Напоминание

«Методы и приемы обучения для развития функциональной грамотности»


Автор: Токарева Ольга Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Тростянская ОШ
Населённый пункт: д.Прилепово Смоленская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Методы и приемы обучения для развития функциональной грамотности»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тростянская

основная школа

«Методы и приемы обучения

для развития функциональной

грамотности»

Доклад учителя русского языка

и литературы Токаревой О.Д.

2024

Функциональная

грамотность

представляет

собой

неотъемлемую

составляющую современного образования, и её развитие на уроках русского

языка

является

актуальной

задачей для

педагогов. Этот термин

охватывает

умение

не

только

читать

и

писать,

но

и

понимать,

интерпретировать,

анализировать и использовать информацию в различных жизненных ситуациях.

Функциональная грамотность является одним из составляющих обновлённых

ФГОС. Поэтому одна из важнейших задач современной школы - формирование

функционально грамотных людей.

Что

такое

«функциональная

грамотность»?

Это

умение

человека

грамотно

(квалифицированно)

использовать

приобретаемые

в

течение

жизни знания во

всех сферах человеческой

деятельности

для решения

широкого диапазона жизненных задач. Важно уметь понимать, анализировать

и

использовать

любую

поступающую

информацию.

Акцент

в

образовании

смещается

со сбора

и

запоминания

информации

на

овладение

навыком ее

правильного

применения.

Функциональная

грамотность

это тот уровень

грамотности,

который

дает

возможность

человеку

максимально

взаимодействовать

с

социумом,

адаптироваться

в

нём

и

успешно

функционировать.

Функциональная

грамотность

простыми

словами

это

умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Составляющие функциональной грамотности:

1.

Читательская

грамотность

способность

человека

понимать

и

использовать

письменные

тексты,

размышлять

о

них

и

заниматься

чтением,

чтобы

достигать

своих

целей,

расширять

свои

знания

и

возможности, участвовать в социальной жизни.

2.

Естественнонаучная

грамотность

способность

человека

занимать

активную

гражданскую

позицию

по

вопросам,

связанным

с

естественнонаучными

идеями:

научно

объяснять

явления;

понимать

особенности

естественнонаучного

исследования;

интерпретировать

данные и использовать научные доказательства.

3.

Математическая грамотность – способность формулировать, применять

и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять

математические

рассуждения;

использовать математические

понятия

и

инструменты.

4.

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и

финансовых

рисков,

а

также

навыки,

мотивацию

и

уверенность,

необходимые

для

принятия

эффективных

решений

в

разнообразных

финансовых

ситуациях,

способствующих

улучшению

финансового

благополучия

личности

и

общества,

а

также

возможности

участия

в

экономической жизни.

5.

Креативное

мышление

это

умение

человека

использовать

свое

воображение для выработки и совершенствования идей, формирования

нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По

версии

PISA,

креативное

мышление

также

способность

критически

осмысливать

свои

разработки,

совершенствовать

их.

Это способность

ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи.

Например,

предлагать

инновационные

и

эффективные

решения,

использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть

на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.

6.

Глобальные

компетенции.

Глобальные

компетенции

включают

способность

эффективно

действовать

индивидуально

или

в

группе

в

различных ситуациях.

Уроки русского языка имеют уникальную возможность влиять на

развитие функциональной грамотности: они обеспечивают обучающихся

умениями, которые применимы не только в рамках школьной программы,

но

и

в

последующей

жизни.

Функционально

грамотная

личность

готова

обучаться всю жизнь, инициативна, отлично владеет устной и письменной речью,

принимает

нестандартные

решения,

умеет

находить

компромиссы,

самостоятельна,

разбирается

в

компьютерных

технологиях,

свободно

ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с общепринятыми

ценностями

и

интересами.

Вот

такими

качествами

должен

обладать

современный

педагог

и

воспитывать

их

в

своих

учениках.

Не секрет, что уроки русского языка не являются для многих любимыми. Но

задача учителя состоит в том, чтобы нелюбимый учениками предмет сделать

интересным,

нужным

и

востребованным.

Формирование

навыков

функциональной

грамотности

начинается

с

самостоятельного

определения

учениками темы и цели урока.

Работая

над

формированием

функциональной

грамотности

обучающихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы

обучения,

так

и

новые

технологии.

Использование

инновационных

педагогических технологий играет большую роль, так как это позволяет так

организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость, но

и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Приемы «Мозговой штурм»,

«Моя идея», «Ромашка Блума», «Кроссворд», «Четвертый лишний», «Горячий

стул», «Магический квадрат», «Мозаика. Реконструкция текста», «Кластер»,

«Тонкие» «толстые» вопросы, «Лингвистическая сказка», «Реставрация текста.

«Письмо

с

дырками»и

др.

направлены

на

активизацию

мыслительной

деятельности,

на

развитие

способности

обучающихся

правильно

интерпретировать

информацию,

формулировать

вопросы,

создавать

аргументированные высказывания и творчески мыслить на русском языке.

Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока, при

изучении любой темы по русскому языку.

На уроках я использую различные методы и приёмы , которые

формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою

точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Кластер. Прием «Кластер» является приемом графической систематизации

материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста

и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя

материал по категориям. Использование кластера на уроках помогает учащимся

систематизировать и структурировать информацию, а также развивает навыки

рассуждения и логического мышления.

«Конкурс

шпаргалок».

Прием

эффективен

при

изучении

нового

материала в работе с правилом. Например, при изучении темы «Дополнение» в

классе предлагаем детям составить шпаргалку. Чья шпаргалка содержит полную

информацию о термине, тот является победителем.

«Реставрация текста».

Прием используется на уроке систематизации

знаний,

позволяет

выявить

уровень

усвоения

знаний

сразу

по

нескольким

направлениям: композиция текста, связь предложений в тексте, синтаксический

анализ и т.п. Например, можно перепутать предложения и попросить учащихся

восстановить текст. Для восстановления текста можно предложить использовать

схемы предложений.

Ролевая игра. Это некая смоделированная жизнеподобная ситуация, в

которую погружаются ученики.

Обыгрываем

ситуацию

«Я

покупатель».

Показываем

ученикам

фотографию

полки с разными марками одного продукта и спрашиваем: «А что бы купили вы?»

Приступаем к внимательному чтению. Получается, наш разговорный вариант

слова, «сгущёнка», перекочевал на этикетки. Как такое могло произойти?Приём

«Отсроченная отгадка»

Универсальный

приём

,

направленный

на

активизацию

мыслительной

деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

-умение анализировать и сопоставлять факты;

-умение определять противоречие;

-умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт),

отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе

над новым материалом.

Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока.

Определяют цель, задачи урока .

Этап актуализации.

Элементы

исследовательского

метода,

например,

по

теме

«Лексика

»

предлагается работа со словарем С.И.Ожегова: объясните значение слов «до

свидания», и др.). Такой вид работы формирует у обучающихся навык думать,

рассуждать при написании слова, а также обращаться за помощью к книгам, к

словарю, а не к ресурсам сети Интернет.

Тема «Роль прилагательного»

Д

ан деформированный текст с пропущенными именами прилагательными.

Задача детей - понять, слова какой части речи пропущены и какую роль они

играют в тексте.

Приём

«Бортовой

журнал».

Бортовые

журналы

обобщающее

название

различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время

изучения

темы

записывают

свои

мысли.

Известная

информация

и

предположения в первой графе, а во второй – новая информация.

Приём

«Диктант

на

засыпку».

Подобные

тематические

диктанты

комплексно

проверяют

усвоение

знаний

по

какому-либо

разделу

орфографии.

Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване

и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом

глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт

был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался

крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению

пальцем,

чёрт, молодцевато встряхнув

чёлкой,

пустился

танцевать

чечётку.

Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что

наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и,

совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой

пятачок, покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт

куцей

овцой

бросился

к

бочонку

с

мочёными

яблоками

и

сунул

в

него

обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», —

чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.

В

итоге

мы

выясняем,

что

«сгущёнка»

и

«сгущённое

молоко»

разные

продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных

жиров.

Данный

пример

можно

привязывать

к

конкретной

теме.

Например,

к

словообразованию в 6-м классе. Здесь также важно сформировать саму привычку

внимательно относиться к языку и надписям, которые нас окружают.

Щеголь

Жора,

напевая

мажорную

песенку,

шел

по

городским

трущобам.

Расчёской,

как

трещоткой,

он

увлечённо

постукивал

по

решёткам.

В

его

кошелке

лежали

желуди,

которые

он

нёс

в

цирк

прожорливому медвежонку. Щеголь

был

там

стажером,

кормил

зверей

печенкой и пшенной кашей, учился четко выполнять свои обязанности.

Иногда

он

шепотом

подсказывал

клоунам

слова,

подавал

жонглёрам

тарелки,

натягивал

для

гимнастов

бечевку.

Огорченный

грошовыми

заработками, он всё-таки не расставался с цирком, так как любил его

парчовый блеск, цыганское веселье, его шумы и шорохи, его акробатов.

Цирк – это не то что чопорный театр. Стажер Жора надеялся стать новой

цирковой звездой.

Приём

«Верные

/неверные

суждения

(учащиеся,

выбирают

"верные

утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию,

обстановку, систему

правил),

тем

самым

систематизируя

уже

имеющуюся

информацию).

Прием

«Мозаика».

«Реконструкция

текста»

текст

разделяется

на

части

(предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных

частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта

выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей

последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить

в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы).

Прием

«Толстые

и

тонкие

вопросы»

это

способ

организации

взаимоопроса

учащихся

по

тексту,

при

котором

«тонкий»

вопрос

предполагает

репродуктивный

однозначный

ответ

(чаще

это

«да»

или

«нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания,

рациональных

рассуждений,

поиска

дополнительных

знаний

и

анализ

информации.

Прием «Плюс, минус, интересно» (этот прием можно использовать по-разному.

+

В

графу

«П»

-

«плюс»

записывается

все,

что

вы

знаете

из

текста;

все, что понравилось на уроке; информация и формы работы, которые вызвали

положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для

достижения каких-то целей.

- В графу «М» - «минус» записывается всё, что вы не знали раньше и выяснили

лишь из информации текста; Все, что не понравилось на уроке, показалось

скучным,

вызвало

неприязнь,

осталось

непонятным.

Может на

уроке была

информация,

которая, по

мнению

ученика,

оказалась

для

него

не

нужной,

бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

? В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о

которых узнали на уроке, из текста, что бы еще хотелось узнать по данной

проблеме, вопросы к учителю.

Приём «Лингвистическая сказка» (формирует умение извлекать необходимую

информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи,

вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа)

Приём

«Письмо

с

дырками»

(для

формирования

читательского

умения

интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием.

Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с

параграфом при изучении нового материала).

Приём

«Проблемная

ситуация

(побуждает

ребенка

самостоятельно

искать

выход из затруднения).

Приём

«Ассоциации»,

«Ассоциативный

куст» (важным

элементом

в

формировании

грамотного

письма

является

словарная

работа

и

работа

над

ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях,

которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами).

Приём

«Бортовой

журнал».

Бортовые

журналы

обобщающее

название

различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время

изучения

темы

записывают

свои

мысли.

Известная

информация

и

предположения в первой графе, а во второй – новая информация.

Приём «Отсроченная отгадка» (до объявления темы учитель предлагает

необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают

тему

урока,

но

не

называют

ее.

Ученики

в

ходе обсуждения

должны

выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что

нового они узнают, о чем вообще пойдет речь, задают вопросы).

Прием «ИНСЕРТ» (чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может

быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на

полях значки:

"?" - непонятно,

"+"- согласен

"-"-вызывает сомнение,

"!" - это главное, это удивило...

Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)

Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём

помогает выразить свои мысли кратко и точно. Мне нравится использовать

синквейн и на стадии мотивации и на стадии рефлексии. Иногда его применяю

на обоих этапах сразу.

В

каждой

строке

задается

набор

слов,

который

необходимо

отразить

в

стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема

синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Используется больше на уроках литературы.

Приём «Незаконченные предложения»

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится……

5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Приём «Письмо с пробелами» Реставрация текста. Один из продуктивных

приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С

ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний

и

для

работы

с

параграфом

при

изучении

нового

материала.6

класс.

Морфологический анализ имени существительного.

Даю задание: составить рассказ о существительном по опорным словам.

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки

… или …. … или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения, если… .

Прием «Лови ошибку»

С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя

роль

учителя,

особенно,

если

ошибки

исправлять

красными

чернилами.

(Приложение)

У танюши всаду много цветов. За ними ухажывает бабушка марья.

Кругом цветут пушыстые хризантемы. Их окружыли чюдесные бабочьки.

Втени растут душыстые ландышы. Над ними жужжыт майский жук.

Прием «Проблемная ситуация» стимулирует мыслительную деятельность

обучающегося в процессе обучения

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Анализ

предложений

«Какой

ты

неряха,

Сергей?»

Правильно

ли

я

построила

предложение?

Может

надо

сказать

«какая

неряха

Сергей»?

Какого рода слово «неряха»? Проблемная ситуация. Дети обсуждают и

приходят к выводу, что это слово может характеризовать как мальчика, так

и девочку. Оно ОБЩЕЕ. А есть в русском языке еще подобные общие слова?

Приём «Цветные поля». Приём интерактивного обучения

Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на

уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля

цветными карандашами. Каждый цвет имеет своё значение, но каждый раз это

обращение к учителю.

красные поля - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

зелёные поля - «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»

синие поля - «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

жёлтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе всё правильно».

Приём

«Опорный

конспект»

(для

формирования

читательского

умения

находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых

требуется

работать

с

графической

информацией:

извлекать

информацию,

ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы,

название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы).

Приём

«Удивляй!»

и

«Яркое

пятно»

(приемы,

повышающие

познавательный

интерес

к

изучаемой

теме

и

активизирующие

мыслительную

деятельность

ребенка).

Удивление

активизирует

мыслительную

деятельность

ребенка.

Приемы

лучше

использовать

в

начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении

всего урока.

Например, дети уже знают, что корень - главная значимая часть слова, без

корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня?

(вынуть) Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме:

«Склонение имён существительных» с вопроса:

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни

к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»)

- Это разносклоняемые имена существительные, потому что в падежных формах

у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя,

пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Прием «Ромашка Блума» (состоит из шести лепестков - шести типов вопросов)

Методика использования «Кубика Блума».

Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

- Назови.

- Почему.

- Объясни.

- Предложи.

- Придумай.

- Поделись.

"Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого

разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань

укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на

грани кубика - с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы.

Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, "Назовите основные морфологические признаки прилагательного и

т.п.?»,

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные

связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом,

явлением.

Например, на занятии по русскому языку: «Почему то или иное слово так

написано…», «Почему в этом предложении ставим знак ….?» и т.п.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных

аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"?

Предложи.

Ученик

должен

предложить

свою

задачу,

которая

позволяет

применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои

идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на

практике, для решения конкретных ситуаций.

Например:

Предложи,

где и

как

можно

использовать знания

правописания

чередующихся гласных в корне? Для чего тебе может понадобиться знание

правил рифмы?

Придумай

-

это

вопросы

творческие,

которые

содержат

в

себе

элемент

предположения, вымысла.

Например: Придумай, пример на изучаемое правило.

Поделись - вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной

деятельности обучающихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия,

оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их

оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть,

сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях,

которые вызваны названной темой.

Например, Поделись, новыми знаниями? Или Почему ты выбрал именно эту

тему.

Таким

образом,

инновационные

технологии

делают

урок

интересным,

ярким; помогают учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке

ситуацию успеха для ученика.

Приемы и методы, которые я применяю на своих уроках, меняют отношение

учеников

к

предмету

и

создают

среду,

способствующую

формированию

функциональной грамотности. В подтверждение этого вывода хочу остановиться

на анализе диагностической работы по читательской грамотности.

Анализ диагностической работы по читательской грамотности

Диагностические работы по оцениванию уровня сформированности

читательской

грамотности

как

составляющей

функциональной

грамотности проводились на платформе «Российская электронная школа»

в мае 2024 года (обучающиеся 8 класса) и в октябре 2024 года (обучающиеся

9 класса).

Особое

внимание

в

диагностике

читательской

грамотности

уделяется

множественным текстам – текстам, которые взяты из разных источников, имеют

разных авторов, опубликованы в разное время, но которые относятся к одной

проблематике.

При

этом

одиночные

тексты

также

представлены

в

диагностических вариантах.

По результатам выполнения диагностической работы обучающимися

был

определен

уровень

сформированности

читательской

грамотности.

Распределение результатов участников диагностической работы по уровням

сформированности читательской грамотности показано на диаграммах.

Из

диаграммы

видно,

что

средний

уровень

сформированности

читательской

грамотности

в

8

классе

показали

67%

обучающихся,

а

повышенный

33%

обучающихся.

А

в

9

классе

высокий

уровень

67%

обучающихся и повышенный 33% обучающихся.

При

формировании

функциональной

грамотности

обучающихся

учителям надо помнить:

Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы

формируете.

2.

На

воспитание

активности

не

жалейте

ни

времени,

ни

усилий.

Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества,

сегодняшний лидер – завтрашний руководитель.

3.Учите детей учиться.

4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить

причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным

условием развивающего обучения.

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на

практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Желаю всем успехов в работе, грамотных учеников и огромного здоровья!

Используемая литература

1. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. СПб.: Азбука, 2018.- С. 89.

2. Мишатина Н.Л. Речевое и литературное развитие школьников в процессе

освоения концептов русской культуры// Литература в школе. – 2007. - №5.- С. 27-

30

3. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для

учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. — 2-

е изд. перераб. — М.: Просвещение, 2015. — С. 35.

4.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К.

Селевко. – М., 1998.

5. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб., 2000.

– (Сер. «Мастера психологии»).

6.

Якиманская

И.С.

Разработка

технологий

личностно

ориентированного

обучения// Вопросы психологии. – 1995. - №2. – С. 24-25.



В раздел образования