Напоминание

"Вопросы педагогики"


Авторы: Семенова Екатерина Владимировна, Воробьева Марина Мирославовна
Должность: Учитель биологии и учитель, методист
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1793
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Вопросы педагогики"
Раздел: полное образование





Назад




ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Данная статья посвящена анализу актуальных вопросов педагогики,

обусловленных

современными

проблемами

образовательной

сферы.

В

работе

подчеркивается

влияние

социальных

и

технологических

изменений

на

развитие

педагогической науки, а также рассматриваются вызовы, с которыми сталкиваются

современные педагоги. Материал статьи может быть полезен для специалистов,

исследователей и преподавателей, заинтересованных в поиске эффективных решений

актуальных педагогических задач.

Ключевые слова: педагогика, образование, актуальные проблемы педагогики,

педагогическая компетенция, педагогический долг.

Каким должен быть учитель? Откуда начинается и где заканчивается

влияние педагога? Почему в одинаковых условиях воспитания вырастают

люди с разными характерами и взглядами? Как балансировать между свободой

и дисциплиной? Эти вопросы были и остаются актуальными для педагогики

всегда [1].

Наряду

с

вечными вопросами появляются и

новые,

связанные со

стремительным развитием информационных технологий. С одной стороны,

это развитие предоставляет уникальные возможности для улучшения

обучения. С другой стороны, как и всё новое в образовании, использование

цифровых технологий требует глубокого изучения, тщательного контроля и

внимательной оценки их влияния на образовательный процесс, а также на

ментальное и физическое здоровье детей. Но подлинно оценить влияние

цифровых технологий можно только в реальных образовательных проектах.

Так, по информации на август 2025 года, в Остине, штат Техас, США,

открылась

школа

Alpha,

в

которой

роль

учителей

исполняют

интеллектуальные системы [2]. Ученики самостоятельно управляют всеми

учебными процессами с помощью приложений на базе искусственного

интеллекта, занимаясь всего по два часа в день. За это время их мотивируют

пройти курс до «уровня мастерства» - набрать более 90%. Взрослых в классе

называют проводниками, а не учителями. Их задача — вдохновлять детей. В

свободное от обязательных курсов время дети выбирают факультативы по

финансовой

грамотности,

предпринимательству,

инжинирингу

и

менеджменту креативных проектов. Стоимость обучения в школе начинается

от $40 000 в год.

Появление такой необычной школы вызвало большой резонанс в

образовательном сообществе и немало критики. К очевидным минусам этого

проекта эксперты относят не только отсуствие доказанной эффетивности

обучения, но и его низкую доступность для широкого слоя населения [2].

Возникает множество вопросов. Изменится ли раскрытие потенциала

учеников ИИ-школы по сравнению с традиционными школами? Как влияет

доступность

инновационной

модели

обучения

на

образовательное

неравенство? Какова роль учителя в условиях интеграции интеллектуальных

систем? В условиях цифровизации и внедрения интеллектуальных систем в

образовательный

процесс,

каким

образом

изменяется

распределение

ответственности за результаты и качество обучения между проводниками

(бывшими учителями), администрацией школы и родителями? Насколько

меняется роль каждого из участников образовательного процесса по

сравнению с традиционной моделью школы? Способствует ли такой формат

гармоничному развитию коммуникативных, эмоциональных и социальных

компетенций, или, напротив, создает риски из-за минимизации "человеческого

фактора"? Будет ли такая школа усиливать социальное расслоение из-за

ограниченного доступа, и что необходимо предпринять для распространения

инноваций в массовое образование? Безусловно, с развитием технологий

образование также должно меняться, открывая новые возможности для

индивидуализации и саморазвития.

Однако дать однозначную оценку

эффективности подобной инновационной модели можно будет только со

временем,

когда появятся первые результаты обучения и станет ясно,

оправдает ли себя такой подход как в интеллектуальном, так и в социальном

плане.

В условиях социальных перемен не менее актуальной становится и

проблема выбора между элитарным и эгалитарным образованием [3]. С одной

стороны, система образования охватывает все социальные группы и классы

общества. С ее помощью поколения и социальные группы осуществляют

передачу друг другу культурных ценностей, всевозможных образцов и

стереотипов действий и мышления. С другой стороны, в современном социуме

на всех уровнях — от научно-технического сектора до сферы духовной

культуры

проявляется

острая

необходимость

целенаправленной

подготовки профессиональной элиты. При этом речь идет не только о таких

традиционно престижных профессиях, как ученые, государственные деятели,

врачи, педагоги, юристы, экономисты и представители творческих профессий,

но и о формировании высококвалифицированных специалистов рабочих

специальностей.

Важно создавать условия для развития промышленной

рабочей элиты, обеспечивая подготовку мастеров своего дела: слесарей-

инструментальщиков,

токарей

высокой

квалификации

и

других

квалифицированных специалистов. Как найти баланс между стремлением к

образовательной справедливости и необходимостью развития одарённых,

талантливых учеников в системе образования?

Ведёт ли преобладание

элитарных моделей образования к социальному прогрессу или увеличивает

неравенство? Не теряет ли общество при эгалитарном подходе стимул к

развитию талантов?

Совершенствование

образовательной

системы

должно

отвечать

актуальным потребностям общества, обеспечивая как равный доступ к

знаниям для всех социальных групп, так и создание условий для раскрытия и

поддержки профессиональных и творческих талантов. Только такой подход

позволит эффективно сочетать принципы социальной справедливости с

задачами формирования профессиональной элиты, способной обеспечить

устойчивое развитие современного общества.

Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий

педагогической этики [4]. Его основа - объективные и актуальные потребности

общества

в

обучении

и

воспитании

подрастающих

поколений.

Без

профессиональных знаний, психолого-педагогических умений и гибкости

педагог не сможет полноценно реализовать свои обязанности. Педагогическая

компетентность обеспечивает качественное выполнение педагогического

долга.

Большинство

отечественных

авторов

определяют

педагогическую

компетентность

как

интегральную

характеристику

личности

учителя,

включающую систему профессионально значимых качеств, необходимые для

достижения достаточно высокого уровня педагогического мастерства [5].

Популярные зарубежные модели профессиональной компетентности учителя,

основанные преимущественно на бихевиористских и необихевиористских

концепциях Б. Скиннера, Д. Брунера, А. Бандуры и др., сосредотачивают

основное внимание на практических аспектах – владении знаниями и

разнообразными педагогическими технологиями. Однако до настоящего

времени ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе не

сложилось единого мнения относительно того, какие именно качества

личности должны входить в понятие педагогической компетентности.

К классическим трактовкам данной проблемы относятся труды Н.Д.

Левитова и Ф.Н. Гоноболина, выполненные в 1940–1960-е годы, когда

формировался идеал советского педагога. В работах этих ученых, при

описании совокупности качеств, характеризующих лучших представителей

профессии того времени, особое место отводилось направленности личности

Н.Д.

Левитова)

либо

передовой

мировоззренческой

позиции

и

целеустремлённости (у Ф.Н. Гоноболина). Исследователи подчеркивали, что

компетентный учитель должен быть многогранной личностью, обладающей

активной гражданской позицией и стремлением служить обществу.

Эта

ценностная установка, по их мнению, сочетается с рядом индивидуальных

характеристик:

искренней любовью к детям; развитой нравственностью

(гуманизм, чувство справедливости, требовательность к себе и другим);

широкими

познавательными

интересами

и

общей

эрудицией;

оптимистическим настроем (жизнерадостность, бодрость); умением управлять

своими

эмоциями;

педагогическим

тактом (чуткостью,

способностью

индивидуально

подходить

к

каждому

ученику)

и

интуицией

в

образовательных ситуациях (умением быстро распознавать особенности

личности ученика и улавливать тонкости атмосферы в классе).

Другие авторы (Н.В. Кузьмина

[6], В.А. Сластенин [1]

и др.)

рассматривают педагогическую компетентность как наиболее устойчивые

свойства

личности.

Например,

В.

А.

Сластенин

указывает

такие

характеристики, как педагогическая рефлексия; эмоциональная устойчивость;

учет

индивидуальных особенностей,

склонностей, характера педагога;

положительное отношение к труду. По мнению А.К. Марковой [7] и Л.М.

Митиной [8] профессиональная компетентность предполагает совокупность

трех

сторон:

педагогической

деятельности,

педагогического

общения,

личности педагога.

Согласно

профессиональному

стандарту

педагога,

утверждённому

приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 18 октября 2013 года

№544н,

педагогическая

компетентность — это совокупность

профессиональных и личностных качеств педагога,

необходимых для

успешной педагогической деятельности [9]. Требования к уровню подготовки

учителя также зафиксированы в профессиональном стандарте педагога. Среди

необходимых педагогу компетенций указаны следующие: умение общаться с

детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; умение развивать

эмоционально-ценностную

сферу

ребенка;

умение

выстраивать

взаимоотношения (сотрудничать) со всеми субъектами образовательного

процесса.

Основываясь на изложенном выше, можно заключить, что учитель

сталкивается

с

высокими

требованиями,

формируемыми

обществом,

государством

и

профессиональным

сообществом.

При

этом

следует

учитывать, что процесс профессионального развития педагога осуществляется

на протяжении всей его трудовой деятельности. Какие из перечисленных

качеств педагогу следует развивать в первую очередь? Каким образом педагог

может

сохранять

баланс

между

развитием

личных

качеств

и

профессиональных компетенций? Какие условия способствуют поддержанию

такого равновесия в педагогической деятельности? В этой связи вопросы,

связанные с содержанием, направленностью и условиями формирования

профессиональной компетентности учителя, остаются актуальными и требуют

дальнейшего осмысления в педагогической науке.

В последние десятилетия международные исследования фиксируют

глобальный рост тревожности [10]. В 2013 году в рейтинге стран мира, жители

которых больше всего страдают от стресса и депрессии, Россия заняла 25-е

место из 74 возможных. Спустя 8 лет, в 2021 г.,

по данным Statista

(Международной компании по сбору и анализу данных), Россия поднялась на

4-е место среди стран по уровню депрессии и тревожности. Особо уязвимым в

данной

ситуации

становится

молодое

поколение,

стоящее

перед

необходимостью

делать

выбор

и

определяться

в

профессиональном,

личностном и жизненном планах. Необходимость отвечать на вызовы времени

определяет актуальность задачи развития эмоциональной саморегуляции как

для молодых людей, так и для педагогов.

Таким образом, в современных условиях возросших требований к

учительской профессии одной из ключевых задач становится развитие

эмоционального интеллекта у педагогов. Недостаточный уровень эмпатии,

слабые навыки управления своими эмоциями и эмоциональным климатом в

классе могут снижать эффективность образовательного процесса и качество

педагогического взаимодействия [11]. Для обозначения ряда способностей и

качеств личности, связанных с осознанием эмоций и обработкой информации,

содержащейся в них, а также управлением эмоциональным состоянием

принято использовать понятие эмоционального интеллекта. Эмоциональный

интеллект – это совокупность эмоциональных, личностных и социальных

способностей, которые оказывают влияние на общую способность человека

справляться с требованиями и давлением окружающей среды [12]. Развитый

эмоциональный интеллект позволяет субъекту чувствовать себя устойчиво в

нестабильных ситуациях благодаря способности к адекватному считыванию,

интерпретации и передаче эмоциональных сигналов [13]. Это, в свою очередь,

повышает эффективность и производительность труда

[14],

развивает

способность

решать

конфликты

и

быть

удовлетворенным

жизнью,

самоактуализироваться

[15].

На основании вышеизложенного возникают

следующие вопросы, требующие теоретического осмысления и дальнейшего

исследования. Насколько важно интегрировать развитие эмоционального

интеллекта в образовательные программы педагогических вузов? Какие

компоненты

эмоционального

интеллекта

наиболее

значимы

в

профессиональной деятельности современного педагога? Какими методами и

средствами возможно эффективное развитие эмоционального интеллекта у

учителей в процессе их профессиональной подготовки и деятельности? В

какой

степени

развитие

эмоционального

интеллекта

способствует

профилактике профессионального выгорания и психологического дистресса у

педагогов?

Каковы эффективные формы оценки и диагностики уровня

эмоционального интеллекта среди педагогов?

В большинстве педагогических вузов основное внимание уделяется

формированию профессиональных компетенций, в то время как развитию

эмоционального интеллекта будущих учителей уделяется недостаточно

времени и ресурсов. Это может приводить к трудностям в управлении

собственными эмоциями, затруднениям во взаимодействии с учащимися и

коллегами, а также снижению качества образовательного процесса.

XXI век подвергает российское общество серьёзным испытаниям. В

последние годы наблюдается тенденция к утрате ключевых жизненных

ценностей: уважения к человеку, ценности его жизни и здоровья, чувства

Родины,

патриотизма и гражданской ответственности. Очевидно,

что

общество, утратившее духовные и нравственные ориентиры, оказывается под

угрозой распада. В этой связи особое значение приобретает патриотическое

воспитание детей в школе [16]. В условиях подобных вызовов перед

педагогикой встают вопросы особой значимости: какими средствами и

методами учителю возможно эффективно формировать патриотизм и

гражданскую ответственность у школьников? Возможна ли успешная работа

по патриотическому воспитанию на каждом уроке вне зависимости от

предмета,

или эта задача преимущественно относится к деятельности

классного руководителя? Каковы профессиональные и личностные качества,

необходимые педагогу для развития у детей чувства уважения к Родине?

Решение данных вопросов становится необходимым условием духовно-

нравственного развития подрастающего поколения.

В заключение обратимся к мыслителям древности. Древнегреческие

философы дали педагогике бесценные мысли о воспитании [17]. Идеи о

педагогике отразились в трудах философов Демокрита, Сократа, Платона,

Аристотеля и других. Их взгляды были связаны с формированием разумной и

нравственной личности,

они заложили основы педагогической мысли.

Демокрит считал естественным прибегать к принуждению в отношении

учащихся: «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни

грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, –

стыду». Он также призывал педагогов воспитывать у своих учеников чувство

долга и ответственности: «Наихудшее из того,

чему может научиться

молодежь, – легкомыслие». Сократ видел главную задачу наставника в том,

чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. Аристотель писал:

«Воспитатели ещё более достойны уважения, чем родители, ибо последние

дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь». В трактате «Законы»

Платон

изложил

свои

педагогические

воззрения,

особенно

выделив

социальные функции воспитания – «сделать совершенным гражданином,

умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

Таким образом,

вопросы педагогики,

стоящие перед современным

обществом, во многом восходят к идеям,

сформулированным ещё в

античности.

Вклад древнегреческих мыслителей остаётся актуальным и

сегодня, напоминая нам о высокой ответственности педагога за формирование

не только знаний, но и нравственного облика личности. Осознание глубины и

многоаспектности

педагогических

проблем

требует

дальнейших

размышлений

и

поиска

эффективных

решений,

чтобы

образование

продолжало служить развитию гармоничной,

ответственной и духовно

богатой личности.

Список литературы

1.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для

студ. учреждений высш, образования / под ред. В.А.Сластенина. — 12-

е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 608 с. —

(Сер. Бакалавриат).

2.

The Wall Street Journal, August, 2025: IBill Ackman’s New Pet Project Is a

School That Embraces AI and Rejects DEI

3.

Ореховская Н.А. Эгалитарность или элитарность университетского

образования: каков тренд эпохи глобализации? // Казанский

педагогический журнал . - 2019 . - №1. - С. 201-204

4.

Професиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие /

Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: 2014.- 203 с.

5.

Фоминова, А.Н. Педагогическая психология. Учебное пособие / А. Н.

Фоминова, Т.Л. Шабанова. – М.: Флинта, 2011. – 325 с.

6.

Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера

производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М.,1990. – 119 с.

7.

Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.:

Просвещение, 1993. – 192 с.

8.

Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития

учителя: Уч. Пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / Л.М.

Митина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

9.

«Профессиональный стандарт педагога (учителя, воспитателя)»

(утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. №544н).

10.Нетребина Ю.С., Артамонова Я.В., Чикарова Г.И. Социальная

тревожность населения России: типы и группы риска (на материалах

всероссийских опросов населения 2021–2022 гг.) // Векторы

благополучия: экономика и социум. - 2025 - Т.53.№1. - С. 138-157

11.Аширова Е.П., Денисова А.А. Развитие эмоционального интеллекта

педагогов как фактор готовности к профессиональной деятельности //

Проблемы современного педагогического образования. 2018. Nº 59-3.

С. 44-48.

12.Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха

/ Г. Орме. – М.: «КСП+», 2003. – 272 с.

13.Серафимович И.В. Эмоциональный интеллект — предиктор

профессионализма педагога? / И.В. Серафимович, Н.Н. Посысоев //

Образовательная политика. 2020. — № 2 (82). — С. 106–114

14.Карпов А. В., Петровская А. С. Психология эмоционального

интеллекта: теория, диагностика, практика: монография. Ярославль:

ЯрГУ, 2008. 349 с.

15.Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор

самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От

процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.:

ИП РАН, 2009. 348 с.

16.Абдулова Д.Ш. Патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста в Российской Федерации // Образование в информационный

век: Новая реальность профессионального развития и воспитания. - М.:

Перо, 2022. - С. 13-17.

17.Кулганов В. История педагогики и образования: Учебник для вузов.

Стандарт третьего поколения. / В. Кулганов, Е. Николаева, П.

Юнацкевич. - Санкт-Петербург : Питер, 2021. - 256 с.



В раздел образования