Автор: Горькая Яна Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость"
Населённый пункт: город Нижний Тагил
Наименование материала: Взаимодействие с родителями в аспекте современных требований
Тема: Взаимодействие с родителями в аспекте современных требований
Раздел: дошкольное образование
Горькая Яна Сергеевна
МАДОУ «Радость» СП – д/с № 45
Взаимодействие с родителями в аспекте современных требований
Одним из важнейших принципов технологии реализации ФОП является совместное
с
родителями
воспитание
и
развитие
дошкольников,
вовлечение
родителей
в
образовательный процесс.
Набрав детей младшего дошкольного возраста и познакомившись с родителями, я
определила, какие задачи смогу более эффективно решить при взаимодействии с семьей,
поддержать с родителями деловые и личные контакты, вовлечь в процесс совместного
воспитания детей.
С первых дней пребывания детей в ДОУ, старалась заинтересовать родителей
возможностями
совместного
воспитания
ребенка,
показать
особую
роль
в
развитии
малыша.
Показывая
свою
заинтересованность
в
развитии
детей,
выделяю
те
яркие
положительные
черты,
которыми
обладает
каждый
малыш,
вселяю
в
родителей
уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В
ходе
бесед,
консультаций,
родительских
собраний,
семинаров
не
только
информирую родителей, но и предоставляю им возможность высказать свою точку зрения,
поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция способствует развитию
сотрудничества
с
семьей,
помогает
родителям
почувствовать
уверенность
в
своих
способностях.
Лучше
узнать
возможности,
способности
семьи,
их таланты помогает
участие
родителей и детей в различных смотрах-конкурсах: «У мамы руки золотые», «Визитная
карточка осени», «Рождественский подарок» и др.
Положительным опытом взаимодействия с семьей является организация совместных
детско-родительских
праздников
и
досугов,
где
родители
являются
не
зрителями,
а
участниками.
Исполняют
роли
сказочных
персонажей,
играют,
танцуют
и
поют
с
малышами.
Это
способствует
неформальному
общению
участников
педагогического
процесса.
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей считаю создание традиций
группы, которые подразумевают мероприятия, вызывающие наибольший интерес у детей,
родителей и педагога. Они проводятся систематически.
Одна
из
таких
традиций
–
отражение
жизни
группы
в
фотографиях.
В
фоторепортажах информирую родителей об успехах и достижениях детей в той или иной
образовательной деятельности.
Соблюдая
принципы
личностно-ориентированного
подхода,
чтобы
ребенок
чувствовал себя желанным не только дома, но и в детском саду в раздевалке, на кабинках
размещены
брелоки
с
фотографиями
детей.
Войдя
в
группу,
каждый
ребенок
переворачивает свою фотографию, и все знают, кто уже пришел в детский сад.
После праздничных дней родители готовят фоторепортажи на разнообразные темы
«Я отдыхаю», «Вместе с мамой», «Мама, папа, я» и др.
Родители подбирают наиболее интересные фотографии ребенка на отдыхе, делают к
ним
шутливые
надписи
в
стихах.
Такие
фоторепортажи
расширяют
представление
дошкольников об окружающем мире и вызывают много положительных эмоций. Ко дню
рождения детей оформляются стенгазеты с рассказом родителей о сыне или дочки и
поздравлениями детей группы.
Чтобы нацелить родителей на разговор с малышом, о том, как он провел день в
детском саду, оформила уголок «Мое настроение». Здесь, уходя домой ребята оставляют
свои брелоки на красном крючке - если день прошел весело и радостно, на синем - если
было грустно. По дороге домой родители спрашивают ребенка, как он провел день, почему
он оставил брелок на том или ином крючке.
Уголок «Мое настроение предоставляет мне материал о психологическом состоянии
каждого ребенка в течении дня, с которым знакомлю родителей.
Эффективной формой работы с семьей считаю
создание клуба для родителей
«Мамина школа», которая дает родителям возможность общаться между собой и ребенком,
делиться
опытом
семейного
воспитания,
получать
информационно
-
педагогическую
помощь.
В
клубе
провожу
для
родителей
семинары-практикумы
с
разнообразной
тематикой: «Игровая деятельность дошкольника дома и в условиях детского сада», «Роль
матери и отца в воспитании малыша», «Здоровье детей – забота взрослых», «Воспитание
любви к родной природе».
Чтобы наметить тематику следующих занятий «Маминой школы» прошу родителей
заполнить анкеты и указать в них, какие вопросы воспитания и обучения дошкольников их
интересуют. По окончании занятий участники получают памятки «Поиграй со мной»,
«Занимаемся дома» и др. Благодаря клубу «Мамина школа» мне удалось в более короткий
срок наладить тесный контакт с родителями, привлечь их к сотрудничеству.
Хорошо
зарекомендовала
себя
форма
заочного
общения
с
родителями
«Совет
месяца».
В
группе
живет
«умная
сова»,
которая
ежемесячно
знакомит
с
мудрыми
изречениями о жизни, воспитании или семье. Поскольку одна цитата в течении месяца
находится
перед
глазами,
то
через
некоторое
время
она
отпечатывается
в
сознании
родителей, и значит будет применяться на практике.
Советы «умной совы»:
«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое». П. Валери.
«Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее». М. Горький.
«Хорошее
воспитание
надежно
защищает
человека
от
тех,
кто
плохо
воспитан».
Ф.
Честерфилд.
Еще одна находка, в которой участвуют родители – это дружная подготовка детского
сада к новому учебному году. Подготовка начинается еще в мае. После родительского
собрания в группе вывешивается перечень дел, которые необходимо сделать за лето.
Родителям предлагаю выбрать посильное для себя дело и указать дату, когда удобно
поработать на благо группы, чтобы она стала еще краше. Такую свободу выбора родители
одобряют и воспринимают как игру. Добрые дела не остаются забытыми. На первом
родительском
собрании
в
начале
учебного
года
благодарю
их
от
имени
детей,
администрации ДОУ, родительского комитета.
С целью выполнения ФОП совместной деятельности родителей и детей, активно
использую
игровые
приемы
совместно
с
родителями.
В
группе
есть
родители
с
педагогическим образованием, поэтому я активно направляю их на ведение организованной
деятельности с детьми.
После работы в данном направлении получила следующие результаты:
•
Между субъектами образовательного процесса установилась тесная связь, которая
благоприятно влияет на развитие ребенка.
•
У родителей появился интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома.
Многие берут на выходные дидактические игры, книги.
•
Больше стали уделять внимания укреплению здоровья детей в семье. Родители
осваивают методику оздоровительной гимнастики.
•
Родители ориентируются в нуждах собственного ребенка, в особенностях развития
и воспитания. С интересом следят за жизнью группы, следят за успехами своих
детей, оказывают посильную помощь.
•
Видя
результаты
стараний
своего
ребенка,
владея
информацией
о
том,
что
происходит
в
группе,
получая
советы
и
рекомендации,
установилась
тесная
взаимосвязь с родителями.
Мое кредо можно выразить так:
Стремлюсь, чтобы я для родителей стала партнером, участок – детским парком для
прогулок и игры, а группа – родным домом, где любого взрослого и ребенка любят таким,
какой он есть.