Авторы: Бутузова Ольга Юрьевна, Ольга Юрьевна Бутузова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: Городецкий муниципальный округ, Нижегородская область
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы «Использование дидактических игр
для сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребенка во все времена было и остается важным и необходимым
для полноценного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка включает в себя
развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов
(форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус). Именно младший возраст
является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире. Успешность для дальнейшего развития
ребенка в значительной степени зависит от уровня его сенсорного развития.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Исследования, проведенные
психологами, показали, что трудность в обучении связана с недостаточной точностью и
гибкостью восприятия.
Одним из эффективных средств сенсорного развития детей дошкольного возраста
является использование дидактических игр, направленных на развитие сенсорных
способностей.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом
успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных видов
деятельности, готовности ребенка к школьному обучению.
Для работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, я использую
дидактическую игру в разных видах деятельности. В своей работе я использую
дидактическую игру не только как форму обучения, но и как самостоятельную игровую
деятельность.
Через дидактическую игру дети овладевают новыми знаниями, осваивают новые способы
деятельности. В процессе игры у детей формируется доброжелательное отношение друг к
другу. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие речевого слуха –
восприятие звуковой культуры речи и музыкального слуха.
Таким образом, мышление и речь становится условием дальнейшего сенсорного
развития.
На подготовительном этапе я изучила теоретический аспект по данной теме, провела
начальную диагностику уровня сенсорного развития, которая показала, что не все дети
владеют сенсорными эталонами. Для себя я выделила цель и задачи собственной
деятельности.
Цель: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических
игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Задачи: создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей через
дидактические игры; формировать умения ориентироваться в различных свойствах
предметов (цвет, форма, количество, величина); воспитывать волевые черты характера в
процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.
Свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды в группе.
Свою работу построила с учетов возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Работу с детьми я старалась планировать в утренне и вечернее время, что позволяло
проводить работу с небольшими подгруппами – это обеспечило индивидуально-
дифференцированный подход. При наблюдении за детьми я пришла к выводу, что
преодолеть
трудности
детей
в
решении
дидактической
задачи,
можно
через
занимательность в обучении.
Одним из важных условий для развития ребенка является единство педагогических
воздействий как со стороны педагога, так и со стороны родителей. Для выявления знаний
родителей о сенсорном воспитании провела анкетирование родителей. Так же в уголке
для родителей была размещена информация на тему «Сенсорное развитие детей через
дидактическую игру», создана выставка «Дидактическая игра своими руками», проведен
мастер-класс для родителей.
В
результате
проделанной
работы
прслеживается
положительная
динамика,
использование
дидактических
игр
эфективно
помогает
развивать
познавательную
деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развивается наблюдательность,
внимание, память, воображение.
В своей дальнейшей работе я планирую продолжать работу с детьми по сенсорному
развитию, использовать разные виды деятельностид для поддержания у детей интереса к
познанию к познанию сенсорных свойств и имеющихся знаний, а также сотрудничество с
семьями воспитанников.