Автор: Кульгускина Наталья Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Еланская средняя школа №2" Еланского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: р.п. Елань
Наименование материала: Оптимальные условия для воспитания гармоничной личности.
Тема: Оптимальные условия для воспитания гармоничной личности.
Раздел: среднее образование
Оптимальные условия для воспитания гармоничной личности.
"Воспитателю нужно хорошо знать жизнь, чтобы к ней готовить"
Л. Н. Толстой
21 век. Век скоростей, технологий. Век нестабильный, тревожный, сложный. Все
стремится и мчится вперед. Имеем ли право мы, взрослые, не успевать за ним?
Однозначно и бесспорно-нет!
В воспитании личности самое главное место занимает, прежде всего, поведение
окружающих его людей. Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Процесс
воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы
обеспечить
оптимальные
условия
для
развития
каждого
ребёнка,
исходя
из
неповторимости его индивидуальности.
Поскольку школа один из главных институтов социализации личности в процессе жизни,
интеграции
ребенка
в
профессиональное
пространство,
а
также
является
и
основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому
она должна своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном
мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения,
приводящие
к
качественным
изменениям,
т.
е.
быть
адекватным
современной
действительности. Кроме того, современное образовательное пространство должно быть
мобильно, т. е. быстро реагировать на изменения вне его.
На мой взгляд, главной задачей современной школы является воспитание школьника
способного к кардинальным и нестандартным решениям. Обеспечить это возможно
только при грамотном посредничестве педагогических традиций и инноваций в
современном образовательном и воспитательном пространстве.
Таким образом, современный процесс воспитания школьника, я понимаю, как процесс
воздействия на формирование и развитие личности. Педагог должен знать о роли
социальной среды, как о факторе формирования личности, т. е. необходимо учитывать
совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на
его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.
Также современный процесс воспитания требует индивидуального подхода к каждому
школьнику. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы проявились
лучшие черты и качества школьников. В современном воспитании, педагог должен
проявлять внимание к высказыванию каждого ученика, стимулировать самостоятельность
и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних
оценок.
Мне кажется, чем дальше люди шагают в будущее, тем более они не похожи на своих
предшественников. Каждое поколение людей отражает действительность своего времени.
Современные дети достаточно талантливы. Они могут похвастаться своей одаренностью и
энергичностью. Как правило, дети не имеют идеалов, не признают власти, но верят в свои
возможности. Для них чужды жесткие рамки и готовые методики воспитания. Поэтому
занимаясь их развитием, нужно ломать уже устоявшиеся принципы и придумывать новые.
Среди различных дел простых и сложных, которыми мы озабочены ежедневно, есть дело.
возможно, самое важное. Это дело воспитание человека. Ведь в человеке , как в музыке,
есть
свой
лейтмотив-это
заинтересованность
человека
в
человеке.
Без
чувства
заинтересованности во благе и счастье другого человека невозможно воспитать человека с
большой
буквы.
Как
воспитать
человека,
создать
человека
с богатой
, щедрой,
благородной душой, готового отдать свои богатства людям ? Человечество тысячи лет
задаётся этим вопросом . Александр Сергеевич Пушкин почти двести лет назад замечал,
что все беды происходят по одной причине- из-за отсутствия воспитания .
Понятие «воспитание» - фундаментальное для педагогической теории и практики.
Воспитанием занимается почти всё взрослое население планеты , но истинный смысл
этого процесса ясен не многим . Слово «воспитание» само за себя говорит о каком-то
особом питании , на это указывает приставка «вос-» , которая придаёт слову некое
духовное значение . Слово «воспитание» означает не обычное физическое питание , а
питание духовное , питание всем возвышенным . Воспитание есть питание оси духовного
стержня в человеке . Чем мы можем напитать эту опору в ребёнке ? Конечно же
только образами , в которых заключены лучшие духовно-нравственные устремления
человечества , ценности культуры и отношений . Образы могут быть наставническими,
когда
взрослые
объясняют детям
, как
следует
себя
вести.
Но
они
могут
быть живыми , когда дети постоянно видят , как живут взрослые , о чём и как они
говорят , как общаются, к чему стремятся. Это метод личных примеров . И он является
наиболее важным.
Воспитание человека – самое ответственное и , в то же время самое трудное дело.
Трудное потому , что измерить результаты воспитания сразу невозможно , как и
невозможно понять , где и когда допущены ошибки. Ведь воспитание - это
открытый процесс , он как проходной двор . Любой прохожий со своим поведением или
общением с
ребёнком является источником хороших иди дурных образов . Питание духовного
стержня требует образов духовного склада: образов веры , любви , искренности , доброты,
прощения , дружбы , преданности , уважения , понимания , служения. Образы - это
целостные смыслы и формы в виде конкретного действия, в виде картины, в виде
поступка, словесного наставления, общения, в виде проявления чувств. Их человек
получает, в первую очередь, от внешнего мира, от жизненного опыта, от общения с
людьми, от деятельности. Во-вторых, же, человек творит образы сам в своем внутреннем
мире. Он там живет, созидает, общается, воображает, и на основе этой духовной жизни
творит в себе новые конкретные образы своих возможных поступков во внешнем мире,
своего возможного общения с окружающими. На основе образов сознание человека
творит
в
себе
оценки,
вкусы,
убеждения, воображения,
выводы,
решения,
принципы, планы... Основной причиной воспитанности или невоспитанности ребёнка
являются взрослые , в потоках образов которых находился ребёнок в течение длительного
времени.
Пройдёт не один год и уровень воспитанности человека оценят люди , которые будут
жить рядом . Дети рождаются и вырастают , способы воспитания меняются , но
каждый из нас хочет , чтобы ребёнок вырос Человеком. Каким мы хотим его видеть ?
Мы хотим , чтобы он был уверен в себе , видел смысл своей жизни , чтобы у него были
цели , он мог их достигать , чтобы смог развить таланты , заложенные от рождения ,
создал своё и наше будущее , был полезен обществу. Для этого у него должно
быть многое : здоровье , образование… Но главное он должен состояться как личность ,
быть
Человеком. Ведь не даром говорят : « Все люди , да не все человеки ». У него должны
быть основные духовные и нравственные ценности , без которых его жизнь не состоится .
Всё это закладывается в семье.
Истинная цель воспитания - это привитие детям с раннего возраста чувства сострадания и
любви к ближнему , приобщение к прекрасному , доброте , доброй воле , красоте души .
Человек не рождается с врождённой нравственностью – это продукт воспитания , основа
личности человека . «Воспитание есть любовь и пример , и ничего более , - говорил
Песталоцци . и с этим нельзя не согласиться . Любовь – это забота , опека , поддержка ,
служение . Аксиомой для гуманного воспитания являются положения :
Любовь воспитывается любовью.
Доброта воспитывается добротой.
Честность воспитывается честностью.
Красота воспитывается красотой.
Совесть воспитывается совестью.
Благородство воспитывается благородством.
Великодушие воспитывается великодушием.
Справедливость воспитывается справедливостью.
Нравственность воспитывается нравственностью.
Духовность воспитывается духовностью...
Не бывает так, чтобы ненависть воспитывала любовь, или скупость воспитывала
щедрость, или предательство воспитывало преданность и так далее. Низшие духовно-
нравственные качества не имеют возможности сотворить в себе высшие качества. Однако
возможно
такое,
когда любовь
преобразовывает
ненависть, духовность
оплодотворяет бездуховность , радость вытесняет уныние, ибо свет ведет к Свету, а Свету
предписано наполнять собой тьму.
Кто молодому поколению даёт эти ценности ? Это мы взрослые , прежде всего учителя,
воспитатели . Педагогу необходимо жить жизнью воспитанников , знать их мотивы и
потребности ,жизненные планы и ценностные ориентиры, радоваться их успехам ,
поддерживать в неудачах . Нельзя зажечь , если не горишь сам , нельзя увлечь , оставаясь
равнодушным , поэтому педагогу самому надо быть истинным Человеком –
«жить правильно , любить людей , высоко хранить своё достоинство патриота,
гражданина , труженика . Качество воспитания зависит от количества и качества
воспринимаемых образов . А качество образов зависит от культуры , нравов ,
устремлений, поступков взрослых : родителей и близких людей, воспитателей и учителей
И если кто-то решил заняться воспитанием , он обязательно должен посмотреть на себя со
стороны и оценить , способен ли он дать то , чего не имеет сам. Мы , педагоги, строим
самое сложное и самое ценное на свете – внутренний мир человека , его нравственный
облик. Наша задача научить находить решения в различных ситуациях , уметь выстоять в
трудную минуту , не поддаваться унынию , ставить перед собой высокие цели и достигать
их. Встречаться каждый день со своими учениками , учить их добру и справедливости ,
порядочности и честности , делать «прививку» на всю жизнь от равнодушия и хамства ,
злобы , лицемерия и бесчеловечности – это не профессия , это состояние души , это
честное служение своему делу.
Лев Николаевич Толстой говорил : «Родители хотят воспитывать своих детей , не
воспитывая себя ». И добавил : « Истинное воспитание – это воспитание себя . Другого
ничего не нужно .» И в заключении хочу сказать , любите жизнь , « сейте разумное ,
доброе , вечное …» Ведь
«Жизнь — это Счастье.
Жизнь — это шанс, не упусти его.
Жизнь — это красота, удивляйся ей.
Жизнь — это мечта, осуществи ее.
Жизнь — это долг, исполни его.
Жизнь — это игра, так играй.
Жизнь — это любовь, так люби.
Жизнь — это тайна, разгадай ее.
Жизнь — это трагедия выдержи ее.
Жизнь — это приключение, решись на него.
Жизнь — это жизнь, спаси ее!
Жизнь — это счастье, сотвори его сам.
Жить стоит.
Не уничтожай свою Жизнь!»