Автор: Рублева Светлана Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ №3 г.Кирова
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование тестовых заданий для проверки и контроля знаний учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) на уроках обувного дела.
Раздел: среднее образование
Использование тестовых заданий для проверки и контроля знаний
учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)
на уроках обувного дела.
Большинство умственно отсталых учащихся испытывают значительные
затруднения при необходимости связно и логично выразить свои мысли.
Недоразвитие речи, неумение обосновать свое мнение, односложные и
неполные ответы усложняют процесс проверки знаний. Ещё большие
сложности испытывают олигофрены при письменном контроле знаний.
Один из путей разрешения проблемы обучения, а также оперативной
оценки знаний учащихся — применение тестовых заданий. Именно тестовый
контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия
проверки.
В образовательном процессе тесты имеют большое значение. По
результатам выполнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и
навыков учащихся, о степени развитости их некоторых личностных качеств,
а значит, об успешности или, наоборот, не успешности определенного этапа
обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тест – инструмент,
предназначенный для измерения качества знаний по предмету.
Для проверки и корректировки уровня знаний учащихся на уроках, наряду
с другими методами, я использую метод тестирования.
Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению
учащимися программных требований, выяснение возникших затруднений.
Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых
объективные условия проверки. Выявление степени правильности, объема,
глубины знаний и умений учащихся; установление готовности к восприятию
и
усвоению
новых
знаний;
получение
информации
о
характере
самостоятельной работы в процессе обучения; выявление трудностей и
ошибок при выполнении заданий, причин их возникновения; определение
эффективности организации, методов и средств обучения.
Системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению
учебного материала, но и воспитывает сознательное отношение к учебе,
формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует
внимание,
развивает
способности
к
анализу.
Наряду
с
другими
преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие
в учебную работу, повышает интерес к предмету. Тесты применяются не
только для проверки или контроля, но и для обучения. Тесты помогают
ученикам самостоятельно найти и восполнить пробелы в своих знаниях.
В учебном процессе я часто применяю разработанные мною тестовые
задания по обувному делу. Мною разработаны тестовые задания как
открытого, так и закрытого типа. Задания открытого типа, в которых нет
однозначного ответа, хороши тем, что нет необходимости искать варианты
ответов, а есть возможность мыслить, сопоставлять, есть возможность
учащихся высказаться, изложить своё мнение. Чаще задания открытого типа
идут на дополнение и свободное изложение. Но учитывая психологические
возможности учащихся коррекционной школы, можно сделать вывод, что
тестовые
задания
открытого
типа
для
них
вызывают
определенные
сложности,
поэтому
использование
тестовых
заданий
данного
типа
используется с учётом индивидуальных способностей учащихся. Задания
закрытого типа хороши тем, имеют только один правильный ответ. Техника
тестирования в основном носит альтернативный характер, суть которого
заключается в том, что учащийся должен выбрать правильный ответ из числа
предложенных.
При разработке тестовых заданий я руководствуюсь следующими
принципами: принцип соответствия образовательной программе; принцип
опоры на знания и умения учащихся; принцип логичности.
Конструирование тестов и подбор тестовых заданий имеет также и
психологические компоненты: тестовые задания соответствуют возрастным и
психическим особенностям, образовательным способностям учащихся с
умственной отсталостью; критерии оценки знаний учащихся обрабатываются
по параметрам: сформированы полностью, сформированы частично, не
сформированы.
Составляя тестовые задания, учитываю, чтобы работа была интересной для
ребят, вопросы носили проблемный характер. Были просты и понятны, имели
практическую
направленность,
а
варианты
ответов,
в
том
числе
и
ошибочные,
несли
познавательную
информацию
и
стимулировали
мыслительную деятельность учащихся. Задания для тестирования подбираю
в соответствии с темой предстоящей работы. При подборе вопросов и
вариантов ответов придерживаюсь следующего: определяю объем ранее
изученного материала, термины, понятия и действия; определяю нужные
знания по материаловедению, включаю задания на выбор материала;
включаю необходимые знания по устройству инструментов и приемам
работы
сапожным
инструментом,
правилам
техники
безопасности;
составляю формулировку вопросов, чтобы была ясная и понятная для
учащихся; учитываю количество вопросов и время на их выполнения;
разрабатываю структуру тестового задания; разрабатываю схему (шкалу)
оценки в соответствии тестового задания.
Структура теста, например:
- В задании № 1-4 выбери единственный ответ и обведи кружочком.
- в задании № 5-7 определи соответствие.
- в задании № 8-10 обведи ответ «да» или «нет»
- В задании № 11-12 расположи в правильной последовательности операции.
По итогам анализа делаются выводы, разрабатываются коррекционные
мероприятия.
Разработанные тесты могут быть использованы как: тематические (по
итогам изучения темы); промежуточные (контроль и коррекция усвоения
знаний); итоговые (по итогам четверти, полугодия, года).
В тестовых заданиях отражены многие учебные элементы программы,
такие, как:
1. виды обуви;
2. строение обуви;
3. назначение обуви;
4. методы крепления обуви;
5. инструменты и приспособления;
6. материаловедение;
7. виды кож для верха обуви;
8.технология разных видов ремонта обуви;
9. технология пошива обуви и т.д.
Вывод: использование тестовых заданий является весьма эффективным
инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и
повышающим мотивацию к изучаемому предмету