Напоминание

Развитие критического мышления у студентов СПО на уроках истории: приемы работы с историческими фейками и манипуляциями


Автор: Арзямова Ульяна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Каслинский промышленно-гуманитарный техникум"
Населённый пункт: Челябинская область город Касли
Наименование материала: статья
Тема: Развитие критического мышления у студентов СПО на уроках истории: приемы работы с историческими фейками и манипуляциями
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

СПО

НА

УРОКАХ

ИСТОРИИ:

ПРИЕМЫ

РАБОТЫ

С

ИСТОРИЧЕСКИМИ ФЕЙКАМИ И МАНИПУЛЯЦИЯМИ

Современная

образовательная

реальность

характеризуется

необходимостью подготовки не просто квалифицированных специалистов, но

и мыслящих, ответственных граждан, способных ориентироваться в сложном

информационном

потоке.

Для

студентов

системы

среднего

профессионального образования (СПО), активно потребляющих контент из

цифровых источников, эта задача стоит особенно остро. Уроки истории в

данном контексте перестают быть просто трансляцией знаний о прошлом,

они превращаются в уникальную площадку для формирования иммунитета к

дезинформации, развития критического анализа и взвешенных суждений.

Данная статья посвящена практическим аспектам решения этой задачи через

работу с историческими фейками и манипуляциями.

Особенностью восприятия информации студенческой аудиторией СПО

является

клиповость

мышления,

доверие

к

визуальному

контенту

и

авторитету блогеров, зачастую превосходящее доверие к традиционным

источникам. Исторические мифы, упрощенные трактовки сложных событий,

откровенные спекуляции на патриотических чувствах или, напротив, на

огульной критике – все это составляет вызов, на который должен отвечать

современный педагог. Наша цель – не просто указать на ошибку, а вооружить

учащихся

инструментами

для

самостоятельного

распознавания

манипулятивных техник.

Эффективной отправной точкой является знакомство студентов с

базовыми механизмами искажения истории. Целесообразно обсуждать не

абстрактные понятия, а конкретные и хорошо известные примеры. Речь идет

о таких приемах, как модернизация истории, когда прошлое оценивается с

точки современных этических и политических норм, вырывание событий из

общего

контекста,

создание

упрощенных

бинарных

оппозиций

типа

«хорошие – плохие». Важно показать, как работает манипуляция с помощью

подбора цитат, когда фраза исторического деятеля обрезается так, что

приобретает

противоположный

первоначальному

смысл.

Наглядной

демонстрацией служит работа с фотографиями, их ретуширование или

неправильное подписание, меняющее восприятие события.

Одним из действенных приемов является упражнение «Историческая

экспертиза», построенное на сравнении источников. Студентам предлагается

для анализа два документа, посвященных одному и тому же событию,

например, периоду индустриализации в СССР. Первый – это фрагмент

официальной газетной статьи 1930-х годов с описанием трудовых подвигов,

второй – выдержка из частного письма того же периода, повествующего о

трудностях быта. Задача учащихся – не выбрать «правильный» источник, а

проанализировать оба: определить их происхождение, целевую аудиторию,

цели создания, сильные и слабые стороны как исторического свидетельства.

Такой подход учит видеть многогранность исторического процесса и избегать

однобоких оценок.

Особой популярностью среди молодежи пользуется формат разбора

исторических мемов и цитат, приписываемых известным личностям. Занятие

можно начать с демонстрации картинки, где некоему историческому деятелю

приписывается

яркое,

но

абсолютно

не

соответствующее

реальности

высказывание. Студентам предлагается выступить в роли детективов и

проверить его подлинность. Для этого мы совместно разрабатываем

универсальный алгоритм верификации: поиск первоисточника и проверка его

авторитетности, установление даты и контекста произнесения фразы, поиск

независимых подтверждений в академических источниках, анализ мотивации

автора мема или публикации. Этот навык оказывается чрезвычайно

востребованным за пределами аудитории, переносясь на проверку любой

новостной информации.

Высшей формой работы, синтезирующей полученные умения, является

организация дебатов или ролевой игры «Суд истории». В рамках такой

модели сложное и неоднозначное событие, например, коллективизация

сельского хозяйства или причины и последствия распада СССР, становится

предметом

судебного

разбирательства.

Студенты

распределяют

роли

обвинителей,

защитников,

свидетелей-«экспертов»

и

даже

присяжных

заседателей. Ключевое условие – все утверждения должны подкрепляться

ссылками на исторические документы, мемуары, статистические данные. В

процессе подготовки и проведения такой игры учащиеся не только

углубляются в материал, но и учатся аргументировать свою позицию,

отделять

факты

от

эмоций,

видеть

причинно-следственные

связи

и

противоречивую природу многих исторических явлений.

Таким образом, систематическая работа по разоблачению исторических

фейков на уроках истории в техникуме или колледже решает целый комплекс

образовательных и воспитательных задач. Она способствует не только более

глубокому и осмысленному усвоению исторического материала, но и

формирует

универсальные

компетенции

критического

мышления.

Выпускник,

научившийся

задавать

правильные

вопросы

источнику,

сравнивать разные точки зрения и сопротивляться манипуляциям, будет

востребован не только как высококлассный специалист, но и как зрелая,

самостоятельная

личность,

способная

к

конструктивному

диалогу

и

ответственному принятию решений в профессиональной и гражданской

жизни.



В раздел образования