Автор: Елена Владимировна Быкова
Должность: учитель
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №11"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Современные педагогические технологии, методы, приемы обучения и воспитания школьников с особенностями в развитии на уроках английского языка.
Раздел: среднее образование
Быкова Е.В., учитель английского языка
Высшей квалификационной категории
МОАУ «СОШ №11» г. Оренбурга
Современные педагогические технологии, методы, приемы
обучения и воспитания школьников с особенностями в
развитии на уроках английского языка.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребёнок,
нормально развивающийся, растёт и развивается.
Однако, его развитие
задерживается с самого начала и
вызывает
сложности вхождения в
социальную среду, предусмотренную для нормативно развивающихся детей.
Работу с такими детьми надо строить с учетом их возрастных и
психофизических
особенностей,
применять
особые
коррекционно-
развивающие
педагогические
технологии,
позволяющие
добиваться
положительной динамики в обучении и воспитании.
Проблемы, с которой мы сталкиваемся на своих уроках при работе с
детьми с ОВЗ – это мышление, память, внимание, восприятие, речь, подчерк.
Если у ребенка в первом классе плохо развита мелкая моторика, то это
означает, что он испытывает трудности в учебе: в мышлении, запоминании,
внимании, восприятии, речи, письме.
Для повышения уровня социальной адаптации обучающихся с ОВЗ на
уроке
английского
языка
рекомендуем
использовать
нетрадиционные
методики и технологии.
Воспользуемся методикой и опытом работы М. Монтессори, Е.В.
Величко, С.В. Найдун «Нетрадиционные техники рисования как средство
развития мелкой моторики у детей с ОВЗ». Художественная деятельность
сочетает
в
себе
особенности
зрительного
восприятия,
моторной
координации, речи, мышления, памяти. Так при работе над лексикой, просим
ученика
слепить
слово
из
кинетического
песка
или
конструктора
«цепляющиеся шарики».
Конечно, время уходит больше, чем просто
написать его. Но «говорящее письмо» не столько эффективно, как техника
рисования.
Арт – терапия на уроке английского языка, например, при
закреплении грамматических навыков.
Основная ценность терапии заключается в том, что с помощью нее
можно уравновесить и гармонизировать психическое состояние, повысить
способности к самовыражению,
рефлексии
и самопознанию, раскрыть
творческий потенциал и задействовать внутренние резервы. Арт-терапия
идеально подходит для детей с ОВЗ. Благотворно на их состоянии
сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в
которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная,
корректирующая и развивающая. Арт-терапия помогает нам снизить уровень
стресса и тревожности, что помогает создать более комфортную атмосферу
для закрепления грамматических навыков на уроке английского языка.
Необходимое оборудование для данного упражнения – это пальчиковые
краски, карточки с заданиями, мыло, бумажное полотенце. Так, в 5 классе
мы отрабатываем глагол to be в утвердительных предложениях. Задание:
вписать пальчиковыми красками глагол to be (am/is/are) в настоящем простом
времени в предложения.
Прием «Рисуем мультфильм на уроке английского языка» позволяет нам
учитывать индивидуальные потребности и способности каждого ребенка. А
также улучшить когнитивные навыки у детей с ОВЗ. Таким детям трудно
запомнить фонетические стишки. Наш прием помогает развивать память на
английском языке, воспроизводить последовательность стихотворения и
проиллюстрировать его. А так же развиваем языковую догадку у ребят.
Психология человека активно меняется и трансформируется в процессе
деятельности. Поэтому для достижения наилучшего результата в работе с
детьми мы используем нетрадиционные формы, методы, технологии на
уроках английского языка. Это помогает детям преодолеть трудности в
освоении
образовательной
программы,
а
учителю
создать
более
инклюзивную и поддерживающую образовательную среду для детей с ОВЗ
на уроках английского языка.