Напоминание

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КАК РЕСУРС ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ


Автор: Арзямова Ульяна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Каслинский промышленно-гуманитарный техникум"
Населённый пункт: Челябинская область город Касли
Наименование материала: статья
Тема: ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КАК РЕСУРС ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КАК РЕСУРС

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

КАСЛИНСКОГО ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНОГО

ТЕХНИКУМА

В

современных

условиях

модернизации

системы

среднего

профессионального образования особую актуальность приобретает задача

формирования у будущих специалистов не только профессиональных

компетенций, но и устойчивых гражданско-патриотических качеств. Для

студентов

Каслинского

промышленно-гуманитарного

техникума,

образовательное пространство которого неразрывно связано с уникальной

историко-культурной

средой

промышленного

Урала,

эффективным

инструментом решения этой задачи становится системное включение

краеведческого материала в содержание исторического образования.

Каслинский

край

представляет

собой

настоящий

историко-

культурный феномен, где переплелись традиции знаменитого чугунного

литья, становления горнозаводской цивилизации и богатейшее наследие

уральских мастеров. Опыт показывает, что абстрактные патриотические

лозунги оказываются малодейственными для современной молодежи.

Гораздо более глубокий отклик находит личностное осмысление истории

через призму судеб земляков, вклад которых в развитие региона и страны

ощущается буквально в окружающем пространстве. Именно поэтому

краеведение становится не дополнительным элементом, а стержневым

компонентом патриотического воспитания.

Практическая реализация этого подхода в нашем техникуме строится

на

нескольких

взаимосвязанных

направлениях.

Первое

направление

предполагает интеграцию краеведческого контента в содержание учебных

дисциплин. При изучении темы промышленного развития России XVIII-

XIX веков мы обязательно обращаемся к истории Каслинского завода,

основанного династией Демидовых. Студенты не просто заучивают даты, а

исследуют технологические процессы чугунного литья того времени,

сравнивая их с современными производственными цепочками. Такой

подход позволяет не только усвоить исторические факты, но и ощутить

преемственность профессиональных традиций.

Особый эмоциональный отклик у учащихся вызывает работа с

биографиями выдающихся земляков. Речь идет не только о знаменитых

мастерах-литейщиках, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю

искусства, но и о менее известных героях – инженерах, рационализаторах,

фронтовиках и тружениках тыла. В рамках проектной деятельности

студенты собирают материал о выпускниках техникума, которые внесли

значительный вклад в развитие родного города. Эта работа превращается в

настоящую

исследовательскую

практику,

основанную

на

изучении

архивных документов, семейных реликвий и музейных экспонатов.

Важнейшим

элементом

нашей

работы

является

организация

внеаудиторной

деятельности,

непосредственно

связанной

с

промышленным наследием региона. Традиционными стали тематические

экскурсии

в

Каслинский

историко-художественный

музей

и

на

действующие производственные площадки, где студенты могут воочию

наблюдать продолжение знаменитых традиций уральских литейщиков. В

процессе таких посещений происходит важнейший психологический

эффект идентификации – молодые люди начинают воспринимать себя не

просто учащимися, а наследниками славных профессиональных традиций.

Современные цифровые технологии открывают новые возможности

для краеведческой работы. Студенты техникума активно участвуют в

создании виртуального архива, посвященного истории каслинского литья.

Эта работа включает оцифровку фотографий, документов, создание 3D-

моделей известных художественных произведений. Такой проект не только

способствует сохранению культурного наследия, но и формирует у

учащихся

практические

навыки,

востребованные

в

их

будущей

профессиональной деятельности.

Особое

значение

имеет

связь

краеведческой

работы

с

профессиональной ориентацией. Изучая историю становления и развития

каслинской

промышленности,

студенты

получают

наглядное

представление о перспективах собственного профессионального роста в

регионе. Они видят, что их будущая специальность – это не просто диплом,

а возможность внести свой вклад в продолжение славных традиций

уральских мастеров.

Проводимая

работа

дает

ощутимые

результаты.

Наблюдается

повышение мотивации к изучению истории в целом, формируется

осознанный интерес к культурному наследию малой родины, укрепляется

чувство личной причастности к судьбе родного края. Студенты начинают

более ответственно относиться к выбору будущей профессии, понимая ее

значение в контексте развития региона.

Таким

образом,

историко-краеведческий

компонент

в

образовательном

процессе

Каслинского

промышленно-гуманитарного

техникума выступает мощным ресурсом формирования патриотического

сознания. Через изучение конкретных исторических фактов, связанных с

родным

городом,

через

осмысление

профессиональных

традиций

предшествующих поколений у студентов формируется подлинное, а не

декларативное

чувство

гражданственности.

Такой

подход

позволяет

воспитать не просто квалифицированного специалиста, а настоящего

патриота, осознающего свою связь с малой родиной и готового к

активному участию в ее развитии.



В раздел образования