Напоминание

Опыт формирования функциональной грамотности на уроках математики


Автор: Новикова Анастасия Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ п.Пятидорожное"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Опыт формирования функциональной грамотности на уроках математики
Раздел: начальное образование





Назад




ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Введение

Современная образовательная парадигма претерпевает

значительные изменения, смещая акцент с усвоения суммы знаний на

формирование у обучающихся способности применять эти знания в

реальных жизненных ситуациях. Ключевым понятием в этом контексте

становится функциональная грамотность, которая понимается как

интегративное качество личности, выражающееся в готовности и

способности эффективно решать разнообразные практические

задачи, используя приобретенные в школе знания, умения и навыки. В

системе начального общего образования математика занимает

особое место, поскольку ее инструментальный характер

предоставляет уникальные возможности для формирования основ

функциональной грамотности. Однако традиционный подход,

ориентированный преимущественно на вычислительные навыки и

решение типовых задач, оказывается недостаточным для достижения

этой цели. В связи с этим актуализируется потребность в

систематизации и анализе конкретного педагогического опыта,

направленного на интеграцию компонентов функциональной

грамотности в структуру урока математики в начальной школе. Цель

данной статьи заключается в теоретическом обосновании и

практическом описании системы работы по формированию

функциональной грамотности младших школьников в процессе

обучения математике.

1. Теоретико-методологические основы формирования

функциональной грамотности на уроках математики

Функциональная грамотность в рамках предмета «Математика» не

является синонимом вычислительной техники или умения решать

учебные задачи. Это метапредметный результат, предполагающий

способность использовать математические знания и способы

деятельности для:

Понимания и интерпретации информации, представленной в

различной форме (тексты, таблицы, диаграммы, схемы).

Моделирования реальных ситуаций на языке математики.

Проведения рассуждений и аргументации принятых решений.

Применения математических инструментов для решения

практических проблем из повседневной жизни, профессиональной и

социальной сфер.

Методологической основой для такой работы служит системно-

деятельностный подход, в рамках которого знания не преподносятся в

готовом виде, а добываются учащимися в ходе решения системы

учебно-практических задач. Урок математики трансформируется из

занятия по «прохождению программы» в площадку для исследования,

моделирования и проектирования.

Ключевыми компонентами функциональной математической

грамотности, на формирование которых должна быть направлена

работа, являются:

1. Читательская грамотность в математическом контексте: умение

внимательно прочитать условие задачи, выделить ключевые данные,

понять вопрос, отсечь второстепенную информацию.

2. Естественно-научная грамотность: понимание связи

математических моделей с реальными физическими, биологическими

и другими процессами.

3. Финансовая грамотность: умение производить элементарные

расчеты бюджета, понимать смысл процентов, скидок, расчетов при

покупках.

4. Креативное мышление: поиск нестандартных способов решения

практических проблем.

5. Глобальные компетенции: осознание роли математики в решении

общечеловеческих задач (экология, планирование, ресурсы).

2. Практический опыт формирования функциональной

грамотности: система методов и приемов

Опыт работы показывает, что формирование функциональной

грамотности не может быть эпизодическим. Оно требует

целенаправленного включения в урок специально сконструированных

заданий и изменения методического аппарата.

2.1. Работа с контекстом: от учебной задачи к жизненной

ситуации

Первый и ключевой шаг – отказ от абстрактных, оторванных от жизни

условий. Задачи должны быть погружены в знакомый или

познавательный для ребенка контекст.

Прием «Жизненный сюжет». Вместо задачи «В магазине было 50 кг

яблок, продали 15 кг. Сколько осталось?» предлагается задание:

«Мама дала тебе 200 рублей и попросила купить хлеб за 35 рублей и

молоко за 85 рублей. Составь план покупки: хватит ли денег? Сколько

сдачи ты должен получить? Не забудь, что тебе нужно купить пакет за

5 рублей». Такое задание требует не только вычитания, но и анализа

условий, планирования последовательности действий и учета всех

факторов.

Прием «Работа с информационными источниками». Учащимся

предлагаются фрагменты рекламных листовок из магазинов,

расписания движения автобусов, простые графики погоды, таблицы

калорийности продуктов. Задания формулируются как

исследовательские: «Сравни цены на молоко в двух магазинах. В

каком выгоднее покупать?», «Рассчитай, успеешь ли ты на

тренировку, если выйдешь из дома в 14:15, а автобус по расписанию

приходит в 14:25? Путь до спортзала занимает 15 минут», «Помоги

бабушке рассчитать калорийность завтрака, если она съела 100 г

творога (указана калорийность на 100 г) и 50 г банана».

2.2. Развитие математической речи и аргументации

Функционально грамотный человек не только получает ответ, но и

может объяснить, как он к нему пришел и почему его решение верно.

Прием «Объясни решение». После решения задачи ученик не просто

называет ответ, а подробно рассказывает, что он узнал первым

действием, что – вторым и почему именно эти действия привели к

цели. Это формирует логику рассуждения.

Прием «Докажи или опровергни». Учитель предлагает утверждение:

«Если периметр фигуры больше, то и площадь ее всегда больше».

Учащиеся на конкретных примерах (например, сравнивая длинную

узкую полоску и компактный квадрат) должны провести исследование,

сделать вывод и аргументировать его.

Прием «Составь задачу для одноклассника». Это задание высшего

порядка, так как требует от ребенка глубокого понимания структуры

задачи, математических отношений и умения их транслировать.

2.3. Проектная и исследовательская деятельность

Мини-проекты на уроках математики позволяют интегрировать знания

из разных областей и применять их для решения комплексных задач.

Проект «Мой класс». В рамках темы «Единицы измерения длины и

площади» учащиеся проводят измерения длины и ширины класса,

вычисляют его площадь и периметр. Рассчитывают, сколько

линолеума потребуется для ремонта, зная размеры рулона.

Исследуют, сколько банок краски нужно для покраски стен, используя

данные о расходе краски на 1 кв.м. с упаковки.

Проект «Семейный бюджет». Изучая тему «Деньги», дети могут

создать условный бюджет на неделю: запланировать расходы на

продукты, проезд, развлечения, сравнить планируемые и фактические

траты, рассчитать экономию.

Исследование «Погода в графиках». В течение месяца учащиеся

ежедневно записывают температуру воздуха, а затем по полученным

данным строят линейный график. Анализируют его: определяют

самую теплую и холодную погоду, среднюю температуру, делают

выводы о динамике изменения.

2.4. Использование задач с избыточными и недостающими

данными

Типовые школьные задачи чаще всего содержат ровно тот набор

данных, который необходим для решения. В реальной жизни

информация бывает избыточной или, наоборот, ее не хватает.

Задачи с избыточными данными: «На пошив одного платья нужно 3

метра ткани. В ателье было 50 метров шелка и 30 метров хлопка.

Сколько платьев можно сшить из шелка?». Данные о хлопке являются

избыточными и должны быть проигнорированы учеником.

Задачи с недостающими данными: «Хватит ли 500 рублей, чтобы

купить 2 кг яблок?» Для ответа на вопрос ребенку необходимо понять,

какой информации не хватает (цены за 1 кг), и либо запросить ее,

либо сделать предположение, основанное на собственном опыте.

3. Анализ результатов и диагностика сформированности

функциональной грамотности

Оценка эффективности описанной работы требует использования

инструментов, отличных от стандартных контрольных работ на

вычисление. Основными методами диагностики являются:

Комплексные диагностические работы, включающие задания из

международных исследований качества образования (PISA). Эти

задания, как правило, являются практико-ориентированными,

содержат текст с избыточной информацией, требуют интерпретации

данных из таблиц или графиков и развернутого ответа с объяснением.

Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе решения

практических задач: насколько уверенно они ориентируются в

условии, задают ли уточняющие вопросы, могут ли предложить

разные способы решения.

Анализ продуктов проектной деятельности (презентации, модели,

отчеты), который позволяет оценить умение планировать, собирать и

обрабатывать данные, делать выводы.

Опыт показывает, что систематическое применение такой системы

работы приводит к заметным положительным результатам. У

учащихся формируется устойчивый интерес к математике как к

полезному инструменту, а не как к набору абстрактных правил. Они

начинают видеть математические закономерности в окружающем

мире, более осознанно подходят к чтению условия задачи,

демонстрируют большую самостоятельность в поиске решений и

развивают критическое мышление.

4. Проблемы и перспективы развития практики формирования

функциональной грамотности

Несмотря на очевидную эффективность, внедрение данного подхода

сопряжено с рядом трудностей.

Дефицит учебного времени. Интеграция проектов и работы с

контекстными задачами требует больше времени, чем решение задач

из учебника.

Недостаточная готовность части педагогов. Традиционная

методика преподавания математики часто доминирует, а для работы

в новом формате учителю необходимо самому обладать высоким

уровнем функциональной грамотности и креативностью.

Необходимость в специальных дидактических

материалах. Существующие учебники далеко не всегда содержат

достаточное количество заданий требуемого типа.

Перспективы видятся в следующих направлениях:

1. Разработка и внедрение в практику банка учебно-практических

заданий для каждого класса, сгруппированных по темам и

компонентам функциональной грамотности.

2. Систематическое повышение квалификации

педагогов, направленное не только на знакомство с теорией, но и на

практику конструирования таких заданий.

3. Активное использование цифровых образовательных

сред, которые позволяют моделировать реальные ситуации

(виртуальные магазины, планировщики бюджета, конструкторы

графиков).

Заключение

Таким образом, формирование функциональной грамотности на

уроках математики в начальной школе – это не модное веяние, а

объективная необходимость, продиктованная запросом общества на

человека, способного к адаптации и решению практических проблем.

Опыт показывает, что это достижимо при условии системной

перестройки содержания и методики урока. Ключевыми элементами

успеха являются: отказ от абстрактности в пользу жизненных

контекстов, акцент на развитии математической речи и аргументации,

интеграция проектной деятельности и использование задач,

имитирующих реальные ситуации с их неопределенностью и

избыточностью данных. Результатом такой работы становится не

просто успеваемость по предмету, а становление мыслящей,

самостоятельной личности, для которой математика становится

надежным инструментом для познания и преобразования

окружающего мира. Дальнейшее развитие этого педагогического

опыта видится в его массовой диссеминации и создании комплексных

методических комплексов, поддерживающих учителя в этой важной и

сложной работе.



В раздел образования