Авторы: Четверикова Оксана Ивановна, Фофанова Любовь Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская обл
Наименование материала: Методическая разработа
Тема: Метод кейс-технологии на среднем возрасте
Раздел: дошкольное образование
Метод кейс-технологии «Путешествие капельки»
Метод кейс – технологии в дошкольном образовании – это способ организации
краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленный не
столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Цель данной технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить
их решение, используя уже имеющиеся знания, то есть, научиться работать с информацией,
научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
В работе с детьми применяли методы кейс-анализ конкретной ситуации и кейс-иллюстрация.
Кейс-анализ
конкретной
ситуации
-
это кейс,
в
котором
описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается
найти пути решения данной проблемы.
Кейс-анализ конкретной ситуации «Про капельку»
Цель:
формировать представления детей о воде и её свойствах, развивать в детях
любознательность, познавательный интерес к неживой природе.
Ситуация: Дети мыли руки и вдруг обратили внимание, что на раковине много капелек. Куда
капелька может пойти дальше? Нам стало очень интересно. Куда же она действительно потекла?
Мы провели по капелькам и капельки превратились в ручеек. У детей возник вопрос: Куда стекает
капелька? Дети высказали свои варианты ответов: вода стекает в реку, в землю, в трубу, в лужу,
пруд.
Кейс-иллюстрация «Путешествие капельки и её влияние на природу»
В работе с детьми использовали такой метод как кейс-иллюстрация - это
иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных
решений и выбор лучшего из них. А иллюстрация с продолжением
мотивирует интерес детей.
Рассматривая
иллюстрации, дети обсуждают
полученную
информацию,
рассуждают,
принимают
решение,
могут
предполагать и строить на основе этого прогноз.
Цель:
расширять представления детей о значимости воды в жизни
человека, растений и всего живого, воспитывать бережное отношение к воде.
Детям была показана иллюстрация, где нарисована капелька, пустынное
место, где не было ни цветов, ни травы, дерево засохло, речка высохла, и детям прочитали сказку
про путешествие капельки.
Сказка про капельку
Жила-была
капелька, и однажды она захотела
попутешествовать. Она превратилась в воду, вода в маленький
ручеек, и ручеек побежал по свету. Когда ручеек бежал, он начал
превращаться в большую широкую реку. Река текла, наблюдала по
сторонам за природой, и в одном месте она увидела: деревья были
сухие, место было пустынное. Задумалась речка , как же сделать
природу красивой? Речка обратилась к солнцу: Как мне сделать
природу красивой?
Солнце улыбнулось и ответило: Ты сама
догадайся!
С помощью кейс-метода иллюстраций можно обсудить, что нужно сделать, чтобы природа
стала красивой, обсудить жизненные ситуации с экологической проблемой, с ситуацией,
требующей от участников анализа и разрешения проблемы.
Была выделена проблема: Как сделать природу красивой? Дети предложили разные варианты
решения проблемы: посадить цветы, полить деревья, очистить речку от мусора, посадить
травку.
С детьми обсудили эту проблему и было найдено решение: нарисовали красками, как речка
разлилась, зазеленела травка; наклеили листочки -
дерево ожило, наклеили цветочки -
распустились цветочки, наклеили птичек - птички прилетели и запели.
С помощью кейс-метода иллюстраций можно обсудить, что нужно сделать, чтобы природа
стала красивой, обсудить жизненные ситуации с экологической проблемой, с ситуацией,
требующей от участников анализа и разрешения проблемы. Была выделена проблема: Как сделать
природу красивой? Дети предложили разные варианты решения проблемы: посадить цветы,
полить деревья, очистить речку от мусора, вырастить травку.
С детьми обсудили эту проблему и было найдено решение: мы нарисовали красками, как речка
разлилась, зазеленела травка; наклеили листочки -
дерево ожило, наклеили цветочки -
распустились цветочки, наклеили птичек - птички прилетели и запели.
Кейс-анализ конкретной ситуации
с использованием интерактивной песочницы
Цель: дать детям представление об опасности мусора для жизни человека и природы;
уточнить представления детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его
последствиях.
Проводили занятие в интерактивной песочнице, где были созданы условия для решения
проблемной ситуации (экологической). Дети пришли поиграть в песок, но увидели: в песочнице
был разбросан мусор, а на дне небольшое голубое пятно. У нас с детьми возник вопрос: Что
может быть голубым в песке? Дети высказали свои варианты ответов: это может быть река,
вода, озеро. Им было предложено послушать сказку про то, что же всё-таки произошло в этом
месте.
Экологическая сказка
Жила-была дружная семья: мама, папа, дочка и сыночек. Они очень любили летом
отдыхать на речке, купаться, загорать. И вот в один из погожих дней они снова всей семьёй
поехали отдохнуть на берегу реки. По дороге дети представляли, как здорово будут веселиться у
реки. Приехав к реке, дети радостно побежали к берегу. Подбежав к реке, они увидели, что с
речкой случилась беда: речка молчала, воды почти не было видно, везде валялся мусор. Отдыхать
и веселиться в таком месте совсем не хотелось.
Перед нами возникла проблема: Как вернуть речку в прежнее состояние? Как уберечь
природу от мусора? Дети предложили различные варианты решения этой проблемной ситуации:
убрать мусор, очистить речку от мусора, не выбрасывать мусор на природе. Совместно с детьми
обсудили и нашли пути выхода из этой ситуации. Дети собрали весь мусор (баночки, бутылки,
фантики, коробки) в мусорный пакет, очистили речку от мусора, она стала чистой и прозрачной,
снова побежала, зажурчала. Вся семья была очень рада, и они стали снова купаться в речке.
Река – это вода, а вода несёт жизнь! И растениям, и разным мелким букашкам, и птицам,
и крупным животным, и людям. «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят»
Кейс-технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них
такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно
излагать свои мысли.
Его основная идея состоит в том, что ребёнок должен учиться сам, а
воспитатель должен мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать его
деятельность.