Напоминание

"Лего-малыши"


Автор: Захарченко Вераника Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №11 г.Санкт-Петербург Выборгского района, первая младшая группа №27 "Солнышко"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Краткосрочный проект в группе раннего развития "Лего-малыши"
Тема: "Лего-малыши"
Раздел: дошкольное образование





Назад




хГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11

Выборгского района Санкт-Петербурга

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ГРУППЕРАННЕГО РАЗВИТИЯ

№27 «СОЛНЫШКО»

«ЛЕГО-МАЛЫШИ»

(03.02.2025-08.02.2025)

Подготовил воспитатель:

Захарченко Вероника Викторовна

Санкт-Петербург

2025

-«Истоки

творческих

способностей

и

дарований детей на кончиках пальцев. От

пальцев,

образно

говоря,

идут

тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой

мысли.

Другими

словами:

чем

больше

мастерства

в

детской

ладошке,

тем

умнее

ребенок».

Сухомлинский В.А.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Мы живем с Вами век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования.

Огромное разнообразие технических средств дает воспитателю возможность сделать познание

окружающего мира увлекательным для ребенка любого возраста. Одним из таких средств

обучения является конструктор LEGO. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной

степени, и голову, и руки малыша, а так же совершенствует остроту зрения, точности

цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук. Отсюда

возникла идея разработать проект «Лего-малыши».

Лего-Дупло, средство развития, конструирование, игра.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего,

функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы

наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей

средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период

наблюдается

максимальный

темп

формирования

предпосылок,

обусловливающих

все

дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для

полноценного развития и здоровья ребенка.

На данном возрастном этапе у ребенка происходит становление познавательных

процессов, особое место среди которых занимает сенсорное развитие. Работая в группе раннего

возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию.

Так как сенсорные процессы интенсивно развиваются именно в младшем дошкольном

возрасте.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей –

один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности

ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его всестороннего

развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в

центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты,

удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и

долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее

предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот

конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки малыша. Особое значение

оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных

качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта,

пространства.

Применение

конструктора

Лего-Дупло

является

отличным

средством

для

интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов

детской

деятельности.

Конструирование

находится

в

образовательной

области

«Познавательное развитие и интегрируется с другими областями «Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное

развитие»,

«Художественно-эстетическое»,

«Физическое

развитие». Конструирование благотворно влияет на развитие речи детей: выстраивание

монологической и диалогической речи, активизация активного и пассивного словаря.

Конструкторы

LEGO

представляют

собой

разнообразные

тематические

серии,

сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков

LEGO. Кроме того, LEGO - непростая игрушка, она обучает и развивает ребенка. Собрал одну

игрушку – надоела, включи фантазию и собери новую, используя только свой собственный ум

и изобретательность.

Конструкторы Лего-Дупло на сегодняшний день незаменимы в моей работе не только в

процессе

образовательной,

но

и

в

свободной

деятельности

детей. Игры

с

Лего

конструктором выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Для детей в младшем дошкольном возрасте основой обучения должна быть игра - в ее процессе

малыши

начинают

подражать

взрослым,

пробовать

свои

силы,

фантазировать,

экспериментировать.

Исходя из выше сказанного, нами был разработан проект «LEGO - малыши» для детей

раннего возраста. Данный проект направлен на всестороннее, гармоничное развитие детей

раннего возраста, овладение детьми базовыми умениями и навыками в конструктивной

деятельности.

Немаловажную роль в реализации данного проекта играет заинтересованное отношение

родителей. В современном мире практически в каждой семье имеется конструктор LEGO, но

он не используется как развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности

LEGO, в ходе реализации проекта будут использоваться разнообразные формы работы.

Для того чтобы развивать ребенка, с ним чаще надо играть. Я хочу поделиться с вами с

играми, направленными на развитие детей младшего дошкольного возраста с применением

конструктора Лего - Дупло.

По методике в младшей группе роль ведущего всегда берёт на себя

взрослый, так как дети ещё

не могут распределить свои роли в игре. Для детей младшей группы педагог выбирает самые

простые игры.

Цель проекта

Развитие первоначальных навыков инженерской деятельности, воображения, мелкой моторики

рук детей младшего дошкольного возраста в процессе игры с

Цель:

Развитие первоначальных навыков инженерной деятельности, воображения, мелкой

моторики рук детей раннего возраста в процессе игры с LEGO.

Задачи:

Создать благоприятные условия для развития у детей раннего возраста

первоначальных навыков и умений по лего-конструированию.

Развивать конструктивное мышление.

Развивать воображение и любознательность детей.

Формировать умения действовать с деталями и передавать особенности

предметов средствами конструктора ЛЕГО.

Формировать мелкую моторику пальцев рук.

• Развивать воображение и любознательность детей.

• Воспитывать интерес к конструированию из LEGO.

Концепция проекта направлена на:

помощь детям в индивидуальном развитии;

мотивацию к познанию и творчеству:

к стимулированию творческой активности;

развитию способностей к самообразованию;

приобщение к общечеловеческим ценностям;

организацию детей в совместной деятельности с педагогом.

Организация и содержание обучения конструированию

учить называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, большой, поменьше,

маленький, клювик, горка, мостик и др.);

учить простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину,

цвет деталей);

выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями

(например: ворота для машины);

сравнивать предметы по длине и ширине;

обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая) и

т.д.);

различать по цвету и форме;

развивать

зрительно-моторную

координацию

при

соединении

деталей

конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.

учить

воспроизводить

в

постройке

знакомый

предмет,

находить

его

конструктивное решение;

оформлять

свой

замысел

путем

предварительного

называния

будущей

постройки;

развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной

деятельности, помогать его осуществлять;

формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных

постройках.

Планируемые результаты:

Уметь различать и называть детали лего-конструктора.

Иметь навыки простейшего анализа сооруженных построек (форма, величина,

цвет деталей).

Иметь навыки конструирования: по образцу, по условиям, по простейшим

наглядным схемам.

Иметь представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).

Выделять в предметах их пространственные характеристики: «широкий - узкий»,

«длинный - короткий».

Владеть разнообразными способами скрепления деталей.

Иметь навыки концентрации внимания и координации движений при соединении

деталей конструктора.

Принципы реализации проекта:

Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет

впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций,

находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития». Придерживаясь

данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их

развитие.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитываются у детей – усидчивость, терпение,

самостоятельность, любовь к природе. Закрепляются у детей знания по цветовосприятию,

развивается эстетический вкус.

Принцип свободы выбора.

Предоставляется детям возможность самим выбрать

подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается

интерес к активной творческой деятельности.

Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности

личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его

индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным

детям.

Принцип интеграции. Игры по конструированию взаимосвязаны с разными видами

деятельности детей.

Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта

при экспериментировании с

формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире

вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

Методы и приемы организации детской деятельности:

Наглядный:

Рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления,

приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок,

личный пример взрослых.

Информационно-рецептивный:

Обследование LEGO деталей, которое предполагает

подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой,

определения пространственных соотношений между ними (на, под). Совместная деятельность

педагога и ребёнка.

Репродуктивный: Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание

моделей и конструкций по образцу, беседа).

Практический: Использование с детьми на практике полученных знаний и увиденных

приемов работы. Проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с

постройками, обыгрывание постройки), моделирование ситуации, конкурсы, физ. минутки.

Словесный: Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация

образцов, разных вариантов моделей. Чтение художественной литературы, загадки, пословицы,

беседы.

Игровой: Использование сюжетных ситуаций для организации детской деятельности.

Формы организации игр – занятий:

Активная помощь педагога;

Сотрудничество с родителями (законными представителями);

Беседа, показ, объяснение;

Практическая деятельность с помощью педагога;

Выставка

Способы отслеживания результативности:

беседа;

педагогическое наблюдение;

самостоятельная работа;

выставки работ.

Формы работы с родителями

Консультация

для

родителей

«Использование

современной

технологии

конструирования Лего дупло в домашних условиях».

 Консультация «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования».

 Буклеты «Играйте в LEGO правильно».

 Анкетирование родителей «Роль конструктора lego duplo в развитии ребёнка»

Консультации:

«Как

играть

с

ребенком

дома,

используя

разные

виды

конструирования», Конструктор для юных архитекторов, "Волшебные" кирпичики, «Развитие

познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности»,

«Развивающие игрушки LEGO DUPLO», «Лего-конструирование как средство развития

пространственного мышления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Совместная деятельность детей и родителей по лего-конструированию.

Материальные ресурсы:

Конструктор LEGO Duplo

Картотека лего – игр для детей раннего возраста.

Картотека тематических схем.

LEGO DUPLO.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

 Дети младшего дошкольного возраста.

 Воспитатели.

 Родители

Дидактические игры

 «Познакомимся с деталью».

 «Построй загон для животных».

 «Собери кирпичики».

 «Лишняя деталь».

 «Разложи детали лего по образцу»».

 «Весёлый поезд»

 «Собери железную дорогу»

 «Разложи кубики по образцу»

Конструирование: «Башенка», «Загон для животных», «Разные домики», «Красивая улица»,

«Станция вокзальная», «Лего-транспорт». (фото)

 Конструирование

по замыслу;

по образцу;

по схеме;

по заданной теме;

СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (фото)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 Рисование «Нарисуй деталь».

 Нетрадиционное рисование с применением кубика LEGO «Домик для Лисички».

 Раскрашивание раскрасок (фото)

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

 Дети умеют различать и называть детали легоконстуктора.

 Имеют навыки простейшего анализа сооружения построек.

 Имеют навыки конструирования: по образцу, по схеме, по заданной теме, по замыслу.

Имеют навыки концентрации внимания и координации движений при соединении деталей

конструктора.

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

 Уголок «Лего-конструирование».

 Дидактический материал.

 Буклет для родителей, консультации.

Заключительный этап:

1. Выставка продуктов детской деятельности

2. Картотека игр, схем и чертежей.

3. Уголок для самостоятельного конструирования.

4. Определить эффективность проведённой работы.

5. Обобщить результаты проекта на педагогическом сообществе.

Содержание проектной деятельности: Тематический план работы с детьм

День недели

Тема

Цели

Понедельник

03.02.2025

Знакомство

с

ЛЕГО-

конструктором

Д/и «Разложи по цвету»

Заборчик,пирамидка

Познакомить

с

ЛЕГО-конструктором

(кирпичик, кубик).Закреплять знания цвета

и

формы.Учить

строить

простейшие

конструкции.Формировать

бережное

отношение к конструктору

Цель:

закреплять

цвет

деталей

LEGO

конструктора.

Цель;

учить

строить

вертикальные

и

горизонтальные постройки.

Вторник

04.02.2025

Построим ферму

Разные домики

Д/и «Построй домик»

Д/и «Собери кирпичики»

Закреплять понятия «высокий», «низкий».

Учить выполнять задания по условиям.

Развивать

творчество,

воображение,

фантазию.

Закреплять

умение

строить

домики,

знакомство с понятиями стены, крыша,

окна.

Цель: закреплять цвет деталей LEGO

конструктора.

Среда

05.02.2025

Д/и «Весёлые животные»

Д/и

«Загончик

для

животных»

«Разложи детали лего по

образцу»

Цель: знакомить детей с дикими и

домашними животными.

Учить строить из вертикально

поставленных кирпичиков. Воспитывать

бережное обращение к постройке.

Цель: закреплять цвет деталей LEGO

конструктора.

Четверг

Лего-транспорт

Цель: Закрепить у детей представление о

06.02.2025

Д/и «Разные машины»

Д/и «Весёлый поезд»

Строим железную дорогу

цвете и названии строительных деталей,

способы конструирования. Учить названия

разных

видов

транспорта

(пожарная

машина, самосвал, экскаватор).

Цель: Знакомство с частями поезда, учить

соединять вагончики в целостный поезд.

Цель: Знакомство с такими понятиями, как

рельсы, учить правильно соединять части

железной дороги.

Пятница

07.02.2025

Строим лего-город

ИЗО

Нетрадиционное

рисование деталями лего

«Домик

для

человечков

лего»

Цель: дать представление о целлостности

лего-мира, о безграничных возможностях

его содания.

Цель: закреплять знание основных цветов и

формы конструктора лего.

ФОТО ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картотека игр по конструированию из кубиков:

1. «Постройка домика для кошки, собачки и козлика»

Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной

последовательности. Способствовать формированию совместной игры

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. - Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бима промок, он сидит под деревом и

дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить

домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

2. «Загончик для животных»

Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное

обращение к постройке.

Словарь: кирпичик, загончик

Материал: кирпичики.

Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и

предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки.

Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.

3. «Постройка грузовика, дороги»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой

короткой стороной (дорога). Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина).

Материал: кубики и кирпичики.

Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор, дети вспоминают, что они знают о

светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить,

обыгрывает постройки.

4. «Ворота для машины Айболита»

Цель: Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые

кладется еще один кирпичик.

Материал: кирпичики

Ход игры. Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине,

чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше., нам с

вами необходимо срочно построить ворота для машины. Дети предлагают свои постройки.

5. «У куклы новоселье»

Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с

постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Материал: кубики и кирпичики. призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить для кукол

целые комнаты с мебелью. Подобрать самим строительный материал. Друзей для работы, и

поселить кукол в новый дом.

6. «Городок для кукол»

Цель: Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение

конструировать по желанию, воспитывать желание и умение строить спокойно вместе

Материал: кубики и кирпичики призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. - Посмотрите, наши куклы очень расстроились, у них случился пожар,

сгорели все дома в городе. Поэтому им необходимо помочь, построить новые дома. Давайте

мы поможем нашим игрушкам., создадим свои дома., придумаем свои постройки.

7. «Складываем фигуры»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных

математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными

признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная

деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания,

памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии,

творческой активности

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки,

разрезанные фигуры.

Ход игры: Достаньте вкладыши, например круги, и предложите ребенку собрать их на

столе, а затем вложить их в соответствующие окошки. Затем соберите таким же образом

треугольники, квадраты.

8. «Придумываем фигуры»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой

моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки,

разрезанные фигуры.

Ход игры: Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать

им названия.

9. «Обведи контур»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных

математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными

признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная

деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания,

памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии,

творческой активности. Материал:

Ход игры. В наборе имеются рамки. Если ребенок любит рисовать и раскрашивать, то

он довольно легко сможет сам нарисовать фигурку, обводя рамку изнутри карандашом. Потом

этот рисунок можно заштриховать или закрасить; вырезать

10. «Лесенка для черепашки»

Цель: Продолжать учить детей создавать постройки, накладывать детали друг на друга и

ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.

Материал: кирпичики и пластины.

Ход игры. В группе дети находят семью черепашек. Воспитатель заранее строит в

группе водоем и предлагает детям построить лесенку, чтобы черепашки добрались до водоема.

Кирпичики необходимо накладывать друг на друга.

11. «Скамеечка узкая для Зайки – Длинное Ушко, скамеечка широкая для

Мишутки»

Цель: Учить строить узкую скамейку из двух кирпичиков и пластины и широкую из

четырех кирпичиков и двух пластин.

Материал: кирпичики и пластины.

Ход игры. В гости к детям приходят веселые игрушки, которые рассказывают детям о

том, что в лесу нет даже скамеечек. Воспитатель предлагает детям построить для зайки узкую

скамейку, а для мишки- широкую скамейку. Дети сами подбирают материал для строительства.

12. «Собери круги»

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться в однородных предметах (больше,

меньше, еще меньше, маленькие, подбирая их в определенной последовательности; учить

обогащать чувственный опыт при действии с определенной формой и разной величины,

познавая их физические свойства.

Материал: плоскостные круги разного размера и цвета.

Ход игры. Давайте с вами создадим сказочную комнату и разложим круги по размеру,

по цвету, по вашему настроению.

13. «Мост для пешеходов»

Цель: Продолжать учить две лесенки и делать перекрытие (накладывать сверху

пластину, играть с постройкой. Словарь: лесенка, высота, сверху, мост, рядом, пластина.

Материал: кубики и кирпичики, пластина

Ход игры. Вот у нас широкая река. А нам с вами необходимо перевести игрушки. – Что

нам делать? Конечно же построить мост. (Воспитатель строит образец)

Предлагает детям построить свой мост и перевезти игрушки.

14. «Разные машины»

Цель: Закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей,

способы конструирования. Научить детей сравнивать постройки, замечать их различия.

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. Мы с вами уже строили дорогу и машину. а теперь вы придумаете свои

машины и построим целый гараж разнообразных машин. Дети сравнивают постройки.

Называют свои автомобили.

15. «Постройка парохода, лодки. Поездка куклы в гости»

Цель: Закреплять умение детей приставлять плотно друг к другу кирпичи, ставя на

длинную узкую сторону, изображая лодку или пароход. Различать детали нос, корма.

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. Наши игрушки очень любят путешествовать, но чтобы плавать по морю

необходимо построить корабль. Давайте поможем нашим игрушкам и построим корабль и

назовем его «Дружба»

16. «Находим геометрические фигуры»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных

математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными

признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная

деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания,

памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии,

творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки,

разрезанные фигуры.

Ход игры. Рассыпьте игру и предложите ребенку найти треугольники, круги,

прямоугольники. Попросите перечислить геометрические фигуры, сосчитать их количество,

сравнить по основным признакам (угол, стороны, их количество)

17. «Сделай орнамент»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных

математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными

признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная

деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания,

памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии,

творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки,

разрезанные фигуры.

Ход игры. В основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на

плоскости. Орнаменты можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур располагая их

по линии, веером, цветком или накладывая частично друг на друга.

Картотека игр с LEGO конструктором для детей раннего и младшего возраста.

1. Игры на развитие логического мышления:

«Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета

(2х2, 2х4 см).

В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и

просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх

деталей, лежащих перед ребенком.

«Собери модель»

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Дети

собирают

модель

под

диктовку

педагога.

При

определении

взаимного

расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа",

"поперёк".

«Построй домик».

Цель: развитие интеллектуальных навыков детей, развитие мышления и воображения,

закрепление знаний о цвете.

Оборудование: Коврики 4 цветов (синий, зеленый, синий, красный), лего конструктор,

мелкие игрушки из киндеров для обыгрывания построек.

Предложить детям из общего количества лего конструктора выбирать детали в

соответствии с цветом их ковриков и построить домик для игрушек.

«Построй загон для животных».

Цель:

закрепление

знаний

деталей

конструктора

лего

(кирпичик,

квадратик,

прямоугольник, брусочек).

Оборудование: детали лего конструктора, домашние животные для обыгрывания

загонов.

Предложить ребятам построить загоны для их домашних животных.

«Построй башню».

Цель: развивать мышление, внимание, конструктивные способности.

Предложить детям построить башню и сравнить у кого выше - ниже, уже - шире.

«Построй дорогу».

Цель: развивать внимание, мышление, умение сравнивать категории.

Построить с детьми дорогу и сравнить у кого длиннее - короче, шире - уже.

«Скреплялочки».

Цель: закрепление представлений о форме бриков.

Оборудование: различные виды крупного конструктора, волшебный мешочек.

Ход игры: дети по очереди достают детали конструктора из волшебного мешочка,

внимательно рассматривают, затем скрепляют их друг с другом. При этом педагог обращает

внимание детей на форму каждого брика и на то, как форма брика влияет на скрепление их

между собой.

«По дорожке»

Цель: формирование умения подбирать необходимые детали по величине.

Оборудование: иллюстрации с изображением сада, брики различной величины, игрушка

мишка.

Ход игры: педагог предлагает детям сходить в сад и собрать для медведя малину. Но,

чтобы пройти к ягодам, нужно построить дорожки. При этом для того, чтобы дорожки были

ровными, необходимо подбирать брики одинаковой величины.

«Собери кирпичики»

Цель: закрепление знаний цветов.

Оборудование: брики красного, желтого, зеленого, синего цветов; контейнеры тех же

цветов.

Ход игры: педагог раскладывает в произвольном порядке брики и предлагает детям

разложить брики в контейнеры соответствующих цветов.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания, памяти.

Оборудование: брики, мяч, кукла, машинка, платок.

Ход игры: педагог раскладывает на столе брики и игрушки, предлагает детям

внимательно посмотреть и запомнить, что находится на столе. Затем накрываем платком и

незаметно убираем одну игрушку. Дети определяют, чего не стало.

«Поможем Мише построить забор».

Цель: формирование понятий «высокий-низкий».

Оборудование: брики крупные и более мелкие, игрушечный домик, фигурка мальчика

(брик).

Ход игры: педагог знакомит детей с Мишей, рассказывает о его просьбе построить

забор. Затем предлагает детям помочь Мише построить забор вокруг дома из высоких и низких

кирпичиков.

«Встречаем гостей»

Цель: развивать навыки конструирования.

Оборудование: брики, куклы, игрушечная мебель.

Ход игры: педагог разыгрывает сюжет прихода кукол в гости к детям.

Но

не

всем

куклам

хватило

стульчиков.

Предлагает

детям

помочь

куклам

сконструировать стульчики.

«Теремок»

Цель: развивать воображение, навыки конструирования.

Оборудование: брики различной величины, иллюстрация теремка, фигурки животных

(брики).

Ход игры: педагог читает детям сказку «Теремок». После прочтения сказки предлагает

всем вместе построить большой теремок для всех зверей.

«Веселые животные»

Цель: знакомить детей с дикими и домашними животными.

Оборудование: брики различной величины, фигурки животных (брики).

Ход игры: дети рассматривают фигурки диких и домашних животных. Педагог

обращает внимание детей, где какое животное обитает, на характерные особенности (у зайчика

длинные уши; у собаки хвост «колечком» и т. д.)

«По дорожке в лес»

Цель: формирование понятий «широкий - узкий». Формирование умения подбирать

необходимые детали по величине.

Оборудование: брики различной величины, иллюстрации с изображением леса.

Ход игры: педагог вместе с детьми выкладывает из конструктора узкую и широкую

дорожку и по ним предлагает пойти в лес.

«Найди кирпичик»

Цель: развивать мелкую моторику, вызвать интерес.

Оборудование: брики различной величины, тазик с горохом.

Ход игры: педагог прячет кирпичик в горохе, просит по очереди детей найти брик.

2. Игры на развитие внимания и памяти

«Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, память, умение рассказать по памяти.

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем

закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие.

После чего опять показывает модель и просит рассказать что изменилось.

«Собери модель по памяти»

Цель: развивать память, мышление.

Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем

убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

«Запомни и выложи ряд»

Цель: развивать внимание, мышление.

Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог

подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой

поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и

затем выставляют то же по памяти.

3. Игры на развитие ориентации в пространстве

«Собери модель по ориентирам»

Цель: развивать внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве, умение

соблюдать правила.

Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета.

Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол",

"правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой

стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

«Составь макет комнаты»

Цель: развивать внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.

Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, сначала

совпадающая с позицией ребенка, а затем не совпадающая с позицией ребёнка (например:

посмотри все объекты в приемной комнате и составь макет; вспомни как располагались

предметы в спальной комнате и составь макет).

4. Игры на развитие понятия «симметрия»

«Выложи вторую половину узора»

Цель: развивать внимание, мышление, умение понимать логику, последовательность.

Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию,

выложить вторую половину узора.

«Составь узор»

Цель: развивать внимание, умение составлять узор по заданным условиям или по

самостоятельному выбору.

Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек,

цветы и т. д.

5. Игры на развитие логических закономерностей

«Что лишнее?»

Цель: развивать внимание, мышление, умение исключать не подходящий элемент.

Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый

элемент состоит из двух деталей конструктора).

«Упражнения на продолжение ряда»

Цель: развивать мышление, умение выделять закономерность последовательность

элементов.

Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора,

а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для

составления закономерностей используются два признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для

составления закономерностей используется один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для

образования закономерностей используются два признака.

«Поиск недостающей фигуры»

Цель: развивать внимание, мышление, умение подбирать недостающую фигуру.

Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур

из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и

надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят

из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

6. Игры на развитие комбинаторных способностей

«Светофор»

Цель: развивать внимание, мышление, скорость реакции.

Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто

больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого,

красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог

демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их

составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

«Составь флаги»

Цель: развивать внимание, мышление, комбинаторные способности.

Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные

флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух

красных двух синих.

7. Игры, развивающие понятие «множества»

«Выдели похожие»

Цель: развивать мышление, учить классифицировать предметы, объекты по одному

свойству.

Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем

устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри

выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики

8. Игры, развивающие восприятие формы и цвета

«Отгадай»

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник,

цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь

форму модуля.

Правила игры:

1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета.

2. Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.

3. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не

назовет деталь.

4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей

только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

«Не ошибись Петрушка!»

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям,

выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в

руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему

в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой

модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”

Правила игры:

1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у

него в руках.

2. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.

3. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает

правила, того Петрушка не выбирает.

«Есть у тебя или нет?»

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить

форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры:

1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.

2. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.

3. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая

устанавливается с помощью считалки:

4. Чтобы весело играть,

Надо всех пересчитать.

Раз, два, три, первый – ты!

«Что такого же цвета?»

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с

существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: картинки с окружающими предметами, цветные квадраты бумаги.

Описание игры: Педагог показывает детям зеленый квадрат бумаги. Дети называют его

цвет, а затем картинки с предметами того же цвета: зеленая доска, зелёные ботинки, зеленая

трава и т.д. Выигрывает тот, кто больше назовет предметов данного цвета.

«Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. Развивать память, мышление.

Оборудование: конструктивный набор Лего, мешочек.

Описание игры: ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по

очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.

«Отгадай».

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треуголь- ник,

цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь

форму модуля.

Правила игры: Не подсказывать и не выдавать общего секрета. Не мешать отгадчику,

самостоятельно разгадывать формы деталей. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и

не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.

«Разложи по цвету»

Цель: закреплять цвет деталей LEGO конструктора.

Оборудование: кирпичики LEGO 4 цветов (синий, желтый, зеленый, красный), 4

коробки (такого же цвета).

Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.

Анкетирование родителей.

Анкета для родителей «Лего не только игра»

Уважаемые родители (законные представители) обучающихся!

С

целью

выявления

отношения

родителей

к

вопросам

роли

конструктора лего в развитии ребёнка, в группе раннего развития

«Солнышко» просим Вас заполнить данную анкету. Для каждого ответа,

предполагающего выбор, пометьте галочкой ответы : «да» или «нет», или

дайте развёрнутый ответ.

Наименование вопроса

Да

Нет

Не знаю

Имеется ли у Вас дома конструктор?

Какой конструктор естьу Вас дома?

Как Вы считаете, возможно ли обучаться во время

игры в лего?

Ваш ребёнок проявляет интререс к лего?

Как

часто

Вы

уделяете

время

и

внимание

совместному конструированию с ребёнком?

Требуется

ли

Вам

помощь

по

развитию

конструктивных навыков у вашего ребёнка?

Что развивает игра в лего?

-

ничего не развивает

-

развивает

навык

ориентировки

в

пространстве

-

развивает способность к изменению формы

-

развивает мышление, память, внимание,

воображение

Анкетирование прошли 15 родителей.

На вопрос, имеется ли у вас дома конструктор Лего, положительно ответили 12

человек (80%), 3 родителей (20%) ответили отрицательно. На вопрос, какой

конструктор есть дома, родители ответили разнообразно. Лего есть у семи

родителей

(60%),

Полесье

обозначил

один

родитель,

так

же

родители

разделились в вариантах: Лего большой или маленький.

На вопрос можно ли обучаться во время игры, все 15(100%) родителей ответили

положительно. Проявляет ли ваш ребёнок интерес к Лего, 13%(86%) человек

ответили положительно, 2 (14%) отрицательно или не знают.

На

вопрос,

как

часто

вы

уделяете

время

и

внимание

совместному

конструированию с ребёнком, 10 родителей (66%) ответили «Часто», остальные 5

родителей (34%) ответили «Редко» или «Не знаем».

На вопрос, требуется ли вам помощь по развитию конструктивных навыков у

вашего ребёнка, 8 родителей (53%) ответили «Да», 9 (47%) ответили «Нет» или

«Не знаю».

Что же развивает игра в Лего? Большинство родителей 15(100%) отметили, что

Лего развивает навык ориентировки в пространстве, способность к изменению

формы, мышление, память и воображение.

Итог

Проект «Лего -малыши» был создан с целью приобщаить родителей к Лего-

игре, как одному из эффективных методов всестороннего развития ребёнка. В

процессе анализа анкет родителей было выявлено, что у большинства семей

имеется дома конструктор Лего. Так как целью проекта было продемострировать

разнообразность работы с конструтором именно Лего– дупло, родители получили

консультацию по работе с этим конструктором, которая имеет схемы и примеры

для игры с детьми раннего возраста. Порадовало то, что большинство родителей

понимают, что именно развивает Лего– конструтор, и эти навыки необходимы

для успешного развития их ребёнка.



В раздел образования