Автор: Булаева Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №137"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана
Тема: «Золотая осень»
Раздел: дошкольное образование
«Рассматривание репродукции картины И. И.
Левитана «Золотая осень»
Цель: познакомить детей с произведением живописи Исаака Левитана «Золотая
осень»
Задачи: учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной
замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником
для создания поэтического образа природы.
Развивать умение выражать в речи свои впечатления, выказывать эстетические
суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные
состояния (радостное, взволнованное, восхищённое, праздничное, спокойное).
Воспитывать интерес к произведениям живописи. Формировать эстетическое
восприятие.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Образовательная область «Познание»:
обобщать и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в
природе осенью.
Методическое обеспечение: Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»,
аудиозапись П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»,
стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»
Ход занятия.
Стук в дверь.
-Посмотрите, какой красивый листик залетел к нам в гости. Почему он такого цвета?
Вот художник, так художник
Разукрасил все что мог.
Даже самый сильный дождик
Эти краски смыть не смог.
А теперь ответить просим,
Кто художник этот (Осень)
Какие признаки осени вы знаете?
Дети, листик что-то хочет мне сказать. Он хочет с вами поиграть в
игру «Какая осень». Вставайте в круг.
Игра «Какая осень.» Дети друг другу передают листочек и называют описательные
прилагательные к слову осень. (Унылая, поздняя, ранняя, золотая, дождливая и т. д.)
Листик приглашает вас в музей.
Ребята, посмотрите, здесь художник оставил картину. Что изображено на картине?
Как называется этот жанр искусства? Почему пейзаж? А как вы бы назвали
эту картину? Ответьте, кто нарисовал эту картину?
-Как вы думаете, как художник назвал свою картину? Почему он дал такое название?
Может кто-нибудь из вас знает художника, написавшего эту картину?
- Какие чувства и настроение вызывает у вас этот пейзаж? Почему?
Осень-красивое время года. Природа обретает яркий цвет. Осенью все листья на
деревьях становятся разноцветными: красными, оранжевыми, коричневыми и даже
фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит на улице погода: чем
солнечнее осенние дни, тем ярче окраска листьев. Многие художники очень любят
рисовать осеннюю природу.
Эту картину написал известный художник Исаак Левитан. Посмотрите, каких красок
больше использовал Исаак Левитан – теплых или холодных? Какие чувства вызывают
теплые тона красок? (Создают у нас радостное, праздничное настроение). А какие –
холодные?
Что вам хочется сделать, глядя на эту картину?
Мне тоже хочется пройтись по осенним красотам, золотисто-багряным березовым
рощам. Вдохнуть свежий воздух, почувствовать дуновение легкого ветерка,
послушать шум реки.
Золотая осень восхищала и радовала Исаака Левитана. Давайте
внимательно рассмотрим ее. Что изобразил он на переднем плане картины?
Расскажите о них. Какие они?
Что вы видите на дальнем плане?
Что вы можете рассказать о речке? Какая она и какими красками изобразил художник?
(Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она голубая).
Что можно сказать о небе? Какое оно? Есть ли солнце? Почему вы так думаете?
Послушайте, строки стихотворения, посвященные этому времени года.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Вы знаете, поэта, который написал эти строки?
Наш листик интересуется, знаете вы стихотворения об осени. Заслушиваются 2-3
стихотворения.
Итак, мы с вами познакомились с картиной Исаака Левитана «Золотая осень».
Данная картина очень известна во всем мире. Многие люди приезжают из разных
стран, чтобы ее увидеть. А вам она понравилась? Чем она понравилась?
Ребята, а теперь листочек предлагает вам немного поиграть. Хотите с ним поиграть?
Физминутка.
Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся на кончиках пальцев
Ног, руки – в стороны,
Листья нам под ноги тихо ложатся приседают,
И под ногами шуршат, шелестят, движения руками вправо-влево,
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются.
Что вам хочется сделать, глядя на эту картину?
Мне тоже хочется пройтись по осенним красотам, золотисто-багряным березовым
рощам. Вдохнуть свежий воздух, почувствовать дуновение легкого ветерка,
послушать шум реки.
Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте, поблагодарим листик за такое интересное путешествие и попрощаемся с ним.
Звучит музыка.
-Вот мы и - в детском саду. Где мы были? Вам понравилось путешествие? Чем оно вам
понравилось?
Ребята, путешествие было интересным и увлекательным. А чтобы оно осталось у нас в
памяти, предлагаю вам посетить мастерскую художника и нарисовать на берёзке
осенние листочки. Нетрадиционным методом-мятой бумагой. Дети рисуют стоя возле
столов.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы.
Что вы изобразили на своих листах? Какие цвета краски использовали? Посмотрите,
сколько у нас красивых и ярких берез. У нас получилась березовая роща. Молодцы.