Автор: Мегежекская Александра Ивановна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБУ ДО ЦПМССС
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Кинезиологические мячи и мешочки как эффективный инструмент в коррекции мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: дополнительное образование
Кинезиологические мячи и мешочки как эффективный инструмент в коррекции мышления
у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В
своей
работе
я
использую
кинезиологические
мячи
и
мешочки.
Кинезиологические мячи и мешочки являются эффективным инструментом для коррекции
мышления у детей с ОВЗ, поскольку они способствуют развитию высших психических
функций и межполушарного взаимодействия через ритмичные движения. Регулярные
упражнения с ними улучшают координацию, концентрацию внимания, память, речь и
пространственное мышление, что положительно влияет на академическую успеваемость,
усидчивость и саморегуляцию.
Как работают кинезиологические мячи и мешочки:
Развитие межполушарного взаимодействия: Упражнения, где нужно кидать мяч одной
рукой, а ловить другой, или перекладывать мяч за спиной, задействуют оба полушария
мозга и помогают синхронизировать их работу.
Улучшение зрительно-моторной координации: Концентрация взгляда на движущемся
объекте и одновременное выполнение движений рукой развивают связь между глазами и
рукой.
Формирование чувства ритма: Ритмичные упражнения, такие как броски и ловля мяча в
определенном темпе, тренируют восприятие и воспроизведение ритма, что напрямую
связано с формированием навыков речи.
Развитие
мелкой
и
крупной
моторики:
Упражнения
с
перекладыванием
мячей,
жонглированием, а также ходьбой с мешочком на голове способствуют развитию ловкости
и координации движений в целом.
Улучшение концентрации и усидчивости: Выполнение инструкций и концентрация на
задаче во время игры тренируют внимание и самоконтроль, делая ребенка более
усидчивым.
Коррекция проблем с письмом и чтением: Тренировка кисти улучшает почерк, а развитие
зрительно-моторной координации и концентрации упрощает процесс чтения.
Для кого подходят занятия:
Детям с трудностями в обучении, включая дислексию и дисграфию.
Детям с гиперактивностью и СДВГ.
Детям с аутизмом.
Детям с нарушениями мелкой и крупной моторики.
Детям с задержкой психического развития (ЗПР).
Примеры упражнений:
Перебрасывание мяча из руки в руку перед собой или за спиной.
Ловля мяча после отскока от пола, от одной руки к другой.
Подбрасывание мяча одной рукой и ловля другой.
Ходьба с мешочком на голове для развития равновесия и осанки.
Жонглирование двумя мячиками.
Диагностика:
2024-2025
2025-2026
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
5
Заглавие диаграммы
Ряд 1
Ряд 2
Ряд 3
Заключение:
Таким образом, за два года использования в работе кинезиологических мячей и мешочков
улучшилось у детей координация движений, концентрация
внимания, ловкости, и
сохранился позитивный настрой на занятиях.
Литература:
Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. — М.: Частное
Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.
Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С.
Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина. — 2009. — 3 (май-июнь).
Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М., 1994.
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. —
М.: Академия, 2002.
Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. — М.:
Аркти, 2003.
Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦ Сфера, 2008.
Теоретические аспекты кинезиологии в области интеллектуального развития детей
дошкольного возраста// М. Э. Бабаян
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления
межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие — М., 1999.