Автор: Контурова Ольга Юрьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 152"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)
Раздел: дошкольное образование
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА РЕЧЕВОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ: СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)
Введение:
Речевая коммуникация является основополагающим фактором
развития личности, ее социальной адаптации и успешного обучения.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) процесс освоения
правильной речи представляет собой серьезный вызов, требующий
комплексного и научно обоснованного подхода. Одним из ключевых
компонентов речевой системы, коррекция нарушений которого имеет
решающее значение, является фонематический процесс.
Фонематические процессы – это высшие психические функции,
обеспечивающие способность различать, дифференцировать и
анализировать звуки речи, а также формировать на их основе
звуковые образы слов. Нарушения в этой области могут привести к
серьезным трудностям в овладении звуко-буквенным анализом,
чтением и письмом. Данная статья посвящена анализу современных
подходов и стратегий формирования фонематических процессов у
детей с ТНР, раскрытию их значения для общего речевого развития и
представлению практических методов коррекционной работы.
Тяжелые нарушения речи (ТНР): специфика и влияние на
фонематические процессы:
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это обобщенное понятие,
охватывающее различные формы речевой патологии, при которых
наблюдаются значительные отклонения в формировании всех
компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематического
слуха, лексики, грамматического строя, связной речи. Специфика ТНР,
влияющая на фонематические процессы, может проявляться
следующим образом:
1. Нарушения звукопроизношения (дизартрия,
дислалия): Неправильное формирование артикуляции, что
приводит к искаженному звучанию речи. Это может затруднять
слуховое восприятие и дифференциацию схожих звуков.
2. Фонематический недоразвитие (ФНР): Недостаточное
развитие способности различать и дифференцировать фонемы
родного языка. Это проявляется в трудностях различения звуков,
схожих по акустико-артикуляционным признакам (например, [б-
п], [д-т], [с-з], [л-р]).
3. Нарушения слухового восприятия: При сенсорной афазии или
других видах нарушений слуха, ребенок может не воспринимать
или искаженно воспринимать звуки речи.
4. Особенности когнитивного развития: При интеллектуальных
нарушениях, сопровождающих ТНР, могут наблюдаться общие
трудности с анализом, синтезом, классификацией, что влияет и
на фонематические процессы.
5. Структура дефекта: При ТНР нарушения часто носят системный
характер, затрагивая не только отдельные звуки, но и всю
фонематическую систему.
Фонематические процессы: сущность и значение:
Фонематические процессы – это комплекс высших психических
функций, обеспечивающих:
1. Фонематическое восприятие (слух): Способность
воспринимать, различать и дифференцировать звуки речи. Это
основа для понимания слов, предложений, а также для
правильного произношения.
2. Фонематический анализ: Способность мысленно разделять
слово на составляющие его звуки, определять их
последовательность, место в слове.
3. Фонематический синтез: Способность мысленно соединять
отдельные звуки в слово.
4. Фонематические представления: Способность сохранять в
памяти звуковые образы слов и звуков.
Значение развитых фонематических процессов:
Правильное звукопроизношение: Фонематический слух – база
для артикуляции. Если ребенок не различает звуки, он не сможет
их правильно произнести.
Понимание речи: Способность различать
смыслоразличительную функцию звуков (например, «дом» и
«том» – разные слова из-за одного звука).
Овладение чтением и письмом: Фонематический анализ и
синтез – основа для формирования буквенного представления о
звуках, что необходимо для фонетического чтения и письма.
Развитие связной речи: Правильное произношение и
понимание речи способствуют более эффективному выражению
мыслей.
Основные направления коррекционно-развивающей работы по
формированию фонематических процессов у детей с ТНР:
Коррекционная работа должна быть комплексной и систематичной,
направленной на развитие всех компонентов фонематической
системы.
1. Развитие слухового внимания и восприятия:
o
Цель: Научить ребенка различать неречевые звуки (звуки
природы, музыкальные звуки, звуки бытовых предметов), а
затем и речевые звуки.
o
Методы и приемы:
Игры на различение звуков: «Что звучит?», «Где
услышал?». Использование шумовых игрушек,
музыкальных инструментов.
Игры на слуховое внимание: «Повтори ритм»,
«Угадай, кто сказал».
Игры на слуховую память: Запоминание и
воспроизведение последовательности звуков.
Дифференциация звуков речи: Начинать с
наиболее контрастных звуков, постепенно переходя к
схожим.
2. Развитие фонематического восприятия (дифференциация
звуков):
o
Цель: Научить ребенка различать на слух все звуки
родного языка, в том числе и те, которые он не произносит
или произносит неправильно.
o
Методы и приемы:
Игры с картинками: «Найди картинку, название
которой начинается на звук [с]», «Отбери картинки,
где есть звук [л]».
Сравнение слов, различающихся одним
звуком: «Дом – том», «Мак – бак», «Шар – жар».
Проговаривание слов, выделение ударного звука,
прохлопывание слогов.
Слуховой анализ слов: Определение
наличия/отсутствия заданного звука в слове.
Звуко-буквенный анализ (на более поздних
этапах): Соотнесение звука с его буквенным
обозначением.
3. Развитие фонематического анализа:
o
Цель: Научить ребенка мысленно выделять звуки в слове,
определять их последовательность, место в слове (начало,
середина, конец).
o
Методы и приемы:
Выделение первого звука: «Какой первый звук в
слове «мяч»?».
Выделение последнего звука: «Какой последний
звук в слове «нос»?».
Определение места звука в слове: «Где живет звук
[р] в слове «ракета» – в начале, середине или
конце?».
Звуковая схема слова: Составление схемы слова из
фишек, обозначающих звуки.
Анализ слов разной длины и структуры: Начинать
с простых односложных слов, затем переходить к
двусложным, трехсложным, со стечениями согласных.
4. Развитие фонематического синтеза:
o
Цель: Научить ребенка соединять отдельные звуки в целое
слово.
o
Методы и приемы:
Произнесение слова по частям: «К – о – ш – к – а».
Ребенок должен назвать слово целиком.
Игры с «секретными словами»: «У меня есть
секретное слово. Оно начинается на [м], потом идет
[а], потом [к]. Какое слово у меня получилось?»
Составление слов из предложенных звуков: (Для
более подготовленных детей).
5. Формирование фонематических представлений:
o
Цель: Закрепить в сознании ребенка правильные звуковые
образы слов.
o
Методы и приемы:
Автоматизация звуков: Введение поставленных
звуков в слова, фразы, предложения.
Пересказ текстов: Используя правильное
произношение и интонацию.
Игры на словесное творчество: Составление слов
на заданный звук, придумывание рифм.
Методические приемы и игры:
Игры на различение звуков:
o
«Волшебный мешочек»: Ребенок на ощупь определяет
предмет, а затем называет его, выделяя первый звук.
o
«Поезд звуков»: Каждый вагон – звук, ребенок
«соединяет» их в слово.
Игры на дифференциацию звуков:
o
«Лови звук»: Педагог называет слова, ребенок хлопает в
ладоши, когда слышит заданный звук.
o
«Разложи картинки»: Картинки с названиями,
содержащими разные звуки, раскладываются по разным
«домикам» (например, домик для слов со звуком [с] и домик
для слов со звуком [з]).
Игры на фонематический анализ:
o
«Сколько звуков в слове?»: Определение количества
звуков в слове с помощью фишек.
o
«Где живет звук?»: Определение позиции звука в слове
(начало, середина, конец).
o
«Найди слово с заданным звуком»: Работа с карточками,
изображениями.
Игры на фонематический синтез:
o
«Собери слово»: Педагог произносит звуки изолированно,
ребенок собирает их в слово.
o
«Почтальон»: Доставление «писем» (звуков) в нужный
«ящик» (составление слова).
Этапы коррекционно-развивающей работы:
1. Диагностический этап:
o
Определение уровня развития слухового внимания,
слуховой дифференциации, фонематического анализа и
синтеза.
o
Выявление конкретных нарушенных звуков и их позиций в
слове.
o
Определение ведущих сенсорных каналов (слуховой,
зрительный, тактильный).
2. Подготовительный этап:
o
Развитие слухового внимания и общего восприятия.
o
Развитие слуховой дифференциации на неречевом
материале.
o
Работа над артикуляционной гимнастикой для подготовки
речевого аппарата.
3. Этап формирования первичных фонематических навыков:
o
Различение звуков речи (начинать с самых контрастных).
o
Автоматизация поставленных звуков в изолированном
виде, в слогах.
4. Этап развития фонематического анализа и синтеза:
o
Выделение звуков в начале, середине, конце слова.
o
Составление звуковых схем слов.
o
Синтез звуков в слово.
5. Этап формирования фонематических представлений и
закрепления навыков:
o
Введение звуков в слово, сложную слоговую структуру.
o
Автоматизация звуков в фразах, предложениях, связной
речи.
o
Формирование навыков чтения и письма на основе
фонематических представлений.
Особенности работы с различными категориями детей с ТНР:
Дети с дизартрией: Особое внимание уделяется
артикуляционной гимнастике, развитию координации движений
речевого аппарата, контролю за произношением.
Дети с ФНР: Основной акцент делается на развитие слуховой
дифференциации, фонематического анализа и синтеза.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и ТНР: Работа
проводится комплексно, затрагивая все компоненты речевой
системы, с приоритетом на фонематическое развитие.
Дети с РАС и ТНР: Важно учитывать сенсорные особенности,
использовать визуальную поддержку, создавать предсказуемую
и структурированную среду, применять мотивационные системы.
Роль педагога-дефектолога, логопеда и воспитателя:
Педагог-дефектолог/логопед: Диагностика, разработка
индивидуального маршрута коррекции, проведение
специализированных занятий, постановка звуков,
автоматизация, дифференциация.
Воспитатель: Закрепление навыков в повседневной жизни
группы, использование игр и упражнений на развитие
фонематических процессов в режимных моментах, создание
речевой развивающей среды.
Совместная работа: Тесное взаимодействие между всеми
специалистами, обмен информацией, согласованность методик.
Заключение:
Формирование фонематических процессов у детей с ТНР – это
сложный, многоэтапный процесс, требующий глубокого понимания
психофизиологических основ речевого развития, а также владения
широким арсеналом коррекционно-развивающих методов и приемов.
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, анализа
и синтеза является не только условием правильного
звукопроизношения, но и фундаментом для овладения чтением,
письмом и полноценной коммуникацией. Системный, комплексный
подход, включающий целенаправленную работу по всем
направлениям фонематического развития, а также тесное
взаимодействие специалистов и родителей, позволяет достичь
значительных успехов в преодолении речевых нарушений и
обеспечить ребенку возможность успешного обучения и полноценной
жизни в обществе.