Автор: Саввинов Николай Анисимович
Должность: учитель истории и обществознании
Учебное заведение: МБОУ "Мэйикская ООШ"
Населённый пункт: с.Сайылык, Верхневилюйский улус (район), Песпублика Саха (Якутия)
Наименование материала: поурочный план
Тема: Война за независимость. Образование США
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Война за независимость. Образование США»
Цели урока:
1. Проследить ход войны за независимость и рассмотреть ее последствия.
2. Рассмотреть и разобрать такие важные документы в истории США, как «Декларация
независимости США», «Конституция США».
3. Воспитывать уважение к праву, закону.
Новые термины: конституция, декларация, суверенитет, республика, федерация.
Оборудование:
компьютер, карта «Война за независимость. Образование США»,
документы
«Декларация
независимости
США»,
учебник,
тетрадь,
папки
с
дополнительным материалом для каждой группы.
Личности в истории: Джордж Вашингтон (1732-1789), Томас Джефферсон (1743-1826).
Основные даты:
4 июля 1776 г. - принятие Декларации независимости
1775-1783 гг. – Война за независимость в североамериканских колониях Англии.
1787 г. – принятие Конституции США.
1777 г. – Битва у Саратоги.
1781 г. – Битва под Йорктауном.
1783 г. – Подписан мирный договор между США и Англией.
План урока:
Проверка знаний: работа с сигнальными карточками.
Ход военных действий 1776-1783 гг. (работа с контурной картой)
Декларация независимости (работа с документом)
Итоги и значение войны за независимость (самостоятельная работа учащихся с
учебником)
Конституция США (работа со слайдом)
I. Организационный момент.
Приветствие учителя.
- На уроке вы работаете по группам. В каждой группе есть ответственный, который
руководит работой. Для урока вам понадобится учебник, тетрадь, папка с документами и
заданиями, и ваше внимание.
II. Сообщение темы и целей урока.
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с ходом военных действий, рассмотрим итоги и
значение войны за независимость, изучим самый важный документ в истории становления
США: «Декларацию независимости.
- Исходя из плана, тема урока звучит так: «Первый Континентальный конгресс (1774) и
начало Войны за независимость. Первые сражения войны. Создание регулярной армии
под командованием Дж. Вашингтона. Принятие Декларации независимости (1776).
Перелом в войне и ее завершение. Итоги Войны за независимость. Конституция (1787).
«Отцы-основатели». Билль о правах (1791). Значение завоевания североамериканскими
штатами независимости». (Дети записывают тему в тетрадь).
III. Проверка домашнего задания.
Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте повторим изученное на
прошлом уроке.
Работа с сигнальными карточками (из цветной бумаги).
1) Запрет английского короля и парламента колонистам на ведение морской торговли на
своих судах (верно)
2) Попытки английского короля усилить в колониях влияние Католической церкви (верно)
3) Запрет английского парламента на производство в колониях изделий из железа (верно)
4) Препятствие английского парламента эмиграции в Северную Америку (неверно)
5) Королевский указ о запрещение колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские
горы (верно)
6) Запрет английского парламента на издание жителям колоний своих газет и журналов
(неверно)
7) Запрет английского парламента на производство в колониях тканей (верно)
8) Введение метрополией гербового сбора (неверно)
9)
Отсутствие
у
жителей
колоний
своего
представительства
в
английском
парламенте (неверно)
10) Стремление жителей колоний к свободе и равенству (верно)
Учитель: отсюда можно сделать вывод, что население английских колоний было
недовольно вмешательством Англии в их экономику, тем, что уровень жизни их был
ниже, тем, что политика английского короля оскорбляла их достоинство. Иными словами,
на другом берегу Атлантического океана сформировалась другая нация, новый народ,
девизом которого стали слова: «Или дайте нам свободу, или отнимите жизнь!» Колонии
были готовы к войне.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: наступило время, когда большинство жителей английских колоний ощутили
необходимость в единстве действий. В 1774 г. в Филадельфии собрался первый
Континентальный конгресс.
1774 г. – Первый Континентальный конгресс (запись в тетрадь)
Учитель: Первый Континентальный конгресс ещё не решился порвать отношения с
Англией,
но
осудил
её
политику.
Конгресс
принял
Декларацию,
в
которой
провозглашались естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, и
призвал население колоний к бойкоту англииских товаров. На этом конгрессе один из его
участников, Патрик Генри, заявил: «Я не виргинец, а американец». Это привело к
военному конфликту английского правительства с колонистами.
Основные события (работа с контурной картой)
Учитель: у каждого на парте находится контурная карта. Ваша задача слушать мой
рассказ и отмечать на карте места основных сражений Войны за независимость.
Вооружённая борьба началась 19 апреля 1775 г. Английский отряд получил приказ
уничтожить подпольный склад оружия колонистов в г. Конкорде. Во время этой операции
англичане убили 8 и ранили 10 колонистов. На обратном пути в Бостон на королевский
отряд было совершено нападение. Британские солдаты в красных мундирах являлись
прекрасной мишенью. В этом бою колонисты впервые применили тактику рассыпного
строя. Они укрывались за домами, заборами, кустами. Королевский отряд, понеся
большие потери, отступил. По словам Томаса Пейна, англичанина, примкнувшего к
американцам, «настал момент разъединяться». Так началась американская Война за
независимость.
Переломный момент войны наступил в битве у Саратоги, когда в октябре 1777 г.
английская армия была окружена и капитулировала.
Во время Войны за независимость США получили поддержку со стороны Франции,
главной соперницы Англии в борьбе за колонии. Франклину, дипломатическому
представителю США во Франции, удалось убедить французское правительство объявить
войну Англии и послать в Америку войска. Стремясь ослабить Англию, в войну против
неё вступили также Испания и Голландия. Дружескую позицию по отношению к США
заняла Россия, заинтересованная в ослаблении «владычицы морей».
В 1781 г. основные силы англичан сдались американцам и французам под Йорктауном.
Это была последняя битва в Войне за независимость. Англия потерпела поражение,
победу одержало молодое государство США.
Работу завершаем и передаем контурные карты с последних парт на первые. Проверю и
выставлю оценки в журнал.
Учитель: во время военного конфликта страна разделилась на два лагеря: патриотов и
лоялистов.
Патриоты – сторонники независимости Тринадцати колоний. Большинство населения
колоний (все население – ок. 3 млн чел.). Поддерживали Конгресс (стал на время Войны
за независимость общим правительством).
Лоялисты не желали полного разрыва с метрополией. Около трети от всего населения
колоний. Поддерживали колониальную администрацию, сражались на стороне англичан.
Декларация о независимости США
Учитель: когда война была еще в разгаре, 4 июля 1776 г. Конгресс принял Декларацию о
независимости. Сейчас вам предстоит познакомиться с этим документом. Сейчас мы
организуем работу в группах. Первые парты развернитесь ко вторым, третьи к четвертым.
У каждой группы свое задание. Читайте документ и отвечайте на поставленный вопрос.
Вопрос I группе
1. Что имел в виду автор Декларации, когда писал: «… все люди сотворены равными и
наделены … неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и
стремление к счастью».
Учитель. В Декларации был пункт об отмене рабства, но Конгресс его убрал, почему? (на
юге плантаторы использовали труд рабов и если рабство отменить, то они лишаться
рабочей силы, понесут огромные убытки, да и рабы были их частной собственностью, а
новое государство обязано ч. с. защищать; шла война и данный пункт мог помешать
объединению южан с северянами).
Вопрос II группе
3. Кто, по мнению автора, имеет право изменять и учреждать новое правительство?
Почему? Докажите, используя слова текста.
Учитель. Исходя из ответа II группы, скажите, от чьего имени была написана Декларация
независимости? (от имени народа).
- Какой принцип провозглашался в Декларации? (В Декларации провозглашался принцип
народного суверенитета - власть должна исходить от народа).
Вопрос III группе
4. Какие факты приводит автор Декларации, что царствующий король Великобритании
нарушал права и ограничивал свободу колонистов? (достаточно привести 4-5 факта).
Вопрос IV группе
5. Какое решение принимает народ североамериканских колоний?
Учитель. Из сказанного, давайте сделаем вывод: 4 июля 1776года была принята
Декларация об отделении английских колоний от Англии. Ее автором был Т.
Джефферсон. Декларация провозглашала создание независимого государства – США. И
ежегодно 4 июля в США празднуется как День независимости.
Вывод учителя: 4 июля 1776 года была принята Декларация об отделении английских
колоний от Англии. Ее автором был Т. Джефферсон. Декларация провозглашала создание
независимого государства – США. И ежегодно 4 июля в США празднуется как День
независимости.
Физкультминутка
Итоги и значение Войны за независимость
Учитель: у вас на партах лежит документ «Итоги и значение Войны за независимость».
Внимательно его прочитайте и выпишите итоги и значение войны себе в тетрадь. Время
вышло. Сравните свой результат с изображением на экране.
Главным результатом Войны за независимость стало принятие в мае 1787 г. Конституции
США.
Так в США установилась демократическая президентская республика, в которой должны
были действовать политические свободы и законность. Вы видите, что не все было
сделано идеально. Но не будем забывать, что в большинстве европейских стран в то время
господствовал абсолютизм.
Конституция США стала первым документом своего времени, в основу которого были
положены достижения передовой общественной мысли о прирожденных правах человека
и разделении властей.
Домашнее задание.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Записываем домашнее задание.
§ 13, вопросы в конце параграфа;
творческое задание: выполнить письменно в тетради задание №6 на стр. 156 – составить
устный рассказ на тему «Американцы борются за независимость».
V. Подведение итогов.
Понравился вам урок? Что нового вы узнали? Самое главное, что вы должны понять из
нашего урока - нужно не только защищать свои права и свободы, но и не нарушать права
и свободы другого человека. Необходимо быть законопослушными гражданами своего
государства. Любить и защищать свое отечество.
- Закончить наш урок я хочу Гимном России. Почему, спросите вы?
Это воспитывает любовь, уважение к своему Отечеству и самое главное, что наш Гимн
самый красивый и мощный по своей энергетике.
- Любите свое Отечество! Не забывайте и малую Родину – Алтайский край, ведь она у вас
всего одна! А вы наше будущее! (звучит гимн России).
Спасибо за урок. Все свободны!