Напоминание

Роль математики в формировании функциональной грамотности учащихся


Автор: Мирошникова Оксана Владимировна
Должность: Учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ "Солнечная СОШ"
Населённый пункт: Республика Хакасия, муниципальный район Усть-Абаканский, сельское поселение Солнечный сельсовет, село Солнечное
Наименование материала: Статья
Тема: Роль математики в формировании функциональной грамотности учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Введение

В современном мире, характеризующемся стремительным развитием

науки, технологий и информационных потоков, формирование у

учащихся функциональной грамотности становится одной из

приоритетных задач образовательной системы. Функциональная

грамотность – это не просто совокупность знаний, а способность

применять полученные знания и умения в реальных жизненных

ситуациях, эффективно решать практические задачи, принимать

обоснованные решения и адаптироваться к изменяющимся условиям.

Математика, как фундаментальная наука, играющая ключевую роль в

познании окружающего мира, обладает уникальным потенциалом для

развития всех компонентов функциональной грамотности. Ее

принципы, методы и инструментарий находят широкое применение в

самых различных сферах человеческой деятельности, делая

математическую подготовку неотъемлемой частью формирования

компетентной и успешной личности. Данная статья посвящена

анализу роли математики в формировании функциональной

грамотности учащихся, раскрытию механизмов ее воздействия и

выделению ключевых практик, способствующих достижению этой

цели.

1. Понятие функциональной грамотности и ее компоненты

Прежде чем рассматривать роль математики, необходимо четко

определить, что такое функциональная грамотность. По определению

ЮНЕСКО, функциональная грамотность – это «способность человека

интерпретировать, понимать и использовать информацию,

полученную из различных источников, в повседневной жизни, а также

способность общаться посредством чтения, письма и математики для

достижения своих целей, развития знаний и потенциала».

Современные исследователи выделяют несколько ключевых

компонентов функциональной грамотности, тесно взаимосвязанных

между собой:

Читательская грамотность: Способность понимать,

интерпретировать, оценивать и использовать письменную

информацию. Это включает в себя понимание различных типов

текстов, выявление авторской позиции, критическое осмысление

информации.

Математическая грамотность: Способность формулировать,

применять и интерпретировать математику в различных

контекстах. Это подразумевает умение работать с числами,

данными, формулами, моделями, а также применять

математические знания для решения задач из реальной жизни.

Естественнонаучная грамотность: Способность использовать

научные знания для объяснения явлений окружающего мира,

проведения исследований, принятия обоснованных решений,

связанных с наукой и технологиями.

Финансовая грамотность: Способность понимать и

эффективно управлять финансовыми ресурсами, принимать

обоснованные решения в области личных финансов,

инвестирования, кредитования.

Креативная грамотность (творческая): Способность

генерировать новые идеи, находить нестандартные решения,

выражать себя через творчество.

Гражданская грамотность: Понимание своих прав и

обязанностей, знание основ государственного устройства,

способность принимать участие в общественной жизни.

Цифровая грамотность: Способность эффективно

использовать цифровые технологии, оценивать достоверность

информации в сети, соблюдать цифровую этику.

Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимодополняемы. Успешное

формирование одной области, как правило, способствует развитию

других.

2. Математика как основа формирования функциональной

грамотности

Математика, будучи универсальным языком науки и инструментом

познания мира, играет одну из центральных ролей в формировании

функциональной грамотности. Ее влияние прослеживается в каждом

из выделенных компонентов.

2.1. Математическая грамотность как ядро функциональной

грамотности

Понятие математической грамотности тесно связано с общим

понятием функциональной грамотности. Математическая грамотность,

согласно PISA, – это «способность индивида к формулированию,

развитию и использованию математического мышления для решения

задач в широком круге жизненных ситуаций, которые требуют

использования математики». Это подразумевает не только владение

вычислительными навыками, но и умение:

Интерпретировать данные: Понимать графики, диаграммы,

таблицы, статистические данные, извлекать из них необходимую

информацию.

Применять математические модели: Создавать и

использовать математические модели для описания реальных

явлений (например, расчет бюджета, прогнозирование роста

населения, анализ статистики).

Решать контекстные задачи: Находить математические

закономерности в повседневных ситуациях (покупка,

планирование поездки, приготовление пищи).

Мыслить логически и критически: Анализировать условия

задачи, выбирать адекватные методы решения, оценивать

достоверность полученного результата.

2.2. Математика и читательская грамотность:

Хотя на первый взгляд может показаться, что читательская и

математическая грамотность – это отдельные области, они тесно

связаны.

Понимание условий задачи: Многие задачи из реальной жизни

представлены в виде текстовых описаний. Умение внимательно

прочитать, выделить ключевые данные, понять условие – это

основа для успешного решения. Недостаточное понимание

текста приводит к неправильному выбору математического

инструмента.

Работа с инструкциями и правилами: В математике, как и в

других областях, необходимо следовать инструкциям, правилам,

алгоритмам. Точность формулировок в математических текстах

требует от учащихся высокой концентрации и внимания к

деталям.

Интерпретация математических текстов: Математические

тексты (учебники, статьи, инструкции) имеют свою специфику.

Они требуют не только понимания слов, но и интерпретации

символов, формул, графиков.

2.3. Математика и естественнонаучная грамотность:

Эта связь является одной из самых очевидных. Математика – это

язык, на котором описываются законы природы.

Моделирование природных явлений: От простых законов

физики (например, расчет скорости, ускорения) до сложных

биологических моделей (рост популяций, распространение

эпидемий) – все они требуют математического аппарата.

Анализ данных: Ученые собирают огромное количество

данных, которые необходимо анализировать с помощью

статистических методов, строить графики, выявлять

закономерности.

Прогнозирование: Математические модели позволяют

прогнозировать развитие природных процессов, оценивать риски

(например, в климатологии, геологии).

2.4. Математика и финансовая грамотность:

Финансовая грамотность в значительной степени опирается на

математические навыки.

Расчеты: Бюджетирование, планирование личных финансов,

расчет процентов по вкладам и кредитам, анализ стоимости

товаров и услуг – все это требует базовых арифметических

навыков и умения работать с числами.

Сравнение и анализ: Сравнение различных финансовых

предложений, анализ доходности инвестиций, оценка рисков –

все это требует умения работать с числовыми данными и

применять логическое мышление.

Понимание закономерностей: Понимание принципов

инфляции, сложных процентов, инвестиционных стратегий – все

это базируется на математических закономерностях.

2.5. Математика и креативная грамотность:

Хотя математика часто ассоциируется с логикой и строгостью, она

также является мощным инструментом для развития креативности.

Поиск нестандартных решений: Решение математических

задач часто требует не только применения известных

алгоритмов, но и поиска оригинальных, нестандартных подходов.

Создание моделей: Математическое моделирование – это

форма творчества, когда необходимо создать абстрактную

модель, описывающую реальный объект или процесс.

Визуализация: Построение графиков, диаграмм,

геометрических фигур – это способ визуализации абстрактных

идей, что также является элементом креативности.

2.6. Математика и цифровая грамотность:

Современный мир невозможно представить без цифровых

технологий, и математика является их основой.

Алгоритмическое мышление: Понимание принципов работы

алгоритмов, заложенных в основу компьютерных программ,

требует логического и аналитического мышления, развиваемого

математикой.

Анализ данных: Обработка больших данных, машинное

обучение, искусственный интеллект – все эти направления

основаны на сложных математических моделях и алгоритмах.

Критическая оценка информации: Умение анализировать

статистические данные, представленные в интернете, выявлять

манипуляции, проверять достоверность информации.

3. Практические аспекты преподавания математики для

формирования функциональной грамотности

Для того чтобы математика действительно способствовала развитию

функциональной грамотности, необходимо пересмотреть подходы к ее

преподаванию.

Акцент на контекстном обучении:

o

Решение реальных задач: Вместо абстрактных задач,

предлагать учащимся решать проблемы, с которыми они

могут столкнуться в повседневной жизни: расчет семейного

бюджета, планирование поездки, анализ результатов

спортивных соревнований, оценка вероятности событий.

o

Междисциплинарные проекты: Интеграция математики с

другими предметами (физика, химия, биология, география,

информатика, экономика). Например, проект по расчету

энергосбережения в доме, анализ данных о состоянии

окружающей среды, моделирование распространения

инфекции.

o

Использование реальных данных: Вместо искусственно

созданных примеров, использовать статистические данные

из СМИ, результаты опросов, фактические данные из

различных областей.

Развитие математического мышления:

o

Формулирование задач: Учить учащихся не только

решать задачи, но и формулировать их на основе описания

ситуации.

o

Анализ условий: Обучать выделению главных данных,

выявлению скрытых условий, постановке вопросов к

задаче.

o

Выбор адекватных методов: Формировать умение

выбирать оптимальный метод решения задачи,

обосновывать свой выбор.

o

Интерпретация результатов: Учить не просто получать

числовой ответ, но и осмысливать его в контексте реальной

задачи, оценивать его достоверность и практическую

значимость.

o

Аргументация и доказательство: Формировать умение

ясно и логично излагать ход решения, обосновывать свои

выводы.

Обучение работе с информацией:

o

Анализ графиков и диаграмм: Обучать чтению различных

видов графиков (линейных, столбчатых, круговых), умению

делать выводы на основе визуальной информации.

o

Работа с таблицами: Умение заполнять таблицы,

извлекать данные, сравнивать информацию.

o

Оценка достоверности информации: Формировать

критическое мышление при работе с числовыми данными,

особенно полученными из непроверенных источников

(например, в интернете).

Использование технологий:

o

Интерактивные доски и мультимедийные

презентации: Для наглядной демонстрации

математических понятий и процессов.

o

Образовательные платформы и

приложения: Использование интерактивных заданий,

симуляторов, игр, позволяющих отработать

математические навыки в увлекательной форме.

o

Программное обеспечение для анализа

данных: Знакомство с элементарными программами для

обработки статистических данных (например, электронные

таблицы).

Развитие метапредметных умений:

o

Коммуникация: Работа в группах, обсуждение решений,

презентация результатов.

o

Критическое мышление: Анализ условий, оценка

достоверности информации, аргументация своей позиции.

o

Креативность: Поиск нестандартных решений, создание

моделей.

o

Самоорганизация: Планирование работы,

самостоятельный поиск информации, контроль за

процессом выполнения.

4. Оценка уровня функциональной грамотности через

математические задания

Оценка функциональной грамотности, в частности ее математического

компонента, требует особого подхода, отличного от традиционных

проверочных работ.

Задания, ориентированные на применение знаний: Вместо

проверки знания формул, необходимо оценивать умение

применять их в жизненных ситуациях.

Контекстные задачи: Задачи, максимально приближенные к

реальным жизненным ситуациям, требующие интерпретации

данных, выбора адекватных методов решения.

Оценивание процесса, а не только результата: Важно

оценивать не только правильность ответа, но и ход рассуждений,

логику решения, умение аргументировать свой выбор.

Разнообразие форм контроля: Использование не только

письменных работ, но и устных опросов, проектных заданий,

презентаций, групповых работ.

Использование международных исследований (PISA,

TIMSS): Анализ структуры и содержания заданий

международных исследований помогает понять, какие типы

задач наиболее эффективно выявляют уровень функциональной

грамотности.

5. Роль педагога в формировании функциональной грамотности

через математику

Педагог играет ключевую роль в процессе формирования

функциональной грамотности через математику. Его задача – не

только передать знания, но и создать условия для развития

необходимых умений и навыков.

Создание мотивирующей среды: Демонстрация актуальности

математики для жизни, связь с реальными ситуациями,

использование проблемного обучения, создание ситуаций

успеха.

Индивидуализация подхода: Учет особенностей каждого

ученика, предоставление дифференцированных заданий,

поддержка в преодолении трудностей.

Развитие критического мышления: Стимулирование учащихся

к анализу, сравнению, аргументации, постановке вопросов.

Формирование навыков работы с информацией: Обучение

поиску, интерпретации, оценке и применению информации, в том

числе числовой.

Использование современных технологий: Интеграция

цифровых инструментов в образовательный процесс.

Непрерывное профессиональное развитие: Педагог должен

сам обладать высоким уровнем функциональной грамотности,

быть в курсе современных тенденций в образовании и методиках

преподавания.

Заключение

Математика, обладая мощным инструментарием для анализа,

моделирования и прогнозирования, является неоспоримым

фундаментом для формирования функциональной грамотности

учащихся. Ее роль простирается далеко за пределы освоения

академических знаний, охватывая все сферы жизни человека – от

личных финансов и здоровья до участия в общественной жизни и

освоения цифровых технологий. Эффективное преподавание

математики, ориентированное на контекстное обучение, развитие

математического мышления, работу с информацией и интеграцию с

другими областями знаний, позволяет не просто подготовить учеников

к успешной сдаче экзаменов, но и вооружить их необходимыми

компетенциями для жизни в современном, динамично меняющемся

мире.

Задача педагогов – осознать этот потенциал и максимально

использовать его в своей практической деятельности. Интеграция

математики в контекст реальных жизненных ситуаций, развитие

критического мышления и умения применять знания на практике – вот

те ключевые направления, которые позволят нашим учащимся стать

по-настоящему функционально грамотными, успешными и

уверенными в себе людьми. Формирование функциональной

грамотности через математику – это инвестиция в будущее, в

подготовку граждан, способных не только понимать мир, но и активно

преобразовывать его к лучшему



В раздел образования