Автор: Богаутдинова Нина Игоревна
Должность: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное заведение: МБОУ "Коррекционная школа "Надежда" города Южно-Сахалинска
Населённый пункт: Город Южно-Сахалинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок в коррекционной школе
Раздел: среднее образование
Урок в 7 классе коррекционной школы для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. Вариант1
Тема урока: «Понятие о глаголе как части речи».
Задачи:
актуализировать знания учащихся о прилагательном как часть речи;
способствовать формированию у учащихся понятия о глаголе, его значении в речи,
навыков употребления глаголов в устной и письменной речи;
развивать восприятие, память, мышление, устную и письменную речь, умение делать
выводы, обобщения;;
обогащать словарный запас глагольной лексикой; способствовать развитию культуры речи
с опорой на глагольную лексику: способствовать воспитанию положительного отношения к
учебной деятельности; корректировать умственные и речевые недостатки; способствовать
развитию коммуникативной компетентности; воспитывать доброжелательность на основе
оценивания работ одноклассников.
Оборудование: магнитная доска, карточки с заданиями, иллюстрации, ТСО.
Ход урока.
І.Подготовительный этап.
1.Орг. момент.
2.Разминка.
Игра «да» или «нет»
Добрая, нежная, заботливая, любящая ...конфета (мама)
Зеленая, новогодняя, колючая...белка ( елка)
Рыжая, зубастая, пушистая, хитрая...рыба (лиса)
Красное, полезное, сочное, сладкое...поле (яблоко)
- при помощи чего вы отгадали предметы?
- Что такое прилагательное (3 мин)
II. Основная часть.
1. Проверка д/з.
- Что было задано?
Повторить правила. Проверка знаний правил.
- Выполнили задание? Все справились?
- Были трудности во время выполнения?
Взаимопроверка.
- Какие части речи вы знаете?(Существительное, прилагательное)
- По каким признакам отличают одну часть речи от другой?
- Для чего в речи нужны прилагательные?
(чтобы сделать нашу речь интересной, разнообразной, точно описывать предметы,
прилагательные обогащают речь, уточняют, украшают)
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Обобщение. Правило (4мин)
2. Введение в тему урока.
Прочитайте внимательно стихотворение:
Цветут сады; белеют хаты,
а на горе стоят палаты,
как будто чудо.
- Какие слова пропущены?
- Чего мы не можем без них узнать? Подберите нужные слова.
- Можем ли мы объединить в одну группу? По каким признакам?
- По вопросам.
- А как называются слова, которые отвечают на вопрос: что делают?
Вы узнаете, если выполните следующее задание:
- В клетках зашифрована тема урока, прочитать ее название сможете, если найдете числа, которые
делятся на два и расставите их в порядке возрастания
Н
17
Т
57
Д
11
Л
12
Ц
9
Г
8
И
3
Ч
53
Э
15
Ж
7
Л
4
Х
1
А
6
Г
2
З
5
О
10
Глагол. (3 мин)
Откройте тетради, запишите тему урока: «Понятие о глаголе».
- Я надеюсь, что вы все будете усердно работать в течение урока. Сегодня мы узнаем, какая часть
речи называется глаголом, на какие вопросы отвечают глаголы. Научимся находить глаголы в
предложениях. Правильно, грамотно и уместно использовать их в устной и письменной речи.
Знать: что такое глагол. Вопросы глаголов
Уметь: находить глаголы в предложениях. Грамотно использовать их в речи.
Словарная работа.
Во время изучения темы мы столкнемся с новыми словами и высказываниями.
Протянуть руку помощи, предотвратить, нуждаются в помощи, попасть в опасность.
(обсуждение значения слов, речь, запись в тетради) (2мин)
Работа по рисунку «Случай на реке».
- Кого вы видите на картине?
- Где они находятся?
- Что делают?
- Когда это происходило?
- Какая пора года? Из чего это видно? Что произошло со льдом?
- Что случилось с детьми?
Краткие рассказы по картинке, работа в парах.
Работа в тетради.
Составление предложений по рисунку и опорными словами. Дети выбирают лучшие предложения
и записывают их в тетради и на доске. Делают разбор предложения.
Неосмотрительные дети попали в опасность.
Смелый рыбак спасает ребят.
Рыбак (кто?) – подлежащее. (что делает?)- сказуемое отвечает на вопросы что делает? И указывает
на действие предмета. А слова которые указывают на действие предмета и отвечают на вопросы
что делать? Что сделать? Или Что делает? И есть глаголы.
Например: я что делаю? Стою. Вы что делаете? Сидите? Он что делает? Спасает.
Вывод составить на доске.
Обобщение. (7мин)
Физкультминутка
Встало утром солнце. Заглянуло к нам в оконце
Мы до него дотянулись, за лучики взялись.
Руки выше поднимите и спокойно опустите.
Руки вверх, руки в стороны и четыре шага сделайте.
Руки вверх, руки вниз. На соседей посмотри.
Руки разведите и спокойно опустите.
За работу! В добрый час. И у нас все будет класс! С хорошим настроением мы возвращаемся в
класс.
Потянулись , следим за осанкой. (4мин)
Откройте учебники . Давайте проверим, совпадают ли наши выводы с правилам учебника?
Читает сильный ученик.
Читают все, стараются запомнить. Рассказывают правило. (3мин)
Следующие задание будем выполнять в группах.
На партах у каждого лежат фрагменты рисунка. Сложить их как пазлы. Так определится ваша
группа.
- Посмотрите внимательно на следующее задание.
1. « Поиграем в снежки». У нас тема: части речи. (задают вопросы ) (4мин)
2. Выборочный диктант.( Записать глаголы)
Письмо, письменный, писать;
Летчик, летать, летный;
Кричать, крикливый, крик;
Устойчивость, устойчивый, стоять;
Очаровательный, чародей, чаровать.
Будем доброжелательными.
(взаимопроверка) (3мин)
3. Прочитайте слова в левом столбике, поставьте к ним вопросы.
На что указывают эти слова? Следовательно это что за части речи?.........
Подберите к глаголам синонимы – фразеологизмы, которые записаны в правом столбце.
Краснеть------------- надувать губы
Бездельничать ------делать из мухи слона
Убежать --------------баклуши бить
Преувеличивать ----печь раков
Рассердиться --------скрыться. (3мин)
4. Для того, чтобы правильно говорить, надо подбирать точные слова. Правильное построение
предложений, высказываний – это культура речи. Работаем над культурой речи.
Повторим, что такое глагол?
Прочитайте предложения, выбирая из скобок один из глаголов, который наиболее целесообразно
использовать в данном предложении.
Никогда не ( ожидал, надеялся), что сын окажется трусом.
Врач не разрешил больному много (разговаривать, говорить).
Диктор ( сообщил, сказал) прогноз погоды на завтра.
Обобщение. (4мин)
III. Заключительная часть.
1. Рефлексия результатов.
Над чем работали на уроке?
Что новое узнали?
Чему научились?
Оправдались ожидания?
2. Оценивание (3мин)
3. Домашнее задание:
Правило выучить.
Задание:
І группа - записать предложения, определить глаголы, поставить к ним вопросы.
2 группа - записать предложения, подчеркнуть глаголы