Напоминание

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)


Автор: Контурова Ольга Юрьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 152"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА РЕЧЕВОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ: СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С

ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)

Введение:

Речевая коммуникация является основополагающим фактором

развития личности, ее социальной адаптации и успешного обучения.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) процесс освоения

правильной речи представляет собой серьезный вызов, требующий

комплексного и научно обоснованного подхода. Одним из ключевых

компонентов речевой системы, коррекция нарушений которого имеет

решающее значение, является фонематический процесс.

Фонематические процессы – это высшие психические функции,

обеспечивающие способность различать, дифференцировать и

анализировать звуки речи, а также формировать на их основе

звуковые образы слов. Нарушения в этой области могут привести к

серьезным трудностям в овладении звуко-буквенным анализом,

чтением и письмом. Данная статья посвящена анализу современных

подходов и стратегий формирования фонематических процессов у

детей с ТНР, раскрытию их значения для общего речевого развития и

представлению практических методов коррекционной работы.

Тяжелые нарушения речи (ТНР): специфика и влияние на

фонематические процессы:

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это обобщенное понятие,

охватывающее различные формы речевой патологии, при которых

наблюдаются значительные отклонения в формировании всех

компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематического

слуха, лексики, грамматического строя, связной речи. Специфика ТНР,

влияющая на фонематические процессы, может проявляться

следующим образом:

1. Нарушения звукопроизношения (дизартрия,

дислалия): Неправильное формирование артикуляции, что

приводит к искаженному звучанию речи. Это может затруднять

слуховое восприятие и дифференциацию схожих звуков.

2. Фонематический недоразвитие (ФНР): Недостаточное

развитие способности различать и дифференцировать фонемы

родного языка. Это проявляется в трудностях различения звуков,

схожих по акустико-артикуляционным признакам (например, [б-

п], [д-т], [с-з], [л-р]).

3. Нарушения слухового восприятия: При сенсорной афазии или

других видах нарушений слуха, ребенок может не воспринимать

или искаженно воспринимать звуки речи.

4. Особенности когнитивного развития: При интеллектуальных

нарушениях, сопровождающих ТНР, могут наблюдаться общие

трудности с анализом, синтезом, классификацией, что влияет и

на фонематические процессы.

5. Структура дефекта: При ТНР нарушения часто носят системный

характер, затрагивая не только отдельные звуки, но и всю

фонематическую систему.

Фонематические процессы: сущность и значение:

Фонематические процессы – это комплекс высших психических

функций, обеспечивающих:

1. Фонематическое восприятие (слух): Способность

воспринимать, различать и дифференцировать звуки речи. Это

основа для понимания слов, предложений, а также для

правильного произношения.

2. Фонематический анализ: Способность мысленно разделять

слово на составляющие его звуки, определять их

последовательность, место в слове.

3. Фонематический синтез: Способность мысленно соединять

отдельные звуки в слово.

4. Фонематические представления: Способность сохранять в

памяти звуковые образы слов и звуков.

Значение развитых фонематических процессов:

Правильное звукопроизношение: Фонематический слух – база

для артикуляции. Если ребенок не различает звуки, он не сможет

их правильно произнести.

Понимание речи: Способность различать

смыслоразличительную функцию звуков (например, «дом» и

«том» – разные слова из-за одного звука).

Овладение чтением и письмом: Фонематический анализ и

синтез – основа для формирования буквенного представления о

звуках, что необходимо для фонетического чтения и письма.

Развитие связной речи: Правильное произношение и

понимание речи способствуют более эффективному выражению

мыслей.

Основные направления коррекционно-развивающей работы по

формированию фонематических процессов у детей с ТНР:

Коррекционная работа должна быть комплексной и систематичной,

направленной на развитие всех компонентов фонематической

системы.

1. Развитие слухового внимания и восприятия:

o

Цель: Научить ребенка различать неречевые звуки (звуки

природы, музыкальные звуки, звуки бытовых предметов), а

затем и речевые звуки.

o

Методы и приемы:

Игры на различение звуков: «Что звучит?», «Где

услышал?». Использование шумовых игрушек,

музыкальных инструментов.

Игры на слуховое внимание: «Повтори ритм»,

«Угадай, кто сказал».

Игры на слуховую память: Запоминание и

воспроизведение последовательности звуков.

Дифференциация звуков речи: Начинать с

наиболее контрастных звуков, постепенно переходя к

схожим.

2. Развитие фонематического восприятия (дифференциация

звуков):

o

Цель: Научить ребенка различать на слух все звуки

родного языка, в том числе и те, которые он не произносит

или произносит неправильно.

o

Методы и приемы:

Игры с картинками: «Найди картинку, название

которой начинается на звук [с]», «Отбери картинки,

где есть звук [л]».

Сравнение слов, различающихся одним

звуком: «Дом – том», «Мак – бак», «Шар – жар».

Проговаривание слов, выделение ударного звука,

прохлопывание слогов.

Слуховой анализ слов: Определение

наличия/отсутствия заданного звука в слове.

Звуко-буквенный анализ (на более поздних

этапах): Соотнесение звука с его буквенным

обозначением.

3. Развитие фонематического анализа:

o

Цель: Научить ребенка мысленно выделять звуки в слове,

определять их последовательность, место в слове (начало,

середина, конец).

o

Методы и приемы:

Выделение первого звука: «Какой первый звук в

слове «мяч»?».

Выделение последнего звука: «Какой последний

звук в слове «нос»?».

Определение места звука в слове: «Где живет звук

[р] в слове «ракета» – в начале, середине или

конце?».

Звуковая схема слова: Составление схемы слова из

фишек, обозначающих звуки.

Анализ слов разной длины и структуры: Начинать

с простых односложных слов, затем переходить к

двусложным, трехсложным, со стечениями согласных.

4. Развитие фонематического синтеза:

o

Цель: Научить ребенка соединять отдельные звуки в целое

слово.

o

Методы и приемы:

Произнесение слова по частям: «К – о – ш – к – а».

Ребенок должен назвать слово целиком.

Игры с «секретными словами»: «У меня есть

секретное слово. Оно начинается на [м], потом идет

[а], потом [к]. Какое слово у меня получилось?»

Составление слов из предложенных звуков: (Для

более подготовленных детей).

5. Формирование фонематических представлений:

o

Цель: Закрепить в сознании ребенка правильные звуковые

образы слов.

o

Методы и приемы:

Автоматизация звуков: Введение поставленных

звуков в слова, фразы, предложения.

Пересказ текстов: Используя правильное

произношение и интонацию.

Игры на словесное творчество: Составление слов

на заданный звук, придумывание рифм.

Методические приемы и игры:

Игры на различение звуков:

o

«Волшебный мешочек»: Ребенок на ощупь определяет

предмет, а затем называет его, выделяя первый звук.

o

«Поезд звуков»: Каждый вагон – звук, ребенок

«соединяет» их в слово.

Игры на дифференциацию звуков:

o

«Лови звук»: Педагог называет слова, ребенок хлопает в

ладоши, когда слышит заданный звук.

o

«Разложи картинки»: Картинки с названиями,

содержащими разные звуки, раскладываются по разным

«домикам» (например, домик для слов со звуком [с] и домик

для слов со звуком [з]).

Игры на фонематический анализ:

o

«Сколько звуков в слове?»: Определение количества

звуков в слове с помощью фишек.

o

«Где живет звук?»: Определение позиции звука в слове

(начало, середина, конец).

o

«Найди слово с заданным звуком»: Работа с карточками,

изображениями.

Игры на фонематический синтез:

o

«Собери слово»: Педагог произносит звуки изолированно,

ребенок собирает их в слово.

o

«Почтальон»: Доставление «писем» (звуков) в нужный

«ящик» (составление слова).

Этапы коррекционно-развивающей работы:

1. Диагностический этап:

o

Определение уровня развития слухового внимания,

слуховой дифференциации, фонематического анализа и

синтеза.

o

Выявление конкретных нарушенных звуков и их позиций в

слове.

o

Определение ведущих сенсорных каналов (слуховой,

зрительный, тактильный).

2. Подготовительный этап:

o

Развитие слухового внимания и общего восприятия.

o

Развитие слуховой дифференциации на неречевом

материале.

o

Работа над артикуляционной гимнастикой для подготовки

речевого аппарата.

3. Этап формирования первичных фонематических навыков:

o

Различение звуков речи (начинать с самых контрастных).

o

Автоматизация поставленных звуков в изолированном

виде, в слогах.

4. Этап развития фонематического анализа и синтеза:

o

Выделение звуков в начале, середине, конце слова.

o

Составление звуковых схем слов.

o

Синтез звуков в слово.

5. Этап формирования фонематических представлений и

закрепления навыков:

o

Введение звуков в слово, сложную слоговую структуру.

o

Автоматизация звуков в фразах, предложениях, связной

речи.

o

Формирование навыков чтения и письма на основе

фонематических представлений.

Особенности работы с различными категориями детей с ТНР:

Дети с дизартрией: Особое внимание уделяется

артикуляционной гимнастике, развитию координации движений

речевого аппарата, контролю за произношением.

Дети с ФНР: Основной акцент делается на развитие слуховой

дифференциации, фонематического анализа и синтеза.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и ТНР: Работа

проводится комплексно, затрагивая все компоненты речевой

системы, с приоритетом на фонематическое развитие.

Дети с РАС и ТНР: Важно учитывать сенсорные особенности,

использовать визуальную поддержку, создавать предсказуемую

и структурированную среду, применять мотивационные системы.

Роль педагога-дефектолога, логопеда и воспитателя:

Педагог-дефектолог/логопед: Диагностика, разработка

индивидуального маршрута коррекции, проведение

специализированных занятий, постановка звуков,

автоматизация, дифференциация.

Воспитатель: Закрепление навыков в повседневной жизни

группы, использование игр и упражнений на развитие

фонематических процессов в режимных моментах, создание

речевой развивающей среды.

Совместная работа: Тесное взаимодействие между всеми

специалистами, обмен информацией, согласованность методик.

Заключение:

Формирование фонематических процессов у детей с ТНР – это

сложный, многоэтапный процесс, требующий глубокого понимания

психофизиологических основ речевого развития, а также владения

широким арсеналом коррекционно-развивающих методов и приемов.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, анализа

и синтеза является не только условием правильного

звукопроизношения, но и фундаментом для овладения чтением,

письмом и полноценной коммуникацией. Системный, комплексный

подход, включающий целенаправленную работу по всем

направлениям фонематического развития, а также тесное

взаимодействие специалистов и родителей, позволяет достичь

значительных успехов в преодолении речевых нарушений и

обеспечить ребенку возможность успешного обучения и полноценной

жизни в обществе.



В раздел образования