Автор: Иванова Лариса Александровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств г.Покров"
Населённый пункт: г. Покров, Владимирская область
Наименование материала: Урок-лекция
Тема: " История Московского Кремля"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
« Детская школа искусств г. Покров»
«ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ»
План-конспект открытого урока преподавателя художественного отделения
Ивановой Л.А.
Покров 2025
Содержание:
1. Тема урока
2. Цели
3. Задачи
4. Методы обучения
5. Материалы и оборудование
6. Структура урока
7. Ход урока
8. Подведение итогов урока
9. Домашнее задание
1. Тема урока «История Московского Кремля»
2. Цель урока "История московского кремля" заключается в формировании у
учащихся целостного представления об одном из важнейших памятников
русской истории и культуры:
Познакомить с основными этапами строительства и развития крепости,
начиная с первых деревянных укреплений и заканчивая современным
обликом.
Обратить особое внимание на архитектурные особенности Кремля,
сочетающего в себе элементы древнерусского зодчества и более поздних
европейских стилей.
Познакомить
с
именами
выдающихся
архитекторов,
строителей,
принимавших участие в создании величественного ансамбля, что
позволит осознать преемственность поколений и вклад каждого из них в
создание, сохранение и приумножение культурного наследия страны.
Итогом урока должно стать не только понимание учащимися уникальной
роли
Московского
Кремля
в
формировании
российской
государственности, но и уважение к историческому и культурному
наследию страны
3. Задачи
Образовательная: Сформировать у учащихся целостное представление об
истории
Московского
Кремля
как
древнейшей
части
города,
символе
российской государственности и выдающемся памятнике архитектуры. Изучить
этапы строительства и реконструкции Кремля, начиная с первых деревянных
укреплений и заканчивая современным обликом.
Развивающая:
Развивать у учащихся навыки работы с историческими
источниками (текстами, иллюстрациями, картами), умение анализировать и
систематизировать информацию, выделять главное, сравнивать различные
точки зрения и формулировать собственные выводы. Способствовать развитию
критического мышления и способности аргументировать свою позицию.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к
истории и культуре своей страны, бережное отношение к историческим
памятникам. Формировать интерес к изучению прошлого России через историю
Московского Кремля как уникального объекта культурного наследия.
Практическая: Научить учащихся ориентироваться в архитектурном ансамбле
Московского Кремля, различать основные постройки и элементы декора.
Приобрести
навыки
проведения
виртуальных
экскурсий
и
создания
мультимедийных презентаций, посвященных истории Кремля. Организовать
исследовательскую деятельность по изучению отдельных аспектов истории
Кремля.
Межпредметная:
Синтезировать знания, полученные на уроках истории,
истории изобразительного искусства, литературы, для создания более полного
и многогранного представления о Московском Кремле и его значении в
истории и культуре России.
4.
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-
иллюстративный).
5. Оборудование:
Компьютерные технологии:
проектор
экран
Для учеников:
ручка или карандаш
тетрадь
6. Структура урока:
1. Организационный момент
2. Основная часть:
- Озвучивание темы урока. Конкретизация учебных задач, реализуемых на
уроке: повторение пройденного и изучение нового материала
- Закрепление знаний: фронтальный опрос
-исследовательское домашнее задание
3. Подведение итогов.
7. Ход урока
а) Организационный момент
Приветствие и определение проблематики урока - изучение новой темы и
повторение пройденного материала.
б) Основная часть урока.
Знакомство со структурным содержанием темы «История Московского
Кремля» - основные периоды формирования исторически значимого объекта.
Изучение основных периодов формирования крепости и ее постепенного
превращения в политический и духовный центр страны:
1.
1147 г.- первое упоминание поселения Москов
2.
1156 г- основание деревянно-земляной крепости Юрием Долгоруким
(Андреем Боголюбским)
3.
1339-13340 гг. – дубовая крепость Ивана Калиты
4.
1367-1368 гг. – белокаменная крепость Дмитрия Донского
5.
1470-1490 гг. – появление современного формата крепости (красный
кирпич) при Иване III. Итальянские мастера на русской земле.
6.
Башни Кремля.
7.
Участие Василия Баженова в разработке нового облика Кремлевского
ансамбля. ( видео)
8.
Древняя Москва в работах Аполлинария Васнецова.
(В процессе урока используется презентация, воспроизводимая на экране, с
целью визуализации изучаемого материала. Презентация прилагается)
В процессе урока используется различная форма контроля полученных знаний:
фронтальный опрос, постановка проблемы и т.д.
8. Подведение итогов
9. Домашнее задание: Изучить историю крепостных стен древнерусских
городов (на выбор).
В ходе урока использовались:
1.
Презентация «История Московского Кремля»
2.
Учебные фильмы об истории Большого Кремлевского Дворца
3.
Демонстрационный фильм «Древняя Москва в работах Аполлинария
Васнецова»