащимся предлагаются карточки с изображением лиц,
выражающих разные эмоции. Совместно с педагогом происходит обсуждение:
«Какое это лицо? Когда мы так выглядим?»
Этап 2: Техника «Каракули»: ученик с закрытыми глазами рисует на листе
каракули, выражая определенную эмоцию (например, злость – резкие, рваные
линии; радость – плавные, округлые).
Этап 3: Совместный анализ: «Посмотри на свой рисунок. Какую эмоцию
он напоминает? Хочешь добавить цвета?»
Коррекционный эффект: Развитие эмоционального интеллекта, возможность
символического выражения негативных эмоций, снижение тревожности.
2. Песочная терапия как инструмент коррекции.
Для организация работы необходимо:
- Оборудование песочницы (размеры, материалы);
- Подбор миниатюрных фигурок (архетипические образы);
- Использование сухого и влажного песка
Терапевтические техники:
- Свободное построение (отражение внутреннего мира)
- Тематические миры («Мое безопасное место», «Остров счастья»)
- Совместные проекты (развитие коммуникации)
Например: Песочная терапия: техника «Мой безопасный мир»
Задача: Создание условий для психологической безопасности и отреагирования
внутренних конфликтов.
Пример реализации:
Учащемуся предлагается песочница с влажным и сухим песком, коллекция
миниатюрных фигурок (люди, животные, растения, строения).
Инструкция: «Создай в песочнице тот мир, в котором тебе было бы
спокойно и безопасно. Используй любые фигурки, которые тебе нравятся».
После создания композиции педагог задает вопросы: «Расскажи про этот
мир? Кто в нем живет? Что здесь происходит?» Ответы ученика фиксируются,
но не интерпретируются.
Коррекционный эффект: Снижение уровня тревожности, удовлетворение
потребности в безопасности, развитие конструктивных взаимодействий.
3. Драматерапия и театрализованные техники
Формы работы:
- Импровизационные этюды;
- Ролевые игры;
- Психодрама (проигрывание ситуаций);
- Театр масок (работа с разными ролевыми позициями)
Например: Драматерапия: техника «Эмоциональные маски»
Задача: Развитие способности к распознаванию и выражению эмоций через
телесные практики.
Пример реализации:
Учащимся раздаются белые картонные маски-заготовки.
Задание 1: «Сделай маску радости (грусти, удивления)» с использованием
красок, ткани, других материалов.
Задание 2: «Примерь маску и покажи, как двигается человек с такой
эмоцией».
Задание 3: Групповая импровизация: учащиеся в масках разыгрывают
простые ситуации («Подарок», «Встреча друзей», «Потерянная вещь»).
Коррекционный эффект: Развитие эмоциональной выразительности,
преодоление скованности, формирование социально приемлемых способов
выражения эмоций.
4. Музыкотерапия и танцевально-двигательные практики
Направления музыкотерапии:
- Пассивная (прослушивание музыки);
- Активная (игра на инструментах, вокал);
- Интегративная (сочетание с другими видами искусства)
Танцевально-двигательные техники:
- Свободный танец;
- Ритмические упражнения;
- Телесно-ориентированные практики
5. Библиотерапия и сказкотерапия
Методы работы:
- Чтение терапевтических сказок;
- Сочинение историй;
- Рисование по мотивам сказок;
- Изготовление книг-самоделок
Терапевтические возможности:
- Передача культурного опыта
- Работа с архетипическими сюжетами
- Формирование морально-нравственных представлений
Систематическое использование арт-терапевтических техник позволяет
достичь следующих результатов:
Снижение уровня тревожности на 40-50% (по наблюдениям педагогов и
результатам проективных методик);
Увеличение количества позитивных социальных взаимодействий между
учащимися;
Развитие способности к распознаванию и вербализации эмоциональных
состояний;
Формирование более адаптивных стратегий поведения в стрессовых
ситуациях;
Повышение учебной мотивации через создание ситуаций успеха.
Арт-терапевтические техники представляют собой эффективный инструмент
в комплексной коррекционной работе с учащимися с нарушениями интеллекта.
Безопасный и доступный формат творческой деятельности позволяет работать с
глубокими эмоциональными проблемами, способствуя развитию эмоционально-
волевой регуляции, улучшению коммуникативных навыков и повышению
качества жизни учащихся в целом. Интеграция арт-терапевтических методов в
образовательный
процесс
специальных
школ
является
перспективным
направлением современной коррекционной педагогики.
Литература:
1.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских
психологов, педагогов и врачей. – СПб.: Речь, 2014.
2.
Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. –
СПб.: Речь, 2008.
3.
Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н. Артпедагогика и
арттерапия в специальном образовании. – М.: Академия, 2001.