Автор: Шахова Екатерина Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов скорочтения для развития читательской грамотности младших школьников
Раздел: начальное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СКОРОЧТЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Введение
Читательская грамотность в современной системе начального
образования признается одним из фундаментальных метапредметных
результатов, лежащих в основе успешности обучения в целом. Под
читательской грамотностью понимается не только технический навык
беглого, правильного и осознанного чтения, но и способность
понимать, интерпретировать, оценивать и использовать письменные
тексты для достижения различных целей, развития знаний и
потенциала, а также для активного участия в жизни общества. В
контексте стремительного роста информационных потоков и
изменения характера чтения в цифровую эпоху перед педагогами
остро встает задача поиска эффективных методов, позволяющих не
только сформировать базовый навык, но и развить у младших
школьников гибкость и эффективность работы с текстом. В этом
аспекте возникает закономерный вопрос о потенциале приемов
скорочтения, традиционно ассоциирующихся с взрослой аудиторией.
Цель данной статьи – провести системный анализ возможностей и
условий адаптации отдельных элементов скорочтения для
целенаправленного развития компонентов читательской грамотности
у учащихся начальной школы, исключив риски механистического
подхода и обеспечив приоритет глубины понимания над скоростью.
1. Теоретико-методологические основы: читательская
грамотность и скорочтение в контексте начального образования
Для выявления точек соприкосновения двух понятий необходимо
провести их четкое терминологическое разграничение. Читательская
грамотность – это комплексное образование, включающее в себя три
ключевых блока:
1. Техника чтения: скорость, правильность, выразительность.
2. Смысловое чтение: умение извлекать информацию,
интерпретировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные
связи, формулировать выводы.
3. Читательская рефлексия: умение оценивать содержание и форму
текста, соотносить с собственным опытом, высказывать
аргументированное суждение.
Скорочтение (рациональное чтение) – это совокупность методов и
техник, направленных на значительное увеличение скорости
восприятия текстовой информации без существенной потери
понимания. Его психофизиологическую основу составляет подавление
субвокализации (внутреннего проговаривания), расширение
периферического зрения для охвата большего числа слов за одну
фиксацию, выработка навыка вертикального движения взгляда по
тексту и развитие антиципации (прогнозирования содержания).
Прямой перенос классических техник скорочтения на младший
школьный возраст невозможен и вреден, так как у ребенка 7-10 лет
еще не завершено физиологическое созревание мозговых структур,
отвечающих за произвольность внимания и торможение, а
субвокализация является естественным и необходимым этапом
формирования навыка чтения. Ее насильственное подавление может
привести к деавтоматизации процесса и поверхностному пониманию.
Следовательно, речь должна идти не о обучению скорочтению как
таковому, а о целенаправленном использовании адаптированных
приемов, заимствованных из арсенала скорочтения, для
развития отдельных компонентов читательской
грамотности. Методологической основой такого подхода являются
теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.
Гальперин) и идеи развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б.
Эльконин), где любое новое умение формируется на основе
тщательно отобранных и дозированных операций.
2. Анализ адаптированных приемов скорочтения и их вклад в
развитие читательской грамотности
Система работы по интеграции элементов скорочтения в практику
начальной школы должна выстраиваться последовательно, с учетом
возрастных особенностей и этапности формирования основного
навыка.
2.1. Развитие зрительного восприятия и антиципации
Одной из ключевых проблем начинающего чтеца является узкое поле
зрения, приводящее к «побуквенному» или «послоговому» чтению,
большому количеству регрессий (возвратных движений глаз) и низкой
скорости. Адаптированные приемы направлены на решение этой
проблемы.
Прием «Шульте-таблицы» (адаптированный). Классические
таблицы, где числа расположены в случайном порядке, используются
в модифицированном виде. Для первоклассников это могут быть
таблицы с изображениями знакомых предметов, буквами, позже – с
короткими словами. Задача ребенка – находить элементы в заданной
последовательности (например, от самого маленького до самого
большого предмета, буквы в алфавитном порядке), фиксируя взгляд в
центре таблицы и используя периферическое зрение. Это упражнение
напрямую способствует расширению оперативного поля зрения, что
является необходимым условием для увеличения скорости чтения и
охвата целых слов, а затем и словосочетаний.
Прием «Клиновое чтение». Учащимся предлагается текст,
напечатанный в виде расходящихся в стороны от центра строк. Такое
непривычное форматирование вынуждает ребенка прилагать усилия
для удержания взгляда на строке, тренируя глазные мышцы и
повышая произвольность зрительного восприятия. Это упражнение
эффективно борется с регрессиями, так как возврат взгляда в
условиях «клинового» текста крайне затруднен.
Прием развития антиципации (прогнозирования). Понимание
текста всегда активно и сопровождается выдвижением гипотез о его
дальнейшем содержании. Упражнения на антиципацию формируют
этот компонент читательской грамотности. К ним относятся:
o
«Заверши слово»: ребенку показывают начало слова (например,
«теле...»), и он должен быстро назвать возможные варианты его
окончания («телевизор», «телефон», «телеграмма»).
o
«Заверши предложение»: аналогичная работа с окончанием фразы.
o
«Восстанови текст»: чтение текста с пропущенными словами или
целыми фрагментами, которые необходимо логически восстановить.
Эти приемы развивают языковую догадку, лексический запас и
способность удерживать общий смысл текста, что напрямую влияет на
скорость и качество понимания.
2.2. Работа с режимами чтения и формирование целеполагания
Важнейшим аспектом читательской грамотности является умение
гибко менять стратегию чтения в зависимости от цели. Скорочтение
оперирует понятиями сканирования, просмотрового, выборочного и
углубленного чтения. Младших школьников можно учить этим
стратегиям на доступном уровне.
Прием «Чтение-поиск». Учитель ставит перед классом конкретную
цель: «Найдите в тексте за 30 секунд, как звали главного героя» или
«Найдите ответ на вопрос: «Где произошла встреча?». Это учит
ребенка игнорировать избыточную информацию, фокусируясь на
ключевых словах, что является основой сканирования и выборочного
чтения. Формируется установка: «Я читаю не все подряд, а с
конкретной задачей».
Прием «Чтение-просмотр». Перед чтением нового текста учащимся
предлагается за 1-2 минуты пробежать глазами по заголовку,
подзаголовкам, выделенным словам, первым предложениям абзацев
и иллюстрациям, чтобы составить общее представление о теме и
структуре текста. Этот прием формирует навык смысловой
ориентации в тексте, активизирует фоновые знания и подготавливает
сознание к более глубокому пониманию.
Прием «Изменение скорости». Учитель специально организует
работу с одним текстом, но с разными задачами: «Прочитайте первый
абзац как можно быстрее, чтобы понять основную мысль», а теперь
«Прочитайте второй абзац медленно и вдумчиво, обращая внимание
на детали и художественные средства». Рефлексия после такого
задания помогает ребенку осознать, что скорость – это не самоцель, а
инструмент, который меняется в зависимости от типа текста и цели
чтения.
2.3. Преодоление артикуляции и развитие оперативной памяти
Внутреннее проговаривание у младших школьников полностью
устранять не только не нужно, но и вредно. Однако его можно и нужно
делать более беглым и свернутым.
Ритмизирующие приемы. Чтение под метроном или под тихий счет,
когда ребенок должен переводить взгляд на следующее слово/группу
слов в заданном ритме. Первоначально это вызывает трудности, но
постепенно приучает мозг схватывать информацию более крупными
блоками, уменьшая время на внутреннее артикулирование.
Приемы на развитие оперативной памяти. Качество понимания
напрямую зависит от объема оперативной памяти, которая
удерживает смысл прочитанного. Упражнения «Снежный ком»
(прочитать слово, затем слово+слово, затем слово+слово+слово и
воспроизвести), запоминание и воспроизведение цепочек слов, цифр,
а также пересказ по абзацам с постепенным наращиванием объема –
все это тренирует память, позволяя удерживать все больше
контекстной информации и связывать ее в единое целое.
3. Система предупреждения рисков и обеспечение приоритета
понимания
Ключевая опасность при использовании любых скоростных техник в
начальной школе – это подмена глубокого понимания поверхностным
узнаванием. Любая работа на скорость должна быть неразрывно
связана с последующей проверкой качества восприятия.
Обязательный содержательный контроль. После любого
упражнения, направленного на увеличение темпа (чтение за 1 минуту,
чтение «эстафетой» и т.п.), необходимо переходить к вопросам и
заданиям на понимание. Вопросы должны быть разноуровневыми: от
простых, фактологических («Кто? Что? Где?»), до интерпретационных
(«Почему? Как ты думаешь?») и оценочно-рефлексивных («Согласен
ли ты с поступком героя?»).
Запрет на форсирование. Нельзя сравнивать скорость чтения
разных детей и создавать атмосферу «гонки». Индивидуальный
прогресс каждого ребенка должен измеряться в сравнении с его
собственными предыдущими результатами. Упражнения должны
подаваться в игровой, а не в соревновательной форме.
Принцип «от простого к сложному». Начинать работу с
адаптированными приемами можно только после того, как у ребенка
сформирована стабильная техническая основа чтения – он читает
целыми словами, без грубых ошибок. Использование этих приемов на
этапе послогового чтения дезорганизует и без того неустойчивый
навык.
4. Практическая реализация: интеграция приемов в урочную и
внеурочную деятельность
Интеграция описанных приемов не требует создания отдельного
курса. Она может быть органично вплетена в структуру стандартных
уроков литературного и внеклассного чтения, русского языка,
окружающего мира.
«Разминочный» блок урока (5-7 минут). В начале урока чтения
можно проводить зрительную гимнастику с таблицами Шульте,
упражнения на антиципацию или ритмичное чтение коротких текстов.
Работа с основным текстом. Перед чтением нового произведения –
обязательный этап «просмотра» текста (прогноз по заголовку и
иллюстрациям). В процессе чтения – использование приема «чтение-
поиск» для ответа на конкретные вопросы учителя. После чтения –
пересказ, обсуждение, выполнение заданий, проверяющих глубину
понимания.
Дифференциация заданий. Для детей с высоким темпом чтения
можно предлагать дополнительные тексты для отработки навыка
сканирования (найти конкретную дату, имя, факт). Для детей,
испытывающих трудности, основное внимание следует уделять не
скорости, а технике и пониманию, используя лишь самые простые
упражнения на развитие периферического зрения.
Заключение
Таким образом, использование адаптированных приемов скорочтения
в работе с младшими школьниками представляет собой не
механическое увеличение темпа, а педагогическую технологию,
направленную на развитие ключевых компонентов читательской
грамотности. При грамотном, дозированном и системном применении
эти приемы способствуют расширению оперативного поля зрения,
снижению количества регрессий, развитию антиципации и
оперативной памяти, а также формированию гибкой стратегии чтения
в зависимости от поставленной цели. Критически важным условием
является безусловный приоритет глубины понимания над
скоростными показателями и строгое соблюдение возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся. Интегрированная в учебный
процесс, данная система работы позволяет не только повысить
технику чтения, но и заложить основы функциональной грамотности,
обеспечивающей младшему школьнику успешность в обучении на
последующих этапах и эффективную адаптацию в современном
информационном обществе.