Авторы: Почуева Наталия Васильевна, Серебреникова Нина Самсоновна
Должность: Воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад N 3 пгт Нагорск Кировской области
Населённый пункт: пгт Нагорск Кировская область
Наименование материала: Литературно - музыкальная гостиная
Тема: "Когда мы вместе - мы едины"
Раздел: дошкольное образование
Литературно-музыкальная гостиная
«Когда мы вместе, мы едины»
(совместное мероприятие с детьми старшей группы и родителями)
Цель:
Формирование у старших дошкольников представлений о Дне народного
единства, чувства патриотизма, гордости и уважения к истории и культуре
России через интеграцию литературного и музыкального творчества в
совместной деятельности детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с исторической основой праздника — героями Кузьмой
Мининым и Дмитрием Пожарским в доступной, образной форме (через
стихи, рассказ, презентацию).
Расширить и активизировать словарный запас детей по теме: «народное
единство», «Родина»», «ополчение», «смутное время», «герои».
Закрепить знания о государственной символике России (флаг, герб, гимн).
Познакомить с образцами поэтического и музыкального творчества,
посвященными России, дружбе, единству.
Развивающие:
Развивать эмоциональную сферу детей: чувство сопричастности к истории
своей страны, восхищение подвигом предков.
Развивать творческие и актерские способности через чтение стихов,
исполнение песен и танцев.
Развивать коммуникативные навыки: умение слушать друг друга,
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в ходе мероприятия.
Развивать музыкальный слух, чувство ритма и память через разучивание
песен и танцев.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности и гордости за свою
страну.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей, к культуре,
обычаям и традициям народов России, чувство толерантности.
Способствовать укреплению детско-родительских отношений и созданию
атмосферы общности семьи и детского сада через совместную деятельность.
Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимопомощь.
Дети садятся на стулья перед экраном.
Воспитатель:
Ребята, Вы любите праздники?
Ответы детей.
Воспитатель:
А какие праздники вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, много праздников вы назвали. Но есть еще один замечательный
государственный праздник - День Народного Единства! Вся наша страна
отмечает его 4 ноября. Слышали о таком празднике?
СЛАЙД 1 (день народного единства)
Ответы детей.
Воспитатель:
Сегодня мы поговорим о нем, узнаем историю этого праздника и немного
попутешествуем.
СЛАЙД 2 (Русь)
Во все времена русский народ любил свою Родину. Слагал о ней песни,
пословицы и стихи, во имя родной страны совершал подвиги. Кто помнит,
как раньше называли Россию?
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, вы верно сказали. Россию называли великим словом «Русь».
СЛАЙД 3 (русские воины в кольчугах)
Не сразу Русь стала сильным, могущественным государством. Было в её
истории трудные, тяжелые времена, когда все народы жили порознь, каждый
сам за себя. Именно в такое смутное время польские враги решили завоевать
нашу Родину. Но среди русского народа нашлись два мудрых и храбрых
человека. СЛАЙД 4 (Минин и Пожарский)
Один из них был из простого народа, имя его Кузьма Минин, другой князь
Дмитрий Пожарский.
Обратились они ко всему русскому народу на собрании в Кремле, в Спасо -
Преображенском соборе, где Кузьма Минин произнес свою знаменитую речь
об объединении всего русского народа против общего врага: «Друзья, братья!
Русь святая гибнет! Поможем Родине святой!»
И собрали они народное ополчение из 25 городов государства Российского в
Москве.
СЛАЙД 5 (икона Казанской Божьей Матери)
Большим войском пошли они на врага, впереди войска несли икону
«Казанской Божьей Матери». Этот образ помогал нашим воинам в борьбе с
поляками.
Ребенок (домашнее задание)
Перед святой иконой
Столько молилось людей
Клали земные поклоны,
Что-то шептали ей.
Ребенок (домашнее задание)
Просили ее с надеждой,
Спаси, сохрани, научи.
И лик ее кроткий и нежный
Любви озаряли лучи.
Воспитатель:
После долгих, кровопролитных боев победил русский народ лютого,
польского врага!
И в честь этой победы вся наша страна празднует «День Народного
Единства» 4 ноября.
СЛАЙД 6 (памятник Минину и Пожарскому на фоне Храма)
В Москве, за героизм, мужество и отвагу на Красной площади установлен
памятник героям, сделана надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю
Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия». Также построен храм
«Казанской Божьей Матери».
Ребенок (домашнее задание)
Ушли в историю года
Цари менялись и народы
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда.
Ребенок (домашнее задание)
Во славу тех героев
Живем одной судьбой.
Сегодня «День Единства»
Мы празднуем с тобой!
Воспитатель:
Ребята, как вы поняли, что такое – единство?
Ответы детей.
Воспитатель:
Единство – это образ жизни, когда разные народности страны объединились
в единое целое. Это вера, согласие, поддержка, взаимопомощь.
После объединения Руси в единое государство появились государственные
символы. Какие символы вы знаете и можете назвать?
Ответы детей и родителей.
Воспитатель:
Правильно, каждая страна, независимо от того, маленькая она или большая,
имеет свои государственные символы. Мы с вами тоже знакомились с ними.
Это герб, флаг и гимн.
СЛАЙД 7 (герб России)
Воспитатель:
Давайте все вместе расскажем стихотворение о гербе, которое знаем.
Читаем все вместе
(предварительная работа)
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель:
Двуглавый орел на гербе символизирует удачу в битвах и силу России. Наша
страна занимает очень большую территорию. Орел одной головой смотрит на
Запад, а другой на Восток и следит за порядком. У России есть не только
герб, но и государственный флаг России. Кто мне подскажет, как он
выглядит? Как мы его ещё называем?
Ответы детей.
Перестроение с флажками
(предварительная работа)
СЛАЙД 8 (флаг России)
Воспитатель:
А сейчас предлагаю вспомнить и прочитать стихотворение о флаге.
Читаем все вместе
(предварительная работа)
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Музыкальный руководитель:
Государственный флаг – важнейший символ государственной и
национальной независимости. Где можно его увидеть?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
Молодцы, вы точно заметили, что на здании нашего детского сада поднят
флаг России. Ещё его располагают на зданиях органов власти, общественных
зданиях. Государственный флаг поднимают во время торжественных
мероприятий, праздников, соревнований.
В это же время всегда звучит гимн России. Это особенная, главная песня
страны.
Кто из вас знает, как слушают гимн?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
Вы правы. Гимн слушают и исполняют стоя.
Сегодня государственный праздник, и мы с вами тоже послушаем
торжественный гимн нашей России! А кто его знает, подпоём.
Звучит «Гимн Российской Федерации»
Слова Сергея Михалкова, музыка Александра Александрова.
Родители и дети подпевают.
Ребенок (домашнее задание)
И красива и богата
Наша Родина, ребята,
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Песня «Очень мы любим Родины красу»
слова Н.Найдёнова, музыка Т. Попатенко
(предварительная работа)
СЛАЙД 9 (карта России)
Воспитатель:
Мы живем с вами в России, самой большой стране на Земле. Когда на одном
ее конце дети просыпаются, то на другом — уже ложатся спать, когда в
одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом — может идти снег.
Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по нашей стране с
помощью экрана и познакомиться с некоторыми народами России.
Согласны? В добрый путь!
СЛАЙД 10 (север)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, где мы оказались?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, мы с вами на севере нашей страны. Здесь живут такие народы как
ханты, манси, ненцы. Они занимаются охотой, рыболовством и разводят
оленей.
СЛАЙД 11 (ханты, манси)
Посмотрите, как они одеты (обсудить по слайду)
Раз в год народы Севера собираются вместе на праздник оленеводов, они
поют, танцуют, играют в бубны.
СЛАЙД 12 (юг, море, горы)
Воспитатель:
Следующий слайд переносит нас на юг нашей страны. Это край высоких гор,
бурных рек, теплых морей.
Здесь жарко, светит яркое, теплое солнце, растут красивые растения.
СЛАЙД 13 (степь)
Воспитатель:
Так же юг – это бескрайние степи и пастбища. Там живут такие народности,
как: калмыки, тувинцы, буряты.
СЛАЙД 14 (калмыки)
Калмыки это кочующий народ (новое слово кочующий - переезжающий с
места на место), который всегда занимался разведением скота, поэтому им
часто приходилось переезжать, чтобы были пастбища. Я предлагаю вам
послушать калмыцкую народную музыку.
Звучит народная калмыцкая мелодия (домбра)
Воспитатель:
Понравилась вам музыка?
Ответы детей.
Воспитатель:
Отправляемся дальше на запад
СЛАЙД 15 (северо – запад)
Здесь находятся такие области как Архангельская, Вологодская,
Ленинградская Новгородская, Псковская, Калининградская.
На западе России не так холодно зимой, а летом чаще всего прохладно. Здесь
в основном проживает русское население, но встречаются и такие
малочисленные народности как вепсы, карелы, ижорцы.
СЛАЙД 16 (жители Карелии в национальной одежде)
Воспитатель:
Давайте рассмотрим одежду карелов. Женщина одета в белую рубаху (новое
слово – «куятка»), сарафан в пол, платок. Мужчина в белой (красной) рубахе
(новое слово – «куси»), жилетке на шее платок.
СЛАЙД 17 (Дальний Восток)
С запада отправляемся на Дальний Восток. Чтобы туда добраться, надо
больше недели ехать на поезде, или целый день лететь на самолете.
СЛАЙД 18, 19 (чукчи)
Коренные жители Дальнего востока: чукчи, нанайцы, коряки. Занимаются
они разведением оленей, рыболовством и охотой.
Дети исполняют чукотский танец (предварительная работа)
Ребенок (домашнее задание)
Живут в России разные народы
С давних пор
Одним тайга по нраву
Другим - степной простор.
Ребенок (домашнее задание)
У каждого народа язык свой и наряд
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Воспитатель:
Действительно, все мы разные. А Родина Россия у нас у всех одна.
А кто может сказать, где мы с вами живем?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, мы люди вятские и живем в Кировской области.
СЛАЙД 20 (город Киров)
Мы живем в центре нашей огромной страны, в Кировской области. Наш
областной центр - город Киров. Кто помнит, как он раньше назывался?
Ответы детей.
Воспитатель:
Вы правильно сказали - Вятка, Хлынов. Давайте послушаем стихи о Кирове,
которые приготовили наши дети.
Ребенок (домашнее задание)
Мой Киров, он же Вятка,
Старинный русский город,
И здесь свои порядки,
Мне Киров очень дорог!
Ребенок (домашнее задание)
Мой Киров, Вятка, Хлынов.
Да как бы ты ни звался,
На улицах твоих
Приятно оказаться.
Ребенок (домашнее задание)
Когда идёшь неспешно
По улочкам уютным,
В душе любовь и нежность
Растут ежеминутно.
Ребенок (домашнее задание)
Мой Киров, Вятка, Хлынов,
Провинциальный город,
Таких, как ты, красивых,
Найдёшь ещё не скоро.
Ребенок (домашнее задание)
Не потому, что краше
В России нет местечка,
А потому что наш он
От крыши до крылечка.
Воспитатель:
Проживают в Кировской области в основном русские, но рядом с нами живут
такие народности как мордва, удмурты, коми, чуваши, марийцы.
СЛАЙД 21 (русские и удмурты в национальных костюмах)
Обсуждение национальной одежды по слайду.
СЛАЙД 22 (дети в национальных костюмах)
Музыкальный руководитель:
Мы День единства отмечаем
России праздник молодой.
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой
1.мама
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман
Песок из мельчайших песчинок
Россия из россиян
2.мама
Сильна великая держава
Сынами, дочками своими
России не померкнет слава
Пока мы вместе, мы едины
3.мама
В день единства будем рядом
Будем вместе навсегда
Все народности России
В дальних селах, городах
4.мама
Вместе жить, работать, строить
Сеять хлеб, растить детей
Созидать, любить и спорить
Охранять покой детей.
5.мама
Предков чтить, дела их помнить
Воин, конфликтов избегать
Чтобы счастьем жизнь наполнить
Чтоб под мирным небом спать
6. мама
Слово «мы» сильней чем «я»
Мы семья и мы друзья
Мы народ и мы едины
Вместе мы непобедимы.
Музыкальный руководитель:
Как бы далеко мы не жили друг от друга: на севере, юге, на западе или на
востоке — мы едины. Нас всех объединяет замечательная, мирная, дружная
страна – Россия.
Воспитатель:
Дорогие ребята и гости нашей литературно – музыкальной гостиной,
понравилось вам путешествие по нашей необъятной стране?
Ответы детей и гостей.
СЛАЙД 23
Воспитатель:
Я думаю, что всё, о чем мы сегодня с вами поговорили, вы запомните
надолго и будете любить свою Родину, держаться всегда вместе, помогать
друг другу и поддерживать друг друга, помнить свои традиции и
уважительно относиться к обычаям и традициям других народов.
Поздравляем вас с праздником Днём Народного Единства и желаем мирного
неба над головой!