Авторы: Дикий Денис Александрович, Болгарова Алина Александровна
Должность: учитель технологиии и труда
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "ЛСШ №6"
Населённый пункт: ЛНР, Луганск
Наименование материала: СОСТОЯНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СПОРТОМ РЕБЕНКА С ОВЗ
Тема: СОСТОЯНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СПОРТОМ РЕБЕНКА С ОВЗ
Раздел: среднее образование
СОСТОЯНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СПОРТОМ РЕБЕНКА С ОВЗ
В теории и методике физического воспитания «обучение» понимается как
педагогическое явление в виде процессов передачи и усвоения специальных
знаний и двигательных действий, направленных на физическое совершенство
человека.
Обучение движениям в спорте рассматривается как сложный познавательный
процесс, который в практике учебного процесса может проходить в рамках
обычной формы занятий.
Обучение является первой стороной учебно-тренировочного процесса, вторая
сторона – это последующее его совершенствование. Соотношение этих сторон
подготовки неодинаково оно зависит как от вида спорта, так и от этапов
подготовки, однако наличие их постоянно. Основная роль в подготовке
двигательных действий со сложно-координационной структурой отводится
обучению
движениям,
где
спортсмен
приобретает
множество
навыков.
Большое разнообразие двигательных действий в спорте, их различная
направленность и специфика условий выполнения ставят перед обучаемыми
множеством проблем разного характера.
Предметом педагогики спорта как учебной научной дисциплины является
исследование закономерностей обучения спортивной технике.
В структуре обучения дидакты выделяют деятельность учителя, ученика и
содержание
образования.
Отношение
«ученик-содержание
образования»
содержат в себе движущие силы, мотивы учения и особенности усвоения.
Усвоение – это слияние прежнего опыта с новым, осознанной ранее
информации с новой информацией. Содержание образования во время
усвоения проходит переработку и фиксацию в ЦНС посредством ее тончайших
механизмов. Возникают новые информации с особенностями восприятия,
переработки и запоминания, что обуславливает объем, скорость и качество
усвоения.
Закономерности
процессов
усвоения
и
их
индивидуальные
особенности предполагают адекватную организацию содержания образования.
Поэтому сущность всех методик обучения сводится к одному – каким образом
подать предмет обучения, чтобы индивидуальные возможности усвоения
ученика наилучшим образом (оптимально, быстро и качественно) отразили
содержание образования и расширили его прежний опыт.
Обучение движениям представляет собой сложный педагогический процесс,
интегративно объединяющий многие факторы. Одним из важных факторов
обучения и освоения спортивной техники является распознавание деталей
движений, базирующееся на сравнении поступающей внешней информации (в
форме
зрительных,
акустических
сигналов,
включая
словесные),
с
внутренними кинестетическими, вестибулярными сигналами. Следовательно,
обучение движениям осуществляется посредством восприятия и переработки
соответствующей
информации.
Восприятие
информации,
а
также
ее
переработку
в
организме
осуществляют
по
принципу
обратной
связи
анализаторы ЦНС (зрительный, слуховой, вестибулярный, двигательный), в
основе
физиологического
механизма
которых
лежит
рефлекторная
деятельность коры больших полушарий.
Принцип обратной связи и саморегулирования отражают законы высшей
нервной деятельности, которая осуществляется через анализаторы, постоянно
информируя о характере выполняемой деятельности и путем переработки
информации корректируя и улучшая эту деятельность.
Значение обратной связи, контроля за ходом усвоения учебного материала
возросло в последние годы с появлением программированного обучения с
применением технических средств обучения в спорте.
Использование в
обучении технических средств в значительной степени повысило возможности
педагогов в обучении и в управлении тренировочным процессом.
В специальной литературе уделяется большое внимание обучению и
совершенствованию способности спортсменов управлять своими движениями.
Многие
авторы
отмечают,
что
одним
из
эффективных
путей
совершенствования точности движений является использование в обучении
текущей и срочной информации о двигательной деятельности спортсменов,
позволяющей по системе «прямая – обратная связь» управлять двигательными
действиями, добиваться их более точного выполнения в соответствии со
стоящей задачей. В результате осуществляемой в организме обратной связи она
становится одним из компонентов управления движениями.
Среди значительного числа средств, оказывающих существенное воздействие
на эффективность процесса обучения движениям (на его качество и срок),
важное место занимает информация об осваиваемом движении, которой
располагает тренер и ученик.
«В чем бы не заключался процесс обучения движениям, он всегда состоит из
поступления информации со стороны о совершаемых движениях, возникающих
ошибках, расхождении фактического движения с заданным, об эффективности
и безрезультативности движения».
Информация, используемая с целью обучения движениям, может быть
представлена в трех видах.
1.
Бинарная (да, нет) – занимающимся сообщается только о том, выполнено
или не выполнено задание.
2.
Тернарная – обучающимся сообщаются такие показатели, как выполнил
лучше, ниже или ближе и т.д.
3.
Численная – обучающемуся дается численная информация о выполнении
упражнения (в град., сант., кг).
В практике обучения используют чаще всего разнохарактерную, комплексную
информацию,
содержащую
сведения
одновременно
о
нескольких
характеристиках двигательных действий. Такое информирование о результатах
выполненного движения является малоэффективным, поскольку не только
юные, но и взрослые спортсмены при поступлении к ни комплексной
информации
не
в
состоянии
управлять
одновременно
несколькими
характеристиками движений, а выборочно и не всегда правильно опираются
лишь на те, которые по их мнению в наибольшей степени должны
способствовать решению конкретной двигательной задачи. Это существенно
снижает эффективность процесса обучения.
Информация, поступающая как правило от тренера, основывается главным
образом на его субъективных представлениях о правильном или неправильном
выполнении движения. Тренер, исходя из собственного опыта и примерно
оценив структуру приема, его качественную сторону, вносит в технику
упражнения поправки, Чаще всего он при этом дает указания: «подбей»,
«швунгуй», «продерни руку» и т.д. Такое инструктирование, как правило, не
создает в сознании обучающегося конкретного представления о параметрах
изучаемого движения, а в некоторых случаях носит даже ошибочный характер,
поскольку зрительное восприятие тренера естественно отличается от точных
количественных характеристик, получив которые обучающийся мог бы внести
конкретные поправки в изучаемый прием.
Исходя из этого следует отметить, что если ученик при изучении приема
получал конкретную, количественную информацию о выполнении всего
приема в целом или по его частям и сравнивал полученные ощущения с
результатами своих действий, он мог бы вносить коррективы в выполнение
движения.
«Необходимо,
чтобы
в
процессе
обучения
занимающимся
подавали
конкретную
информацию
о
результатах
выполнения
каждой
части
двигательного
акта,
его
количественных
характеристик
и
сравнивали
возникающие у них ощущения с результатами своих действий».
В ряде исследований было показано, что информация о результатах
выполненного движения, поступающая к обучаемым и представленная в виде
количественных характеристик, достаточно хорошо осознается и способствует
сокращению сроков обучения.
Необходимость количественной информации о движении и выражение ее в
мерах пространства, времени и силы или же в их производных выделяется в
качестве непременного условия обучения. Если вырабатывать условно –
рефлекторную связь между сигналами, несущими срочную информацию о
пространственных и временных параметрах движения, то осознаваемость
движений неизмеримо возрастает.
Важным фактором, способствующим образованию соответствующих условно-
рефлекторных связей в организме, является информация, которая поступает со
стороны, т.е. дополнительная информация. Эффект от дополнительной
информации во многом зависит от ее содержания и восприятия, сличения ее со
следами собственной информации, полученной во время совершенствования
движения.
При всей ценности дополнительной информации о движении, подаваемой
тренером, в ней есть один единственный недостаток – субъективный характер.
Тренер, наблюдающий движения ученика, получает от них лишь ту
информацию, которую ему может дать зрительное восприятие. Обычно оно
касается качественной стороны движения, но не количественных параметров.
Между тем, обучение движениям настоятельно требует, чтобы дополнительная
информация носила не субъективный, а объективный характер. Ведь основная,
собственная информация тоже субъективна и дополнение к ней только лишь
субъективной
информации
недостаточно
для
осознанного
управления
объективными параметрами движений.
Дополнительная информация может поступать к ученику как от тренера, так и
от
технического
устройства,
которые
позволяют
получать
срочную
информацию о параметрах выполненного движения. Срочное информирование
обучаемых о параметрах движения, в свою очередь, ускоряет образование
условно-рефлекторных связей, поскольку в памяти непосредственно по
окончании двигательного действия еще не успевают сгладиться следы от его
выполнения и словесный раздражитель в этом случае является фактором
подкрепляющим
или
не
подкрепляющим
раздражения.
Оперативное
сопоставление поступившей объективной информации с субъективной, то есть
с той, которая получена от собственных анализаторов, позволяет быстрее
сформировать
правильное
представление
о
выполняемом
движении,
способствуя
реализации
важнейшего
дидактического
принципа
сознательности и активности.
Срочная информация, получаемая спортсменом о выполненном движении,
приобретает значение информации обратной связи. На ее основе спортсмен
приобретает способность сознательно регулировать движения, вносить в него
необходимую коррекцию, исправлять ошибки, совершенствовать технику
движения. Необходимость использования объективной срочной информации в
управлении движениями и их отдельными характеристиками с целью
повышения результатов в различных видах спорта была показана в работах
многих авторов.
Структура любого спортивного движения включает в себя комплекс
характеристик временных, пространственных, силовых, которые находятся
друг с другом в тесной взаимосвязи. Однако информирование занимающихся о
нескольких
или
всех
параметрах
движений
одновременно
не
дает
положительного результата при обучении ввиду того, что спортсмену трудно
их охватить, сопоставить и оценить. В процессе обучения движениям и
управления ими важно не количество параметров, о которых подается срочная
информация, а выбор главного из них. Методически правильнее выявить одну-
две основные для каждого случая характеристики и представить их в удобном
для восприятия виде.
Анализ
специальной
литературы
показал,
что
проблема
управления
движениями в спорте привлекает внимание многих специалистов. Об этом
свидетельствует серия специальных исследований, выполненная в различных
видах спорта и направленная на совершенствование путей управления
движениями, на основе управления их отдельными характеристиками.
Выделение на основе биомеханического анализа некоторых характеристик в
качестве ведущих при обучении и совершенствовании технических действий –
вопрос мало изученный и требующий дальнейшего исследования, поэтому
поиск перспективных направлений в разработке проблемы повышения уровня
спортивного мастерства следует вести путем изучения закономерностей
структуры спортсменов.
Совершенствование технического мастерства рассматривается сегодня как
важная составная часть специальной подготовки спортсменов высших
разрядов. Однако сложность и многообразие двигательных механизмов
спортивной техники не позволяют однозначно решать проблемы освоения
различных
ее
элементов.
Такое
положение
затрудняет
разработку
унифицированной
методики
технической
подготовки
спортсменов
в
различных видах спорта .
Дальнейшее совершенствование спортивной техники, в частности, поиск ее
наиболее
эффективных
вариантов,
в
значительной
степени
должен
основываться на тщательном биомеханическом анализе .
Биомеханика спорта, как одна из основ теории спортивной техники, помогает
естественнонаучному обоснованию показателей совершенства спортивной
техники, направлений систем движений в спортивных упражнениях, путей
овладения техникой и ее совершенствования, а также контроля технической
подготовки. При этом изучаются биомеханические требования к системе
движений, их становлению и совершенствованию .
По
мнению
ряда
авторов,
процесс
обучения
и
технического
совершенствования в различных видах спорта должен строиться на основе
организации управления с обратной связью между тренером и спортсменом .
В последние годы проблемы совершенствования технического мастерства в
борьбе все в большей мере связывается с повышением эффективности
атакующих действий. В спортивной борьбе результат реализуется в полной
мере в том случае, если борец владеет современной техникой и всякое
отставание в этой области снижает эффективность технических действий, а
тем самым и спортивный результат.
Решение этой проблемы возможно лишь при комплексных исследованиях, так
как такой подход дает возможность получить взаимосвязанные характеристики
различных сторон двигательной деятельности. Научные исследования в
спортивной борьбе направлены на поиски таких элементов двигательных
структур, которые были бы более значимы в единоборствах. В связи с этим
важно
выявить
ведущие
элементы
структуры
и
определить
те
биомеханические закономерности движения, которые являются важнейшим
условием
повышения
технического
мастерства,
обусловливающих
рациональность атакующих действий .
В настоящее время назрела необходимость дальнейшего совершенствования
методики тренировки борцов, которая бы положительно сказалась на будущих
достижениях. Необходимо установить тесную взаимосвязь в освоении техники
между
начальным
обучением
и
высшим
спортивным
мастерством,
ликвидировать расхождения между этими составными частями школы вольной
борьбы. Методика начального обучения и совершенствования в вольной
борьбе осталась на уровне развития сороковых-пятидесятых годов.
Анализ работы тренера массового уровня позволяет определить, что в их
практике обучения еще бытуют «педагогические штампы», метод «проб и
ошибок», что в значительной мере сказывается на качестве подготовки
спортсменов. Между тем, ведущие представители вольной борьбы имеют свой
стиль и «коронные приемы», которые эффективно и долгое время выделяют их
среди общей массы конкурентов. Эти особенности являются результатом
определенной обучающей деятельности тренеров-новаторов, своевременно
определивших курс подготовки учеников. Действия этих тренеров направлены
на освоение новых оригинальных и технических действий, раскрывающий
уникальные качества подготовленности каждого спортсмена и закладывающих
двигательную базу для их реализации.
Научный подход, включающий использование современных биомеханических
методов исследования, позволит вскрыть существенные стороны подготовки
борцов вольного стиля и научно обосновывать методику обучения и
совершенствования атакующим техническим действиям в вольной борьбе .
Применение биомеханического анализа в каждой конкретной ситуации
позволяет подходить к техническим действиям более осмысленно и находить
скрытые резервы, позволяющие еще эффективней применять их на этапе
высшего спортивного мастерства, а также оптимизировать процесс обучения и
совершенствования атакующим действиям в вольной борьбе.
Общедидактический подход к методике обучения требует четкости в
постановке задач, разработке средств и методов для решения этих задач,
определения закономерностей этого процесса и своеобразия реализации
принципов обучения.