Автор: Бреднева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №137"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: занятие
Тема: "Лесные подарки"
Раздел: дошкольное образование
Занятие по ознакомлению с миром природы
для детей старшего дошкольного возраста
«Лесные подарки»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе.
Задачи: Уточнить знания детей о видах леса, о главных жителях леса –
деревьях. Уточнить представления детей об оздоровительном значении леса
в жизни человека: в лесу он отдыхает, укрепляет своё здоровье, наслаждается
тишиной. Лесными запахами, красотой природы.
Знакомство детей с витамином «С»: его значением в жизни человека.
Расширять словарный запас детей. Развивать грамматический строй
речи.
Упражнять
в
образовании
прилагательных.
Закреплять
умение
выполнять слоговой анализ слов.
Развивать
мелкую
и
общую
моторику,
подвижность
органов
артикуляционного аппарата.
Развивать зрительную память, внимание, мышление.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в лес. Лес –
замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и
ягодами, в лесу отдыхают. Наслаждаются тишиной, прохладой, чистым
воздухом. Пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он
красив во все времена года. Вы когда-нибудь были в лесу? Как там
интересно, красиво и таинственно…
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
В лес отправимся друзья,
Здоровьем запасаться.
Воспитатель читает стихотворение С. Погореловского
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои!
Появляется старичок – Лесовичок.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что гостям. Но в гости я
приглашаю только тех, кто сможет ответить на мои вопросы.
- Что такое лес?
- Что растёт в лесу?
- Кто же является самым главным жителем леса?
- какую пользу лес приносит людям?
- Какие деревья можно встретить в лесу?
* Предложить загадки о 2-3 деревьях.
* Предложить картинки с изображением разных видов леса:
- Как называются светлые леса, в которых растут одни берёзы?
- Как называется лес, в котором пахнет смолой, растут одни сосны?
- как называется лес, в котором растут одни ели?
- А если в лесу растут и сосны, и ели?
- А если в лесу можно встретить и лиственные, и хвойные деревья?
- А ещё в лесу растут?..
* Предложить загадки про грибы.
* Пальчиковая гимнастика, с использованием стихотворения о грибах:
За грибами в лес пойду, (пальцы обеих рук шагают вниз по телу)
Подосиновик найду,
И смешные сыроежки
Собираю я без спешки. (поочередно загибают пальцы рук)
На полянке, как сестрички,
Пляшут рыжие лисички. (круговые движения рук)
А под ёлкой, как ребята,
Прячутся от нас маслята. (ладонями закрывают глаза)
Стоит яркий светофор,
В белых пятнах мухомор. (пощипывающие движения по всему телу)
Не возьму его в друзья, (грозят пальцем)
Для волков оставлю я. (соединив ладони и согнув пальцы, изображают
пасть волка)
- Все ли грибы, которые растут в лесу, можно есть?
* Игра «Съедобное – несъедобное» с мячом.
- Молодцы, ребята. А я хочу угостить вас витаминами, которые не
купят вам родители в аптеке.
Воспитатель: «Погодите, детям мы не можем без родителей давать ни
лекарство, ни витамины…»
- А у меня в лесу волшебные витамины, на них ни рецепта, ни
разрешения не требуется.
- Кто знает, какие ягоды можно встретить в лесу?
* Предложить 2-3 загадки о ягодах.
* Предложить иллюстрации с изображением ягод.
- Какие это ягоды, если они растут в лесу?
- Давайте поиграем в игру «Разложи ягоды по корзинкам».
Детям предлагаются: 2 корзинки, картинки с изображением ягод (черника,
малина, брусника, калина, ежевика, земляника, клюква). Надо разложить
ягоды по корзинкам, ориентируясь на количество слогов (3 или 4).
- Почему клюква не попала ни в одну из двух корзин?
- Ребята, а вы любите морс из ягод?
* Игра «Какой?» Лесовичок называет ягоду, дети называют морс. Например:
черника – черничный, брусника – брусничный и т.д.
- Ребята, а еще я люблю варенье…
* Игра «Сварим варенье». Лесовичок называет ягоду, дети называют варенье.
Например: ежевика – ежевичное, малина – малиновое, клюква – клюквенное
и т.д.
* Физкультминутка (динамическая пауза):
Мы идём лесной тропинкой,
Держим очень ровно спинку. (ходьба с контролем за осанкой)
Через камушки и кочки,
Через кустики – пенёчки. (ходьба с высоким подниманием колен)
Смотрим вправо – земляника, (поворот вправо)
А налево- то брусника, (поворот влево)
Наверху – калина, (голову вверх)
Рядышком – малина.
В лесу дышится легко, (глубокий вдох)
Хоть идти нам далеко.
Здесь идем все осторожно, (ходьба на носочках)
Змей ужей тут встретить можно.
Скачет там, смотри, лягушка! (прыжки)
Вот и вышли на опушку. (остановка)
- А еще я такой затейник! Люблю шутить и всех запутывать. Давайте
поиграем в игру «Что лишнее?» Лесовичок показывает картинки, надо
объяснить что на них лишнее и почему. Например: черника, брусника,
яблоко, малина; опёнок, подосиновик, брусника, боровик; малина, земляника,
калина, ежевика и т.д.
Давайте отдохнут ваши головки, поработают язычки…
* Чистоговорки:
о-о-о – в лесу дышится легко;
а-а-а – сосны в небеса;
е-е-е - грибов найду себе;
у-у-у – дятел на суку;
и-и-и – нам легко идти;
ы-ы-ы – здоровым будешь ты!
я-я-я – и все мои друзья;
- Как вы думаете, ребята, чем полезны лесные ягоды?
- А что такое витамины?
- Это важные и полезные для здоровья человека вещества.
- Например, витамин «С» - укрепляет весь организм, защищает от
простуды, а если все-таки простудился, то с его помощью можно ускорить
процесс выздоровления. Он защищает от таких болезней как грипп, корь,
ангина, коклюш, дифтерия, воспаление лёгких. Благодаря ему быстрее
заживают раны и срастаются сломанные кости. Нехватка витамина «С»
приводит к ослаблению организма. Попасть в наш организм этот витамин
может с лимоном и апельсином, шиповником и черной смородиной,
капустой и зеленым луком, щавелем и картофелем, сладким перцем и
помидорами. Надо помнить, что лучше кушать сырую витаминизированную
зелень, овощи и фрукты. Ведь витамин «С» - неженка, он легко разрушается
при кипячении.
Воспитатель: «Лесовичок, у тебя так много всего интересного… Но
нам пора прощаться…».
- Прощайте, друзья, примите в подарок от меня морс из лесных ягод
(или варенье).
* По возвращению из леса дети расписывают бумажные стаканчики, с
использованием растительного узора.