Напоминание

Соматогнозис


Автор: Арбатская Марина Петровна
Должность: логопед
Учебное заведение: ОГБУ " УСЗСОН по Киренскому и Катангскому району"
Населённый пункт: г.Киренск
Наименование материала: соматогнозис
Тема: Соматогнозис
Раздел: дошкольное образование





Назад




🧠

Что такое соматогнозис и зачем его развивать у ребёнка?

Соматогнозис — это способность человека осознавать своё тело, его части,

положение в пространстве, движения и границы. Проще говоря — это то, насколько

ребёнок "чувствует" себя: знает, где у него правая рука, ощущает ли, как он стоит,

может ли по команде дотронуться до носа или встать «спинкой к стене».

Почему соматогнозис важен?

🔍

1. Связь с речью

Чтобы ребёнок мог правильно произносить звуки, он должен чувствовать положение

губ, языка, щёк. Без телесной осознанности невозможно выстроить точную

артикуляцию.

2. Развитие схемы тела

Схема тела — это внутренний образ своего тела в голове. Если ребёнок не понимает,

где у него «левая рука» или «плечо», ему трудно выполнять команды,

ориентироваться в пространстве, координировать движения.

Как понять, что у ребёнка нарушен соматогнозис?

🧩

• нарушено поведение, нет взаимодействия

• «всё тянет в рот»

• не может показать: «где у тебя локоть?»

• не может показать, где «вверх», «вниз», «перед», «за»

• не удерживает позу, не контролирует силу движений

• не различает стороны тела — путает правую и левую

• не умеет координировать движения рук и ног в ритме

Что делает специалист по запуску речи?

🎯

Развивает соматогнозис через:

• двигательные и телесные игры («покажи, где нос», «закрой глаза и дотронься до

колена»)

• игры с зеркалом

• сенсорные упражнения: массаж, обнимания, мячики, вибрации

• зрительные подсказки: наклейки на части тела, рисунки

• двигательные инструкции в речи: «Прыгай и скажи “па!”», «Подними руки и скажи “у-

у-у!”»

Вывод:

Соматогнозис — это фундамент, на котором строятся все высшие психические

функции: речь, письмо, мышление, контроль.

Ребёнок, который чувствует своё тело, увереннее говорит, играет, взаимодействует и

учится.

Если ребёнок «в себе» плохо ориентируется — не спешим работать с органами

артикуляции и запускать речь, а сначала возвращаем его в тело

🤝

Вопрос:

Чем отличается соматогнозис от проприоцепции?

Ответ:

Оба понятия относятся к восприятию собственного тела, но описывают разные

уровни этого процесса:

• Проприоцепция – это физиологическая система рецепторов (мышечных веретён,

сухожильных, суставных рецепторов, вестибулярного аппарата), которая даёт мозгу

информацию о положении, движении и тонусе частей тела в пространстве. Благодаря

ей ребёнок «чувствует», где у него рука, нога, как они двигаются, не глядя на них. Это

сенсорная база для движений и координации.

• Соматогнозис (self-body-gnosis) – это уже психический, когнитивный уровень —

осознанное знание и распознавание схемы собственного тела: «где левая рука»,

«какая нога длиннее», «где затылок», умение назвать и показать части тела,

ориентироваться в их расположении. Это то, что мы формируем у ребёнка, когда

учим показывать и называть «нос», «живот», «плечи».

Проще говоря:

• Проприоцепция = «чувствую» (бессознательный сенсорный поток).

• Соматогнозис = «знаю» (схема тела, осознанное представление)

🤝



В раздел образования