Автор: Бахтигареева Азалия Вадимовна
Должность: Преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Мензелинска
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Жанр пейзажа. Развитие навыков составления композиции
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа
искусств" г.Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
На тему «Жанр пейзажа. Развитие навыков составления
композиции.»
Подготовила: преподаватель
изобразительного искусства
Бахтигареева А.В
Мензелинск, 2025 г.
ЖАНР ПЕЙЗАЖА. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ
КОМПОЗИЦИИ
Цели:
Познакомить учащихся с жанром пейзажа в изобразительном
искусстве.
Развивать
навыки
наблюдательности,
композиционного
мышления и художественного вкуса.
Формировать умения создавать гармоничную композицию на
плоскости.
ВВЕДЕНИЕ В ЖАНР ПЕЙЗАЖА
Пейзаж (от французского paysage — местность, вид) — жанр
изобразительного искусства, в котором основным объектом изображения
является природа. История пейзажа начинается с древних времён, но как
самостоятельный жанр он сформировался в эпоху Возрождения и особенно
расцвёл в XVII–XIX веках.
Виды пейзажа:
1.
Реалистический (точная передача природы);
2.
Романтический (выражение настроения);
3.
Фантастический (вымышленные миры);
4.
Городской (урбанистический пейзаж);
5.
Индустриальный (изображение технического прогресса).
ЗНАЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ В ПЕЙЗАЖЕ
Композиция — организация художественного пространства. Для
пейзажа важно: передать глубину пространства; создать гармоничное
соотношение элементов; направить взгляд зрителя.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Основные принципы создания композиции в пейзаже включают
работу над композиционным центром, использование ритма и линий, а также
учёт светотени и цвета.
Композиционный центр — это место в картине, которое привлекает
внимание зрителей, все остальные предметы должны подчиняться ему.
Некоторые способы выделить центр:
Размер. Центральный объект должен быть крупнее других
предметов. Например, высокое дерево в противовес полю или небольшим
кустикам.
Форма. Внешний вид главного объекта должен явно отличаться
от остальных предметов на картине. Например, дом среди деревьев,
геометрические формы которого выделяют его среди лесного массива.
Цвет.
Яркое
цветовое
пятно
или
контрастный
предмет
(например, тёмный предмет на светлом фоне) привлекают внимание.
Свет. Благодаря свету центром композиции может стать даже
пустота — например, кусок чистого неба, окружённый облаками, если
остальные объекты расположены статично и сливаются в единую массу.
Ритм — это повторяющееся чередование элементов, которое создаёт
ощущение упорядоченного пространства. В пейзаже ритмичный рисунок
могут образовывать облака на небе, стволы деревьев, штакетины забора,
волны, цветы и камни.
Линии помогают управлять взглядом зрителя и выделять главные
смысловые элементы. Например:
Горизонтальные линии придают ощущение стабильности и
спокойствия.
Вертикальные линии задают ритм и передают масштаб и
высоту (как высокие деревья и небоскрёбы).
Диагональные
линии добавляют
ощущение
действия
и
динамики и создают перспективу (например, уходящая вдаль дорога).
Светотень помогает подчеркнуть объём и глубину в пейзажной
живописи. Источник света определяет расположение теней и бликов, при
этом чем дальше объект, тем менее резкими становятся его тени.
Цвет играет ключевую роль в передаче настроения пейзажа и
особенностей ландшафта. Например, тёплые тона выдвигают предметы на
первый план, а холодные — отдаляют их.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для развития навыков составления композиции в пейзаже можно
использовать следующие методы:
Наблюдение за природой.
Регулярные этюды на пленэре.
Фотографирование и анализ.
Изучение удачных композиций в фотографии.
Эскизирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение пейзажа учит видеть красоту окружающего мира, развивает
художественное мышление и чувство композиции. Систематическая работа в
этом жанре способствует росту мастерства юного художника.
В заключении можно сделать вывод о том, что развитие навыков
составления композиции в пейзаже важно для художественного образования
и эстетического воспитания.
Изучение изображений пейзажа может не только вызывать чувство
радости и восхищения, но и вдохновлять на собственное творчество.
Композиционные
навыки
помогают
формировать
и
передавать
в
произведении
личное
творческое
видение,
правильно
его
выражать,
соблюдая все законы композиционного построения.
Также можно отметить, что образы природы, которые передаются в
пейзаже, способствуют развитию творческого воображения, нравственного
воспитания, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Таким образом, обучение изобразительному искусству на образцах
пейзажного жанра представляет собой синтез нравственного, эстетического и
исторического воспитания.