Автор: Никонова Оксана Сериковна
Должность: преподаватель академического вокала, хора
Учебное заведение: МБУДО "Старомайнская ДШИ"
Населённый пункт: Ульяновская область, р.п. Старая Майна
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Раннее эстетическое развитие»
Тема: Раннее эстетическое развитие
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Старомайнская детская школа искусств»
муниципального образования «Старомайнский район»
Ульяновской области
Рассмотрена
Методическим советом
МБУДО
«Старомайнская ДШИ»
протокол № ___
от «__» 2025 г
Принята
Педагогическим советом
МБУДО
«Старомайнская ДШИ»
протокол № _____
от «___» 2025 г
УТВЕРЖДАЮ
и.о.Директора МБУДО
«Старомайнская ДШИ»
«__» 2025 г.
_______________ Е.А Шабунина
Приказ №__ от «___»____ 2025 г.
Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа
в области музыкального искусства
«Раннее эстетическое развитие»
Старая Майна
2025г.
2
Структура образовательной программы
№
п/
п
Наименование раздела
страницы
1.
2.
3.
1.
Пояснительная записка:
-Аналитическое обоснование образовательной программы;
-Цели и задачи программы;
-Срок реализации образовательной программы
4-7
2.
Перечень рабочих программ для освоения обучающимися
программы «Раннее эстетическое развитие»
7
3.
Планируемые результаты освоения
7-10
4.
Учебныйплан
10-11
5.
График образовательного процесса
12
6.
Система и критерий оценок промежуточной и итоговой
аттестации результатов освоения обучающимися
общеразвивающей образовательной программы «Раннее
эстетическое развитие»
13
7.
Программа творческой, методической и культурно-
просветительской деятельности школы
14-15
8.
Материально-техническая база
16
9.
Кадровый состав
16
3
I. Пояснительная записка
1.
Аналитическое обоснование образовательной программы
Дополнительная
общеразвивающая
образовательная
программа
раннее
эстетическое развитие разработана с учѐтом рекомендуемых Министерством
культуры
Российской
Федерации
примерных
учебных
планов
(Письмо
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-
ГИ), а также рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,
во исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»,с учётом кадрового потенциала и материально-
технических условий МБУ ДО«Старомайнская детская школа искусств» МО , а
также с учетом многолетнего педагогического опыта в области раннего
эстетического развития в детских школах искусств.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа раннего
эстетического развития является системой учебно-методических документов,
сформированной на основе Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств в детских школах искусств по видам искусств.
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект
развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является
аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики
дошкольного
воспитания
детей.
Важным
целеполагающим
аспектом
дошкольного
воспитания
детей
сегодня
является
формирование
мировосприятия ребенка, ориентированного его развития на общечеловеческие
духовные ценности.
Среди
множества
факторов,
обуславливающих
развитие
ребенка-
дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной
творческой
деятельности,
присвоения
ценностей
культуры,
у
ребенка
появляются
и
развиваются
творческое
воображение,
мышление,
коммуникативные навыки, основы его будущей профессии.
Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в
значительной степени зависит от педагогических и общекультурных условий, в
которых он родился и живет. Целесообразно как можно более раннее
вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Данное
условие обосновано и аргументировано свойствами быстро развивающейся
личностиребенка,егопсихофизиологическимиивозрастнымиособенностямик
4
восприятию развивающей информации различного уровня, к способности её
практического освоения.
Программа «Раннее эстетическое развитие» разработана на основе типовых
программ для ДХШ и ДШИ, способствуют эстетическому воспитанию детей и
призваны к привлечению наибольшего количества обучающихся, определению
в будущем направления их занятий в детской школе искусств.
В основе данной программы лежит масштабный образовательный блок. Его
актуальность и назначение заключается в обучении, воспитании, развитии
каждого участника образовательного процесса, в приобщении учащихся ко
всем видам деятельности, в выявлении более одаренных детей и выявление
творческой среды для их дальнейшей специализации.
Основной формой обучения дошкольников являются занятия.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что формирование
музыкально-эстетических навыков является частью общего развития
ребёнка.
Музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с
явлениями окружающего мира, без образного и абстрактного мышления,
краткосрочной и долгосрочной памяти. Поэтому занятия с детьми носят
комплексный характер, включают формирование общих предметных знаний,
умений, навыков.
Практическая деятельность в сфере искусств с раннего возраста определяет
стойкую
мотивацию и
направленность
учащихся
к
обучению,
успешное освоение
детьми
школьных
образовательных
программ
в
будущем.
Кроме
того,
раннее
музыкально-эстетическое
воспитание
даёт
результаты в развитии способностей
ребёнка
намного
более
эффективнее
и
устойчивые,
чем обучение с 7-8 лет.
Программа является нормативно-управленческим документом МБУДО
«Старомайнская
детская
школа
искусств»,
определяет
содержание
и
организацию
образовательного
процесса
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных особенностей обучающегося и направлена на:
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение
детьми
знаний,
умений
и
навыков
хорового
исполнительства;
приобретение детьми умений и навыков танцевального исполнительства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
переходу
одаренных
детей
для
обучения
на
дополнительные
общеразвивающие образовательные программы в области искусств, а также,
при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка,
возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в
5
области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области
искусств.
6
С этой целью содержание программы в области искусств основывается на
реализации учебных предметов как в области художественно-творческой
деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве.
Основываясь на достигнутых результатах и традициях детской школы
искусств, учитывая тенденции развития художественного образования в
регионе
и
России,
сформулированы
приоритетные
направления
образовательной программы:
воспитание
и
развитие
у
обучающихся
личностных
качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
формирование
у
обучающихся
эстетических
взглядов,
нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем перейти дополнительные общеразвивающие
образовательные программы в области искусств;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой
деятельности, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью,
умению
давать
объективную
оценку
своему
труду,
формированию
навыков
взаимодействия
с
преподавателями,
концертмейстерами
и
обучающимися
в
образовательном
процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам,
пониманию
причин
успеха/неуспеха
собственной
учебной
деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения
результата.
2.
Цели и задачи программы
Цели образовательной программы:
Выявлять способности ив озможности ребёнка, обогащать его духовный
мир;
развивать
в
каждом
ребёнке
заинтересованность,
музыкальную
восприимчивость, творческую активность;
прививать навыки участия в элементарном коллективном хором пении;
Задачи образовательной программы:
помочь
освободиться
от
природной
«зажатости»,
мышечной
7
напряжённости;
помочь
приобрести
индивидуальность,
смелость,
артистичность,
уверенность в себе в различных формах творческого проявления;
развивать мелкую моторику рук;
помочь
ребёнку
адаптироваться
в
коллективе
ребят,
будущих
первоклассников ;развитие творческих способностей, фантазии, воображения
детей на основе формирования начальных знаний, умений и навыков в
рисовании, лепке; создание условий для обеспечения индивидуального подхода
к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса с целью
реализации его склонностей, интересов, потребностей;
обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы
в области того или иного вида искусств.
3. Срок реализации образовательной программы.
Срок
освоения
дополнительной
общеразвивающей
образовательной
программы раннего эстетического развития детей, поступивших в МБУДО
«Старомайнская детская школа искусств» в возрасте с 5 лет до 7 лет
составляет 2 года, срок реализации программы для детей поступивших с 5 до 6
лет, составляет 1 год.
II.
Перечень рабочих программ для освоения обучающимися
дополнительной общеразвивающей образовательной программы раннего
эстетического развития детей.
Учебные предметы хореографической подготовки:
1.Рабочаяпрограммаучебногопредмета«Ритмика».
Учебные предметы
художественно–творческой подготовки:
1.Рабочаяпрограммаучебногопредмета«ИЗО».
Учебные предметы исполнительской подготовки:
1.
Рабочая
программа
учебного
предмета
«Развитие
речи
и
музыкальных способностей».
2.
Рабочая программа учебного предмета«Вокальное пение».
3.
Рабочая программа учебного предмета«Азбука театра».
III.
Планируемые результаты освоения программы
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа раннего
эстетическогоразвитиядетейнаправленанатворческое,эстетическое,духовно-
нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им
опыта хореографической практики, изобразительной практики, вокальной
8
практики.
Результатом освоения дополнительной общеразвивающей образовательной
программы
раннего
эстетического
развития
является
приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
В области хореографической подготовки:
«Ритмика»:
Уметь слышать и понимать музыку;
приобрести
определённые
танцевальные
навыки
в
исполнении
танцевальных элементов;
обладать минимумом танцевальной координации;
быть внимательными дисциплинированным во время урока;
определять характер музыки;
уметь двигаться в танце по кругу, по линии танца;
уметь
наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
выделять
характерные
признаки предметов и явлений.
В области художественной- творческой подготовки:
«ИЗО
»:
навыки рисования с натуры и по представлению, восприятия предметов,
выделения основных частей, их формы, строения, соотношения частей по
величине, цвету и характерным признакам;
изображение с натуры цветов, веток, комнатных растений, овощей,
фруктов;
выбор листа бумаги, расположение на нем изображения, подбор
материалов для передачи выразительности образа; создание образов по
представлению, воображению;
рисование сюжетных композиций на темы знакомых сказок, рассказов,
отражение впечатлений об окружающей природе в разное время года и дня;
изображение событий из жизни детей (игры, танцы, праздники, семья,
традиции, интересные эпизоды);
передача различий по величине, особенностей одежды и ее украшений,
фигуры человека и животных в движении;
расположение предметов на полосе(в один ряд),на всем листе и широкой
полосе (ближе, дальше, загораживая один предмет другим);
выделение в композиции главного (величиной, цветом, расположением,
формой и др.);
дополнение рисунка в соответствии с содержанием;
определение
темы
рисунка,
доведение
начатого
до
конца,
самостоятельность в решении намеченных задач;
развитие воображения, фантазии;
ознакомление
детей
с
цветами
спектра
-
холодными,
теплыми,
нейтральными и их оттенками;
использование цвета как средства выразительности;
выполнение задания на ограниченное использование цвета, составление
оттенков и новых цветов (гуашь, акварель);
использование различных изобразительных материалов :гуаши, акварели
9
(различные способы по сырому), рисование сангиной, углем, пастелью,
цветными восковыми мелками, свечей, фломастерами;
знакомство с некоторыми способами создания гравюр: печатание по
картону, мятой бумагой, нитками, способом процарапывания по восковой
подкладке и др.;
овладение навыком применения линий (волнистая, отрывистая, острая и
др.) для передачи образа;
знание
различных
способов
закрашивания
больших
поверхностей
гуашью, акварелью, карандашом и пр.;
владение кистями плоскими, круглыми, разной толщины в зависимости
от цели задания;
различение видов и жанров изобразительного искусства: живопись,
графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, натюрморт, портрет,
пейзаж;
умение лепить с натуры, а также по памяти (по представлению) птиц,
животных и человека с использованием различных способов лепки по частям,
из целого куска, передавая характерные признаки, фактуру поверхности
(гладкую, лохматую, колючую, пушистую и пр.);
умение использовать стеки разного типа;
умение изображать не сложные сюжетные композиции;
умение создавать простые архитектурные образы, используя пластовую
керамику;
умение
расписывать
изделия
гуашью,
украшать
их
налепами,
углубленным рельефом.
В областиисполнительской подготовки:
«Развитие речи и музыкальныхспособностей»
правильно применять певческую установку и пользоваться певческим
дыханием;
умение собраться и сосредоточиться на процессе разговора и пения; петь
простые мелодии в медленном и средних темпах; использовать активную
артикуляцию;
различать наиболее явные и грубые недостатки разговорного и певческого
звука;
игра на детских шумовых инструментах;
развитие чувства ритма, памяти, внимания;
развитие координации движений и ориентации в пространстве;
формирование умения согласовывать движения с музыкой и воплощать
музыкально - двигательный образ;
развитие
мышления,
воображения,
находчивости
и
познавательной
активности;
воспитание организованности, инициативности и самостоятельности.
«Вокальное
пение»:
умение применить полученные вокальные навыки на практике;
знание основных музыкальных терминов и элементов
музыкального языка;
знание произведений мировой классической, народной и
10
современной музыки на уровне узнавания;
умение работать в коллективе и доброжелательный стиль общения;
V развитие общей музыкальности и чувства ритма;
развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости на музыку;
развитие речевой культуры.
«Азбука
театра»:
уметь участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы,
отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно
для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;
уметь быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не
повышая голоса;
в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами сло-
весной вежливости;
употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
знать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в
последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в
предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведе-
ния;
составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сю-
жетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;
построитьдиалогпо6-8репликиотребенка.
«Музыкальный инструмент
»:
познакомятся с простейшими музыкальными инструментами:
ударными, шумовыми., музыкальными. Научатся выделять звучание
отдельных музыкальных инструментов;
разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость к
прослушиванию музыки, готовность к творчеству и импровизации
на простейших музыкальных инструментах.
IV. Учебный план дополнительной общеразвивающей
образовательной программы раннее эстетическое развитие
Учебный
план
дополнительной
общеразвивающей
образовательной
программы раннее эстетическое развитие группируются по следующим
предметным областям: учебные предметы хореографической подготовки,
учебные предметы художественно-творческой подготовки, учебные предметы
исполнительской подготовки.
Содержание
учебных
предметов
направлено
на
формирование
у
обучающихся общих теоретических знаний, приобретение детьми начальных,
базовых художественно-творческих умений и навыков в том или ином виде
(видах) искусств.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа раннее
эстетическое развитие включает в себя учебный план, которые являются её
неотъемлемой частью с нормативным сроком освоения 1 (2) года обучения.
11
Учебный план, определяют содержание и организацию образовательного
процесса в МБУ ДО «Старомайнская детская школа искусств».
Учебные планы разработаны в соответствии с графиком образовательного
процесса» МБУ ДО «Старомайнская детская школа искусств» и сроков
обучения по программе, а также отражают структуру программы:
- Наименования предметных областей и разделов;
- Форм проведения учебных занятий;
Учебные
планы
определяют
перечень,
последовательность
изучения
учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы
промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету.
(срок обучения 2 года)
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Раннее эстетическое развитие»
в области искусства для обучающихся в возрасте от 5-6 лет.
№
п/п
Наименование предметной
области/учебного предмета
Годы обучения,
количество
аудиторных часов в
неделю
Промежуточная
аттестация (годы
обучения)
I
II
1
Учебные предметы художественно-
творческой подготовки:
5
5
1.1
Вокальное пение
1
1
III
1.2
Развитие речи и музыкальных способностей
1
1
1.3
Ритмика
1
1
1.4
Азбука театра
1
1
1.5
ИЗО
1
1
III
2
Предмет
по
выбору
(музыкаьные
инструменты: фортепиано, домра, балалайка,
аккордеон).
-
1
Всего:
5
6
Примечание:
1.Количественный состав групп по групповым дисциплинам составляет от 6-20 человек.
График образовательного процесса
Срок обучения – 2 года
Дополнительная общеразвивющая программа в области эстетического
искусства
1. График учебного процесса
2.
Сводные
данные
по
бюджету
времени
в
неделях
Классы
Сентябр
ь
Октябр
ь
27.10
Ноябр
ь
Декаб
рь
29.12
Янв
арь
26.01
Фев
раль
23.02
Март
30.03
Апр
ель
27.04
Май
Июнь
29.06
Июл
ь
27.07
Август
Аудиторные занятия
Промежуточная
аттестация
Резерв
учебного
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего
1.09-5.09
8.09-12.09
15.09-19.09
22.09-26.09
29.09-3.10
610-10.10
13.10-17.10
20.10-24.10
3.1-7.11
11011-14.11
17.11-21.11
24.11-28.11
1.12-5.12
8.12-12.12
15.12-19.12
22.12-26.12
9.01
12.01-16.01
19.01.23.01
2.02-6.02
9.02-13.02
16.02-20.02
303-6.03
9.03-13.03
16.03-20.03
23.03-27.03
6.04-110.04
13.04-17.04
20.04-24.04
4.05-8.05
11.05-15.05
18.05-22.05
25.05-29.05
1.06-5.06
8.06-12.06
15.06-19.06
22.06-26.06
6.07-10.07
13.07-17.07
20.07-24.07
3.08-7.08
10..08-14.08
17.08-21.08
24.08-28.08
1
=
=
=
=
=
р э
= = = = = = = = = = = = = 3
4
2
1
-
18
52
2
=
=
=
=
=
р э
= = = = = = = = = = = = = 3
4
2
1
-
17
52
3
=
=
=
=
=
р э
= = = = = = = = = = = = = 3
4
1
1
1 17
52
ИТОГО
10
2
5
3
1 54
152
Обозначени
я
Аудиторны
е занятия
Резерв
учебного
времени
Промежуточ
ная
аттестация
Итоговая
аттестация
Каникулы
р
э
III
=
V.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения дополнительной общеобразовательной
Образовательной программы раннего эстетического развития детей.
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает
текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию.
Положение
о
текущем
контроле
знаний,
промежуточной,
итоговой
аттестации обучающихся является локальным нормативным актом школы,
который
принимается
органом
самоуправления
школы
и
утверждается
руководителем.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году
рекомендуется
устанавливать
не
более
четырех
зачетов.
Проведение
промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительных
общеразвивающих программ в области искусств не рекомендуется.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет
аудиторного
времени,
предусмотренного
на
учебный
предмет
в
виде
творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года.
Критерииоценки
По
результатам
текущей,
промежуточной
и
итоговой
аттестации
выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме,
при этом рисунок выразителен, подход к работе творческий; умеет завершать
свою работу самостоятельно.
• 4 (хорошо) – ставится при способности учащегося рисовать по замыслу,
умение передавать личное отношение к объекту изображения, но делает
незначительные ошибки.
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если учащийся умеет выполнять задание
по плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к выполнению
заданий, работа содержит значительное количество ошибок.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации образовательные организации могут использовать зачеты,
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
контрольные
просмотры,
выставки.
Текущий
контроль
успеваемости
обучающихся проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Итоговые занятия проводятся не реже одного раза в каждом триместре.
Формы итогового занятия:
• открытые занятия для родителей и преподавателей в конце учебного года;
• праздничные концерты, посвящённые праздникам, тематические открытые
мероприятия.
14
VI.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности школы.
Творческаяпрограмма:
Организация творческой деятельности путѐм участия в конкурсах, мастер-
классах, концертах, выставках, творческих вечерах, и др.
Работа
в
данном
направлении
ведется
по
плану
организаторов
мероприятий.
Культурно-просветительскаяпрограмма:
Культурно-просветительская работа школы строится по направлениям:
– участие в проектных, школьных, районных, городских и региональных
мероприятиях;
– выступление в концертах и праздничных мероприятиях, посвящѐнных
юбилейным и знаменательным датам, выступают перед обучающимися
общеобразовательных школ;
– концертно-просветительская работа с социально-незащищѐнной частью
взрослого населения и детей;
–
традиционно
сложившаяся
форма
концертно-просветительской
деятельности внутри школы.
Методическая программа:
Основополагающей целью методической деятельности при реализации
дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области
хореографического
искусства
является
методическое
обеспечение
функционирования и развития учреждения.
В
Школе
разработан
график
прохождения
курсов
повышения
квалификации,
что
является
современным
требованием
аттестации
административного и педагогического состава.
Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная
готовность
преподавателей
к
реализации
дополнительных
общеразвивающих программ:
–
обеспечение
оптимального
вхождения
преподавателей
в
систему
ценностей современного образования;
–
освоение новой системы реализации дополнительной
общеразвивающей образовательной программы раннего эстетического развития
детей,
а
также
системы
оценки
итогов
образовательной
деятельности
обучающихся;
– овладение учебно-методическими и информационно- методическими
ресурсами,
необходимыми
для
успешной
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы раннего эстетического развития детей.
15
16
VII.
Материально-техническаябаза
Школа имеет:
1.
Актовый зал.
2.
Костюмерная, располагающая необходимым количеством костюмов для
учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений.
3.
Кабинеты, имеющие пригодное для танца напольное покрытие, зеркала,
мольберты, планшеты, раковина и водонагреватель.
4.
Качественное освещение в дневное и вечернее время.
5.
Музыкальная
аппаратура,
аудиозаписи,
шумовые
инструменты,
музыкальные инструменты
6.
Специальная форма и обувь для занятий(коврик).
7.
Учебные аудиторий для групповых, мелкогрупповых ииндивидуальных
занятий
со
специальным
учебным
оборудованием
(столами,
стульями,
шкафами, стеллажами, мольбертами и др.).
С целью охраны здоровья обучающихся, занятия в школе начинаются не
ранее 17.30 часов и заканчиваются в 18.30 часов. Единицей измерения учебного
времени и основной формой организации учебного процесса в школе является
урок продолжительностью30 минут. Форма проведения учебных аудиторных
занятий:
групповая.
Для
обучающихся
между
групповыми
уроками
устанавливается перемены не менее 10 минут.
VIII.
Кадровыйсостав
Преподаватели
высшей,
первой
квалификационной
категории
и
прошедшие аттестацию на соответствие занимаемой должности.
X. Перечень рабочих программ
Вокальное пение. Никонова О.С. преподаватель высшей квалификационной
категории
Развитие речи и музыкальных способностей.
Никонова О.С. преподаватель
высшей квалификационной категории
Музыкальный
инструмент(фортепиано,
аккордеон)
Володченкова
И.А..
преподаватель первой квалификационной категории
Ритмика Самосонова В.В. преподаватель соответствия категории занимаемой
должности
Азбука театра Логинова М.В. преподаватель соответствия категории занимаемой
должности
ИЗО Логинова М.В. преподаватель
соответствия категории занимаемой
должности