Напоминание

«Как наши слова влияют на наши дела»


Автор: Беляева Екатерина Александровна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБУДО "МЦДТ г. Челябинска"
Населённый пункт: города Челябинска
Наименование материала: Занятие для подростков 14-17 лет в рамках городского конкурса авторских практик «Как слово наше отзовётся»
Тема: «Как наши слова влияют на наши дела»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конкурс авторских практик «Как слово наше отзовётся…»

Занятие для подростков 14-17 лет на тему:

«Как наши слова влияют на наши дела»

Цель занятия: Сформировать у подростков понимание взаимосвязи

между словами и действиями, а также показать, как речь влияет на успех в

разных профессиях.

Задачи занятия:

1.

Показать, как слова формируют мысли, поступки и окружающую

реальность.

2.

Обсудить профессии, где речь напрямую влияет на результат.

3.

Развить

навыки

осознанного

выбора

слов

для

мотивации

и

продуктивности.

4.

Создать визуальное напоминание (отрядный уголок) о важности слов в

жизни.

Форма и методы занятия:

Форма: Интерактивный тренинг с элементами дискуссии и групповой

работы.

Методы:

1. Мини-лекция (теория о влиянии слов).

2. Мозговой штурм (профессии, где важна речь).

3. Работа с карточками (выбор и обсуждение слов).

4. Творческая визуализация (оформление отрядного уголка).

5. Рефлексия (обсуждение итогов).

Ход занятия:

1. Введение (10 мин)

Ведущий:

Задает вопрос: «Как вы думаете, могут ли обычные слова влиять на

нашу жизнь? Приведите примеры».

Кратко объясняет:

Психологический аспект (как слова программируют мышление: «Я

смогу» или «У меня не получится»).

Социальный аспект (как слова влияют на отношения).

Практический аспект (как речь помогает или мешает в учебе и работе).

2. Блок «Профессии, где слова решают всё» (15 мин)

Задание:

Участники называют профессии, где от слов зависит результат

(например: учитель, психолог, юрист, продавец, актер, политик, журналист,

переговорщик).

Обсуждение в мини-группах:

Как слова помогают или вредят в этих профессиях?

Какие фразы могут привести к успеху/провалу? (Пример: «Это

невозможно» или «Давайте найдем решение»).

3. Упражнение «Мои слова — мои действия» (20 мин)

Каждый участник получает набор карточек со словами (уверенность,

страх, ответственность, доверие, критика, мечта, дисциплина).

Выбирают 1-2 слова, которые:

Сейчас на них влияют.

Хотят добавить в свою жизнь.

Обсуждение в кругу:

Почему выбрали эти слова?

Как они связаны с вашими поступками?

4. Создание «Уголка силы слов» (15 мин)

Участники наклеивают выбранные слова на общий плакат, оформляя

его как:

«Дерево решений» (слова-«листья»).

«Карта успеха» (слова-«ключи»).

5. Рефлексия (10 мин).

Предполагаемый результат:

1. Подростки осознают силу слов и их влияние на действия.

2. Увидят связь между речью и профессиональным успехом.

3.

Создадут

мотивирующий

арт-объект

(отрядный

уголок)

для

напоминания о важности слов.

4. Сформулируют личные установки для повседневной жизни.

Сценарий занятия.

I. Введение

1. Приветствие и настройка группы (2 минуты)

Ведущий: Ребята, сегодня мы поговорим о том, что на первый взгляд

кажется простым и обычным — о наших словах. Но задумывались ли вы, что

слова — это не просто набор звуков? Они могут вдохновлять или

останавливать, объединять или разрушать, и самое главное — они напрямую

влияют на то, что мы делаем. Давайте вместе разберёмся, как это работает.

2. Провокационный вопрос для вовлечения (3 минуты)

«Представьте ситуацию: два человека готовятся к экзамену. Один

постоянно повторяет: «Я ничего не знаю, я не сдам». Другой говорит: «Я

подготовился, у меня получится». Как вы думаете, чей результат будет

лучше? Почему?»

Выслушать 2-3 ответа детей.

Подвести к мысли: «Слова создают настрой, а настрой влияет на

действия. То, что мы говорим, становится нашей реальностью.»

3. Мини-лекция о силе слова (5 минут)

Ведущий:

В

психологии

есть

понятие

«самоисполняющееся

пророчество» — если мы постоянно повторяем какую-то мысль, наш мозг

начинает верить в неё и действовать соответственно. Например:

Если человек говорит: «Я неудачник», он подсознательно избегает

возможностей.

Если говорит: «Я справлюсь», ищет способы решить проблему.

Но важно и то, как мы говорим с другими. Одно грубое слово может

испортить отношения, а вовремя сказанная поддержка — помочь кому-то

поверить в себя.

Сегодня мы:

Узнаем, в каких профессиях слова решают всё.

Выберем слова, которые помогают нам двигаться вперёд.

Создадим напоминание о том, какую силу они имеют."

4. Переход к основной части (1 минута)

Ведущий: "Давайте начнём с самого интересного — какие профессии

не существуют без «правильных» слов? Кто назовёт первую?" → Переход к

блоку о профессиях.

II Блок «Профессии, где слова решают всё»

1. Ввод в тему (2 минуты)

Ведущий: Давайте подумаем: в каких профессиях от одного сказанного

слова может зависеть успех или провал? Например, представьте адвоката в

суде — его речь может спасти человека или погубить его. Или ведущего на

мероприятии — от его слов зависит атмосфера всего праздника. Какие ещё

профессии вы вспоминаете?

(Записать ответы на доске/флипчарте)

2. Мозговой штурм «Слова = Результат» (5 минут)

Задание:

Разделить участников на 2-3 команды.

Каждая команда получает 2 профессии из списка (например: учитель,

психолог, продавец, политик, журналист, актёр, переговорщик, врач).

За 3 минуты нужно:

Написать 3 фразы, которые приводят к успеху в этих профессиях.

Написать 3 фразы, которые могут всё испортить.

Пример для профессии Учитель:

"Давай разберёмся вместе, у тебя получится!" → Ученик старается.

"Ты никогда это не поймёшь" → Ученик сдаётся.

3. Презентация и обсуждение (5 минут)

Каждая команда зачитывает свои примеры.

Акцент на выводе: «Одна и та же мысль, сказанная по-разному, может

дать противоположный результат. В этих профессиях слова — это

инструмент, как молоток у строителя.»

Дополнительные вопросы:

Как вы думаете, почему в этих профессиях нельзя говорить первое, что

приходит в голову?

Приведите пример, когда чьи-то слова сильно повлияли на вас

(положительно или отрицательно).

4. Интерактив «Профессия мечты» (3 минуты)

Упражнение:

Каждый участник выбирает профессию своей мечты (или ту, которая

кажется интересной).

За 1 минуту нужно придумать одну мотивирующую фразу, которая

поможет в этой профессии.

Примеры:

Программист: "Каждая ошибка — шаг к идеальному коду."

Врач: "Я вас выслушаю, мы найдём решение."

Итог блока:

Ведущий: Теперь вы видите, что в многих профессиях слова — это не

просто речь, а рабочий инструмент. Но даже если вы не станете юристом или

актёром, осознанное использование слов поможет вам в учёбе, дружбе и

любом деле.

Переход к следующему блоку:

"А теперь давайте подумаем, какие слова влияют лично на вас..." →

Упражнение с карточками.

III Блок упражнение «Мои слова — мои действия» (20 минут)

1. Подготовка (3 минуты)

Ведущий: Сейчас каждый из вас получит набор карточек со словами.

Эти слова — как зеркало: они отражают то, что уже есть в вашей жизни, или

то, что вы хотите в неё привнести. Ваша задача — выбрать 1-2 слова,

которые:

- Сейчас сильно на вас влияют (например, мешают или помогают).

- Вы бы хотели сделать своими «помощниками» в будущем."

- Раздать карточки (заранее подготовленные, размером с визитку).

Примеры

слов:

уверенность,

команда,

дружба,

труд,

Родина,

профессия, опыт и др.

2. Индивидуальная работа (5 минут)

Участники выбирают слова, которые их «цепляют».

Задание подумать и объяснить:

- Почему я выбрал(а) это слово?

- Как оно проявляется в моей жизни?

- Что я могу изменить, если заменю его на другое слово?

3. Работа в парах (7 минут)

Объединиться по 2 человека.

Задача:

Поделиться своими словами и ответами на вопросы.

Дать друг другу совет: как превратить «слова-препятствия» в «слова-

ресурсы».

4. Групповое обсуждение (5 минут)

Добровольцы называют свои слова и выводы.

Определить:

Как слова связаны с поступками?

Кто заметил, что уже использует «сильные» слова осознанно?

Важные вопросы:

Какое слово было самым неожиданным для вас сегодня?

Как вы будете применять эту осознанность в жизни?

Визуализация (переход к следующему блоку):

Ведущий: Теперь давайте перенесём эти слова на наш общий «уголок

силы» — пусть они напоминают нам о выборе, который мы делаем каждый

день.

(Участники переходят к оформлению отрядного уголка, наклеивая свои

слова.)

Финальные слова ведущего:

«Теперь вы знаете: слова — это не просто звуки. Они строят мосты или

стены, запускают действия или останавливают их. Какой выбор сделаете

вы?»

Заключение:

Проведенное

занятие

успешно

достигло

поставленных

целей,

предоставив участникам не только теоретические знания, но и практические

инструменты для самосовершенствования. Интерактивный формат и личная

вовлеченность

каждого

участника

создали

условия

для

глубокого

осмысления темы и формирования устойчивой мотивации к изменению

речевых привычек.



В раздел образования