Напоминание

ОТ ПРОСТОГО РИТМА К СЛОЖНОМУ ДИАЛОГУ: КАК КЛАВЕСЫ ПОМОГАЮТ ВЫСТРАИВАТЬ КОММУНИКАЦИЮ С ДЕТЬМИ С РАС


Авторы: Хафизова Гульшат Галимяновна, Ибатуллина Дина Владимировна
Должность: Воспитатель, тьютор
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 234
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: ОТ ПРОСТОГО РИТМА К СЛОЖНОМУ ДИАЛОГУ: КАК КЛАВЕСЫ ПОМОГАЮТ ВЫСТРАИВАТЬ КОММУНИКАЦИЮ С ДЕТЬМИ С РАС
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОТ ПРОСТОГО РИТМА К СЛОЖНОМУ ДИАЛОГУ: КАК КЛАВЕСЫ

ПОМОГАЮТ ВЫСТРАИВАТЬ КОММУНИКАЦИЮ С ДЕТЬМИ С РАС

Введение

Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются

устойчивым дефицитом в области социальной коммуникации и

взаимодействия, а также наличием стереотипных форм поведения.

Одной из ключевых проблем при коррекционной работе с данной

категорией детей является преодоление коммуникативных барьеров,

обусловленных как особенностями восприятия, так и трудностями

обработки сенсорной информации. В этом контексте использование

невербальных, ритмически организованных средств коммуникации

представляет особый интерес для практикующих специалистов.

Клавесы – парные цилиндрические палочки, используемые для

воспроизведения ритмических рисунков – являются не просто

музыкальным инструментом, а сложным дидактическим средством,

потенциал которого в работе с детьми с РАС до сих пор системно не

исследован. Их акустические и тактильные характеристики, простота

манипулирования и ритмическая определенность создают уникальные

условия для установления контакта и постепенного формирования

коммуникативных навыков.

Целью данной статьи является анализ возможностей использования

клавес в качестве инструмента для выстраивания коммуникации с

детьми с РАС, описание механизмов их воздействия и разработка

практико-ориентированной модели поэтапной работы.

Теоретико-методологические основания использования

ритмических инструментов в коррекционной работе с детьми с

РАС

Нейрофизиологические и психологические особенности детей с РАС

создают специфические предпосылки для эффективного

использования ритмических инструментов:

Сенсорные особенности:

Повышенная чувствительность или, наоборот, пониженная

реактивность к акустическим стимулам

Трудности обработки комплексной сенсорной информации

Потребность в стереотипных, предсказуемых сенсорных впечатлениях

Избирательность восприятия, тенденция к фиксации на отдельных

сенсорных модальностях

Коммуникативные особенности:

Нарушение синхронизации в диадном взаимодействии

Трудности инициации и поддержания контакта

Дефицит способности к совместному вниманию

Нарушение ритмической организации коммуникативного акта

Когнитивные особенности:

Склонность к обработке информации в рамках жестких алгоритмов

Трудности восприятия и интерпретации социальных сигналов

Потребность в визуальной и тактильной поддержке при обработке

слуховой информации

Методологической основой применения клавес выступает синтез

нескольких научных подходов:

Теория сенсорной интеграции (А. Джин Айрес)

Музыкальная терапия на основе ритмической стимуляции

Принципы прикладного анализа поведения (ABA)

Теория динамической организации коммуникации

Психолого-педагогический потенциал клавес в работе с детьми с

РАС

Клавесы обладают уникальным набором характеристик, делающих их

эффективным инструментом в коррекционной работе:

Акустические параметры:

Четкий, дискретный звук с быстрым затуханием

Отсутствие обертонов и звуковых примесей

Возможность дозирования громкости

Ритмическая определенность звучания

Эргономические особенности:

Простота удержания и манипулирования

Тактильная определенность материала

Безопасность использования

Возможность индивидуального подбора размера

Коммуникативный потенциал:

Невербальный характер взаимодействия

Четкая причинно-следственная связь между действием и результатом

Возможность постепенного усложнения коммуникативных паттернов

Стимуляция моторного и слухового подражания

Модель поэтапного использования клавес в формировании

коммуникативных навыков

Предлагаемая модель представляет собой систему

последовательных этапов, каждый из которых решает конкретные

коррекционные задачи.

Этап 1. Адаптационно-сенсорный

Цель: формирование толерантности к акустическим стимулам и

установление первичного контакта через ритмическую активность.

Задачи:

Знакомство с инструментом в пассивной форме

Формирование положительной эмоциональной реакции на звук клавес

Развитие тактильной толерантности к инструменту

Методы работы:

1. Пассивное слушание: специалист воспроизводит простые

ритмические рисунки на расстоянии, комфортном для ребенка

2. Тактильное знакомство: предложение потрогать инструмент,

постучать им по различным поверхностям

3. Совместное удержание: физическое сопровождение действий

ребенка с инструментом

Критерии эффективности:

Отсутствие негативных реакций на звук инструмента

Проявление интереса к инструменту

Способность к кратковременному удержанию клавес

Этап 2. Имитационно-ритмический

Цель: развитие способности к моторному и ритмическому

подражанию.

Задачи:

Формирование навыка синхронного действия

Развитие ритмической координации

Стимуляция слухо-моторной интеграции

Методы работы:

1. Прямое подражание: "сделай, как я" с использованием одной пары

клавес

2. Ритмические эхо: повторение простых ритмических

последовательностей

3. Поочередная активность: игра "ритмический диалог" с чередованием

инициативы

Критерии эффективности:

Способность воспроизводить простые ритмические паттерны

Умение поддерживать синхронность в парном взаимодействии

Проявление инициативы в ритмическом обмене

Этап 3. Коммуникативно-интерактивный

Цель: формирование навыков невербальной коммуникации и

совместного внимания.

Задачи:

Развитие способности к совместной деятельности

Формирование навыков невербального взаимодействия

Стимуляция просоциального поведения

Методы работы:

1. Ритмическое зеркало: отражение и продолжение ритмических фраз

ребенка

2. Диалогические последовательности: обмен ритмическими

"репликами"

3. Групповые ритмические игры: участие в коллективных музыкальных

активностях

Критерии эффективности:

Способность поддерживать ритмический диалог

Умение использовать ритм для выражения эмоционального состояния

Проявление инициативы в коммуникативном обмене

Этап 4. Интегративно-символический

Цель: интеграция ритмических навыков в повседневную

коммуникацию.

Задачи:

Перенос навыков невербальной коммуникации в жизненные ситуации

Развитие символической функции ритмической активности

Формирование основ саморегуляции через ритм

Методы работы:

1. Ритмическое расписание: использование определенных ритмов для

обозначения режимных моментов

2. Эмоциональное кодирование: связывание ритмических паттернов с

эмоциональными состояниями

3. Коммуникативные ритуалы: создание устойчивых форм

ритмического взаимодействия

Критерии эффективности:

Способность использовать ритм для регуляции поведения

Перенос навыков ритмической коммуникации в новые ситуации

Формирование устойчивых коммуникативных ритуалов

Специфика работы на разных этапах коррекционного процесса

Особенности применения клавес варьируются в зависимости от

степени выраженности коммуникативных нарушений:

При тяжелых формах РАС:

Акцент на сенсорной интеграции и установлении контакта

Использование простых, повторяющихся ритмических паттернов

Максимальная визуальная и тактильная поддержка

Дозированная, кратковременная активность

При средних формах РАС:

Развитие имитационных способностей

Формирование основ невербального диалога

Постепенное усложнение ритмических задач

Сочетание индивидуальной и парной работы

При высокофункциональных формах РАС:

Развитие сложных форм ритмического взаимодействия

Интеграция вербальных и невербальных компонентов

Творческая импровизация и сочинение ритмических композиций

Участие в групповых музыкальных проектах

Методические рекомендации по организации занятий

Организационные аспекты:

Продолжительность занятия: 10-15 минут для младших детей, 20-25

минут для старших

Частота: 2-3 раза в неделю

Оптимальное время проведения: первая половина дня, через 30-40

минут после приема пищи

Необходимость постоянного мониторирования состояния ребенка

Технические особенности:

Выбор инструментов соответствующего размера

Контроль громкости звучания

Использование визуальных подсказок и расписаний

Создание структурированной, предсказуемой среды

Психолого-педагогические условия:

Учет индивидуальных сенсорных особенностей

Поэтапное введение сложности

Положительное подкрепление малейших успехов

Гибкость и творческий подход специалиста

Критерии оценки эффективности работы

Оценка динамики развития коммуникативных навыков проводится по

следующим параметрам:

Параметры социального взаимодействия:

Способность устанавливать и поддерживать зрительный контакт

Умение соблюдать очередность в диадном взаимодействии

Проявление инициативы в коммуникации

Способность к совместному вниманию

Параметры коммуникативного поведения:

Использование невербальных средств общения

Способность к подражанию и воспроизведению паттернов

Понимание причинно-следственных связей в коммуникации

Гибкость коммуникативного поведения

Параметры эмоционально-волевой регуляции:

Снижение уровня тревожности в процессе взаимодействия

Способность к саморегуляции через ритмическую активность

Проявление положительных эмоций в коммуникативных ситуациях

Снижение количества нежелательных поведенческих реакций

Заключение

Использование клавес в работе с детьми с РАС представляет собой

эффективный метод развития коммуникативных навыков, основанный

на нейрофизиологических особенностях восприятия и обработки

информации при данных нарушениях. Поэтапная модель работы, от

простого ритмического взаимодействия к сложным формам

невербального диалога, позволяет системно подходить к коррекции

коммуникативных дефицитов.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой

дифференцированных программ для детей с различными вариантами

аутистических нарушений, изучением возможностей интеграции

клавес с другими коррекционными методиками, а также созданием

системы оценки эффективности ритмического воздействия на основе

объективных нейрофизиологических показателей.

Практическая значимость представленного подхода заключается в его

доступности, невербальном характере взаимодействия и возможности

адаптации к различным уровням развития коммуникативных навыков.

Методика может быть успешно интегрирована в работу специалистов

различного профиля – дефектологов, психологов, музыкальных

терапевтов, а также использоваться родителями под руководством

профессионалов.



В раздел образования