Напоминание

Использование тестовых заданий для проверки и контроля знаний учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) на уроках обувного дела.


Автор: Рублева Светлана Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ №3 г.Кирова
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование тестовых заданий для проверки и контроля знаний учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) на уроках обувного дела.
Раздел: среднее образование





Назад




Использование тестовых заданий для проверки и контроля знаний

учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

на уроках обувного дела.

Большинство умственно отсталых учащихся испытывают значительные

затруднения при необходимости связно и логично выразить свои мысли.

Недоразвитие речи, неумение обосновать свое мнение, односложные и

неполные ответы усложняют процесс проверки знаний. Ещё большие

сложности испытывают олигофрены при письменном контроле знаний.

Один из путей разрешения проблемы обучения, а также оперативной

оценки знаний учащихся — применение тестовых заданий. Именно тестовый

контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия

проверки.

В образовательном процессе тесты имеют большое значение. По

результатам выполнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и

навыков учащихся, о степени развитости их некоторых личностных качеств,

а значит, об успешности или, наоборот, не успешности определенного этапа

обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тест – инструмент,

предназначенный для измерения качества знаний по предмету.

Для проверки и корректировки уровня знаний учащихся на уроках, наряду

с другими методами, я использую метод тестирования.

Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению

учащимися программных требований, выяснение возникших затруднений.

Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых

объективные условия проверки. Выявление степени правильности, объема,

глубины знаний и умений учащихся; установление готовности к восприятию

и

усвоению

новых

знаний;

получение

информации

о

характере

самостоятельной работы в процессе обучения; выявление трудностей и

ошибок при выполнении заданий, причин их возникновения; определение

эффективности организации, методов и средств обучения.

Системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению

учебного материала, но и воспитывает сознательное отношение к учебе,

формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует

внимание,

развивает

способности

к

анализу.

Наряду

с

другими

преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие

в учебную работу, повышает интерес к предмету. Тесты применяются не

только для проверки или контроля, но и для обучения. Тесты помогают

ученикам самостоятельно найти и восполнить пробелы в своих знаниях.

В учебном процессе я часто применяю разработанные мною тестовые

задания по обувному делу. Мною разработаны тестовые задания как

открытого, так и закрытого типа. Задания открытого типа, в которых нет

однозначного ответа, хороши тем, что нет необходимости искать варианты

ответов, а есть возможность мыслить, сопоставлять, есть возможность

учащихся высказаться, изложить своё мнение. Чаще задания открытого типа

идут на дополнение и свободное изложение. Но учитывая психологические

возможности учащихся коррекционной школы, можно сделать вывод, что

тестовые

задания

открытого

типа

для

них

вызывают

определенные

сложности,

поэтому

использование

тестовых

заданий

данного

типа

используется с учётом индивидуальных способностей учащихся. Задания

закрытого типа хороши тем, имеют только один правильный ответ. Техника

тестирования в основном носит альтернативный характер, суть которого

заключается в том, что учащийся должен выбрать правильный ответ из числа

предложенных.

При разработке тестовых заданий я руководствуюсь следующими

принципами: принцип соответствия образовательной программе; принцип

опоры на знания и умения учащихся; принцип логичности.

Конструирование тестов и подбор тестовых заданий имеет также и

психологические компоненты: тестовые задания соответствуют возрастным и

психическим особенностям, образовательным способностям учащихся с

умственной отсталостью; критерии оценки знаний учащихся обрабатываются

по параметрам: сформированы полностью, сформированы частично, не

сформированы.

Составляя тестовые задания, учитываю, чтобы работа была интересной для

ребят, вопросы носили проблемный характер. Были просты и понятны, имели

практическую

направленность,

а

варианты

ответов,

в

том

числе

и

ошибочные,

несли

познавательную

информацию

и

стимулировали

мыслительную деятельность учащихся. Задания для тестирования подбираю

в соответствии с темой предстоящей работы. При подборе вопросов и

вариантов ответов придерживаюсь следующего: определяю объем ранее

изученного материала, термины, понятия и действия; определяю нужные

знания по материаловедению, включаю задания на выбор материала;

включаю необходимые знания по устройству инструментов и приемам

работы

сапожным

инструментом,

правилам

техники

безопасности;

составляю формулировку вопросов, чтобы была ясная и понятная для

учащихся; учитываю количество вопросов и время на их выполнения;

разрабатываю структуру тестового задания; разрабатываю схему (шкалу)

оценки в соответствии тестового задания.

Структура теста, например:

- В задании № 1-4 выбери единственный ответ и обведи кружочком.

- в задании № 5-7 определи соответствие.

- в задании № 8-10 обведи ответ «да» или «нет»

- В задании № 11-12 расположи в правильной последовательности операции.

По итогам анализа делаются выводы, разрабатываются коррекционные

мероприятия.

Разработанные тесты могут быть использованы как: тематические (по

итогам изучения темы); промежуточные (контроль и коррекция усвоения

знаний); итоговые (по итогам четверти, полугодия, года).

В тестовых заданиях отражены многие учебные элементы программы,

такие, как:

1. виды обуви;

2. строение обуви;

3. назначение обуви;

4. методы крепления обуви;

5. инструменты и приспособления;

6. материаловедение;

7. виды кож для верха обуви;

8.технология разных видов ремонта обуви;

9. технология пошива обуви и т.д.

Вывод: использование тестовых заданий является весьма эффективным

инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и

повышающим мотивацию к изучаемому предмету



В раздел образования