Авторы: Бойцова Елена Рудольфовна, Бердникова Дарья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 43"
Населённый пункт: г Усолье-Сибирское, Иркутская обл.
Наименование материала: проект
Тема: «Быть здоровыми хотим»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43
Проект во второй младшей группе
Выпо
лнили: воспитатель Бойцова Е.Р.
БердниковаД.С
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: «Быть здоровыми хотим»
2. Автор проекта:
Выполнили: воспитатель Бойцова Е.Р.Тарасова Е.Б.
3. Вид проекта: познавательно-игровой
- по характеру координации: открытый
- по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели группы,
родители воспитанников
5. Срок проекта: краткосрочный – 1 неделя
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО
ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов,
медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего
поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет
тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской
Федерации. Особенно это заметно по статистике заболеваемости дошкольников в регионе
с суровым климатом. И если современные стандарты образования обязывают педагогов
более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители
воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий
путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего
воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания
сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными
препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы
организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без
активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада,
но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно
ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к
собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства,
когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При
профессиональном
подходе
к
вопросам
здоровьесбережения
у
каждого
ребенка
укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и
вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок
осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические
упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу,
следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса
на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные
жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои
физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за
свое здоровье. Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в адаптационный период,
когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что
требует
необходимости
использования
современных,
инновационных
подходов
в
воспитательно-оздоровительной работе.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Мы разработали этот проект с целью сохранения и укрепления здоровья детей,
формирования у них привычки вести здоровый образ жизни.
В течение недели с детьми второй младшей группы проводили тематические беседы о
здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший
аппетит и крепкий и здоровый сон и т. д.
Во время ознакомления с художественной литературой обращали внимание ребят на то, как
писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о
здоровье человека.
В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в
подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят: умывание
контрастной водой, хождение босиком по «дорожке здоровья», проведение подвижных игр на
свежем воздухе.
Совместно с родителями было изготовлено нестандартное спортивное оборудование для
группы (платочки, ленточки, др.). Кроме этого, для родителей проводились специальные
консультации по формированию здорового образа жизни детей младшего возраста, оформлялся
наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей.
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Цель проекта:
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к здоровому
образу жизни.
Задачи проекта:
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы
физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- создавать условия для благотворного физического развития детей;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
-
повышать
педагогическую
компетентность
родителей
по
вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Предполагаемые результаты проекта:
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-
оздоровительной работы;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной
работы;
-
Использование
разнообразных
форм
взаимодействия
с
родителями
с
целью
повышения
уровня
знаний
по
проблеме
укрепления
и
сохранения здоровья детей.
Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.
Перед проведением проекта проводился опрос воспитанников 2-ой младшей группы для
выявления знаний детей о здоровом образе жизни. По окончании проекта проводился повторный
(итоговый) опрос для анализа результатов.
Опрос детей проводился по методу «Модель трех вопросов»:
Что мы знаем об
этом?
Что мы хотим
узнать?
Как мы можем
узнать?
- Дети в группе часто болеют.
Почему?
Ответы детей:
Чтобы не болеть, надо много
двигаться.
- Потому, что дети плохо
кушают.
:- Мама не разрешает ходить
босиком.
:- Бабушка старенькая, поэтому
болеет.
Зачем мыть руки с
мылом?
Зачем ходить
босиком по коврикам-
массажерам?
Почему зарядка
бывает разная?
Для чего нужно
закаляться?
Почему люди
болеют?
- художественная литература
(стихи, потешки, книги,
загадки);
- наблюдения;
- прогулки;
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные праздники,
развлечения;
- физкультминутки;
- рекомендации родителям.
По проведенному опросу мы сделали следующий вывод: дети не достаточно знакомы с
понятием «здоровый образ жизни»; они не осознают значимость и ценность здоровья и не знают,
как его сохранить и укрепить.
Опрос родителей проводился в форме индивидуальной беседы. По проведенному опросу
среди родителей сделали следующий вывод: многие родители не совсем понимают, что такое
здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного
понятия. Родители воспитанников искренне убеждены в том, что они могут поддержать здоровье
ребенка с помощью использования синтетических лекарственных препаратов, либо с помощью
народных методов лечения во время течения болезни. Практически никто из родителей не
использует в быту неагрессивные способы закаливания своего малыша.
Исходя из сделанных выводов, наметили план работы над проектом:
1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности
(для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по
вопросам здоровьесбережения.
2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам
«Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О
здоровой пище», «Кто спортом занимается».
3. З
акаливающие процедуры
: бодрящая гимнастика, пребывание на свежем воздухе, умывание
контрастной водой, воздушные ванны, хождение по «дорожке здоровья».
4.
Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы хотим быть
здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц,
самостоятельная двигательная активность детей, творческая работа (рисование, разукрашивание)
«Наши фруктовые друзья».
5.
Работа
с
родителями
:
совместное
изготовление
нестандартного
спортивного
оборудования, консультации по темам «Для чего нужны коврики-массажеры», «О соблюдении
детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребенка»,
«Занимайся гимнастикой по утрам»,
оформление презентации «Здоровый образ жизни»
(см.Приложение 2).
II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Тематические беседы с детьми:
- «Как можно заботиться о своем здоровье».
- «Чистота и здоровье».
- «Полезно – не полезно».
- «Как надо закаляться».
- «Личная гигиена».
- «О здоровой пище».
2. Ознакомление с литературой:
Чтение
Сроки
К. Чуковский «Доктор Айболит», стихотворения о здоровье
1 неделя
А. Барто «Девочка чумазая»
2 неделя
3. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр»
3 неделя
Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки и пословицы о здоровом
образе жизни
4 неделя
З. Интегрированная образовательная деятельность:
Тема, цель
Сроки
1
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Цель: дать знания о значимости зарядки для
здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением
упражнений, вызвать положительные
эмоции.
2
«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»
Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом
образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно
делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о
полезных витаминах.
3
«Кукла купается!»
Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием
туалетных принадлежностей, способствовать формированию
привычки к здоровому образу жизни.
4
«Дружим с водой»
Цель: познакомить со смысловым значением закаливания,
как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к
оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и
здоровья.
4. Игровая деятельность:
Название игры, цель
Сроки
1
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
1 неделя
2
«Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3
«Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4
Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек»,
«Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
2 неделя
5
«Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая
друг друга, ходить на носках.
6
Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц
туловища, рук и ног.
3 неделя
7
«Маленькие ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на
сигнал
8
«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на
подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу,
лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках,
сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать
качество личности.
В течение
недели
9
«Развитие движения у детей раннего возраста»
Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать
положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
10
«В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью,
учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный
настрой.
Алгоритмы проведения подвижных игр проекта описаны в Приложении 1.
5.Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
- Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.
- Игры с водой на улице (при благоприятных погодных условиях) и в группе.
- Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение
босиком по «дорожке здоровья».
- Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
6.
Наблюдения, экскурсии:
- Наблюдение за играми старших детей на прогулке. Цель: воспитание добрых отношений друг к
другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить
мяч, подлезать, лазать.
-
Экскурсия
в
спортивный
зал
детского
сада:
беседа
с
инструктором
по
физическому
воспитанию,
знакомство
со
спортивным
инвентарем.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Проведение итогового опроса детей:
Опрос проводился по методу «Модель трех вопросов»:
Что вы узнали, что
раньше не знали?
Что вас удивило?
Что понравилось
больше всего?
- Нужно заниматься
гимнастикой, чтобы
не болеть.
- Чаще мыть руки.
- Что такое здоровье.
- Вредные привычки:
что это такое (грызть
ногти, ковырять в
носу, сосать
пальчик).
- Как можно
закаляться.
- О витаминах.
- Солнце, воздух и
вода – наши лучшие
друзья.
- как принимать
воздушные ванны.
-Нужно
пользоваться зубной
щеткой.
- Играть в подвижные
игры.
- рисовать.
отгадывать загадки.
- Фотографироваться.
- Играть с водой.
В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены
следующие результаты:
1. У детей второй младшей группы появился интерес и желание выполнять различные
упражнения.
2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по «дорожке
здоровья», испытывая при этом удовольствие, играют с водой.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с
мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
4. Снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
1. У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой,
физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
1.
У детей повысились знания о значимости образа жизни.
2. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать
систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с
родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.