Авторы: Болгарова Алина Александровна, Дикая Ирина Викторовна
Должность: учитель коррекционного обучения
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "ЛСШ №6"
Населённый пункт: Луганская Народная Республика, город Луганск
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ
Раздел: среднее образование
ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ
Введение. Современный уровень спортивных результатов немыслим без высокой степени развития
физической,
технической,
функциональной,
психологической
и
теоретической
подготовки
обучающегося
с
ОВЗ.
Одной
из
актуальных
проблем
спортивной
тренировки
является
совершенствование
технического
мастерства,
способствующее
дальнейшему
эффективному
использованию двигательных качеств.
В теории и практике спорта под техническим мастерством понимается рациональная совокупность
двигательных действий ребенка, позволяющая ему в наибольшей мере использовать свои
физические качества и достигать в конечном итоге максимально - возможного спортивного
результата. Спортивная техника не состояние, которое может быть достигнуто однажды, а текущий
показатель непрерывного и нескончаемого процесса движения от менее совершенного к более
совершенному и она не имеет «конечного пункта» .
Проблемы спортивной техники, и, в первую очередь, вопросы биомеханической сущности, в
настоящее время являются весьма актуальными. При этом особую важность техническое
совершенство приобретает в видах спорта с ациклической структурой движений, к которым
относится спортивная ходьба.
Совершенствование технического мастерства рассматривается сегодня как важная составная часть
специальной подготовки детей с отклонениями, кроме того, оно служит базой совершенствования
тактического мастерства.
При современном уровне развития спорта и его тенденции к дальнейшему прогрессу на организм
обучающегося, выступающего в крупных международных соревнованиях, падают колоссальные
нагрузки (психические, физические), испытывается на «прочность» техническое и тактическое
мастерство. Зачастую ребенок, имеющий высокие показатели функциональной готовности, из-за
пробелов , не может проявить на соревнованиях свои лучшие качества. Так недостатки в технике
порождают психологическую неустойчивость.
Чтобы добиться успеха в спортивной технике, надо уметь владеть рациональной силой движений,
эффективной и гибкой спортивной тактикой, подкреплять все это высоким уровнем специальной
психологической подготовленности [75].
Физическая, техническая, психологическая и теоретическая подготовленность ребенка проявляется в
его атакующих действиях, от степени совершенства которых зависит успех в общем.
Спортивная техника является сложным видом спорта, характеризующимся нестандартными
ациклическими движениями переменной интенсивности. Большое количество разнообразных
тактико-технических действий, выполняемых с вариативностью и индивидуальностью, создают
богатый арсенал технических средств.
Техника спортивной подготовки детей с ОВЗ - это совокупность разрешенных правилами
соревнований приемов, контрприемов и защит, она играет значительную роль в достижении
возможных спортивных результатов, а техническая подготовленность является основным звеном,
своеобразными «входными воротами» всей спортивной подготовки.
Цель наблюдения за обучающимися с ОВЗ- выявление технического мастерства, определяющего
арсенал технических действий, где 70-80% детей применяли броски деревянных кубов, переводы за
одну и две ноги из различных положений и дистанций. Отмечалось при этом, что именно эти
приемы чаще всего применялись в наблюдении за «нашими спортсменами».
Материалы и методы.
Совершенно иную картину можно наблюдать сейчас. На первое место
выдвигаются переводы одной и двух ног. Очень редко среди излюбленных приемов в настоящее
время, выполняет броски кубов с зашагиванием, броски мельницей, броски прогибом с обвивом,
броски прогибом с подсечкой. Такие приемы, как бросок обхватом изнутри, переводы вращением
почти не применяются .
Результаты исследования. Проведенный анализ анкетного опроса 10 родителей детей с ОВЗ
позволил сделать следующие выводы:
1) в спортивной технике часто используют приемы с захватом за ноги и ногу - до 30% всех приемов в
стойке;
2) для успешной тактической подготовки проведения приемов сбиванием наиболее эффективны:
быстрый и четкий проход, плотный и устойчивый захват, мощное сбивание, опрокидывание на
ковер;
3) почти все используют приемы захватом за ногу (ноги).
Это лишний раз подтверждает важность этой группы приемов для обучающихся. По мнению
ведущих специалистов
в настоящее время наиболее эффективные технические действия B
вольной борьбе составляют приемы, связанные с бросками и переводами захватом ног [138,295].
Стремление судей повысить двигательную активность и зрелищность поединков на чемпионате
мира 1983 года привело к тому, что из арсенала ведущих борцов исчезли сложные технические
действия и комбинация из нескольких приемов, уступив место простым техническим действиям, не
требующим длительной подготовки и исключающим риск проиграть балл. Основным атакующим
приемом остался перевод за одну и две ноги. Темп схваток при этом увеличился, но количество,
качество приемов и зрелищность поединков снизилась [55].
Исходя из этого следует подчеркнуть, что для повышения зрелищного характера поединков
существует один путь - это совершенствование объема и содержания технических действий, умение
проводить атаки из нескольких приемов, расширение путей тактической подготовки атакующих
действий,
проведение
приемов
из
более
разнообразных
тактических
положений
[45,120,222,264,267].