Напоминание

Методы поддержки детской инициативы


Автор: Иванова Валентина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Новокотяковский детский сад им. А.Т.Краснова"
Населённый пункт: д.Новое Котяково Батыревского м.о. Чувашской Республики
Наименование материала: МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ОТ ДЕКЛАРАЦИИ К ПРАКТИКЕ
Тема: Методы поддержки детской инициативы
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ОТ ДЕКЛАРАЦИИ К ПРАКТИКЕ

Введение

Современная образовательная парадигма, смещающая фокус с

трансляции знаний на развитие личности обучающегося,

провозглашает поддержку детской инициативы в качестве одного из

ключевых принципов. Инициатива понимается как внутреннее

побуждение, способность к самостоятельному начинанию,

проявлению активности и принятию ответственности за предлагаемую

идею или действие. В контексте федеральных государственных

образовательных стандартов развитие этой способности

рассматривается не как факультативная задача, а как необходимое

условие формирования универсальных учебных действий,

компетенции самообразования и, в конечном итоге,

конкурентоспособной, гармонично развитой личности.

Однако на практике между декларацией значимости инициативы и ее

реальной поддержкой зачастую лежит значительный разрыв.

Традиционная, авторитарная по своей сути, модель образования, где

педагог является единственным источником знания и

контролирующим органом, подавляет естественную познавательную

активность ребенка. Таким образом, актуальной проблемой

становится не столько осознание важности детской инициативы,

сколько овладение педагогом конкретным, технологически

выверенным инструментарием методов, позволяющих эту инициативу

выявлять, стимулировать и развивать в рамках образовательного

процесса. Данная статья посвящена анализу и систематизации таких

методов, представляющих практическую ценность для современного

педагога.

Теоретико-методологические основания поддержки инициативы

Поддержка детской инициативы не может быть сведена к набору

разрозненных приемов. Ее эффективность детерминирована общей

педагогической позицией и опорой на определенные психолого-

педагогические подходы.

Прежде всего, это деятельностный подход, в рамках которого

развитие личности происходит в процессе самостоятельной,

осмысленной деятельности. Инициатива рождается не из пассивного

слушания, а из вовлечения в решение практических и

интеллектуальных задач. Задача педагога – создать такую предметно-

развивающую среду и такие проблемные ситуации, которые

провоцируют ребенка на поиск решения, выдвижение гипотез и их

проверку.

Вторым ключевым основанием является личностно-

ориентированный подход. Он требует от педагога признания

уникальности каждого ребенка, уважения его интересов, темпа

развития и индивидуальных способов познания. Поддержка

инициативы в этой логике означает отказ от шаблонов и

предоставление выбора, что позволяет ребенку чувствовать себя

субъектом, а не объектом образовательного процесса.

Наконец, важнейшую роль играет гуманистическая психология (А.

Маслоу, К. Роджерс), акцентирующая значение самоактуализации

личности. С этой точки зрения, инициатива – это проявление

внутренней потребности в росте и развитии. Задача образовательной

среды – не препятствовать этому процессу, а создать атмосферу

психологической безопасности, безусловного принятия и эмпатии, где

ребенок не боится ошибиться, высказать непопулярную идею или

задать «глупый» вопрос.

Таким образом, методологический фундамент поддержки инициативы

составляют: деятельность, личностная ориентированность и

психологическая безопасность. Все конкретные методы являются

производными от этих базовых принципов.

Классификация методов поддержки детской инициативы

Методы поддержки детской инициативы можно классифицировать по

нескольким основаниям. В данной статье предлагается

функциональная классификация, ориентированная на практику

педагога: методы, направленные на создание среды, методы

организации взаимодействия и методы рефлексивной оценки.

1. Методы создания инициативной образовательной среды

Среда является первым и непрерывно действующим фактором,

стимулирующим или подавляющим инициативу. Она включает в себя

предметное пространство, временной режим и эмоционально-

психологическую атмосферу.

Принцип доступности и вариативности материалов. Классическая

монополия учебника должна быть разрушена. Среда должна быть

насыщена разнообразными источниками информации: книгами разных

уровней сложности, медиаресурсами, конструкторами, материалами

для экспериментирования (включая природные и бросовые).

Ключевой момент – открытый доступ к этим ресурсам и возможность

их самостоятельного использования ребенком для реализации

собственных замыслов. Например, уголок с микроскопами, лупами,

коллекциями минералов и инструкциями по их изучению провоцирует

исследовательскую активность вне рамок конкретного урока.

Организация «открытых» зон. Пространство класса или группы

должно быть зонировано в соответствии с разными видами

активности: зона для уединенной работы, зона для дискуссий, зона

для творчества, зона для проектной деятельности. Это позволяет

ребенку самостоятельно выбирать не только содержание, но и

контекст деятельности, что является мощным стимулом для

проявления инициативы.

Технология «свободного выбора». Этот метод предполагает

предоставление ребенку права принимать решения в различных

аспектах образовательного процесса: что делать (выбор из

нескольких предложенных педагогом заданий или тем), как делать

(выбор материалов, инструментов, форм работы – индивидуально, в

паре, в группе), когда делать (планирование последовательности

действий в рамках отведенного времени). Систематическое

предоставление выбора формирует у ребенка привычку к

самоопределению и ответственности за него.

Создание атмосферы психологической безопасности. Это не

столько метод, сколько непреложное условие, достигаемое через

систему микрометодов. Сюда относится:

o

Безусловное принятие: ценность имеет любая высказанная идея,

даже ошибочная.

o

Культура «позитивной ошибки: ошибка трактуется не как провал, а

как ценный опыт, ступенька к пониманию. Педагог моделирует такое

отношение на собственном примере.

o

Отказ от жесткой критики: критика должна быть конструктивной,

направленной не на личность, а на действие, и содержать

предложения по улучшению.

o

Активное эмпатийное слушание: демонстрация искренней

заинтересованности в том, что говорит ребенок.

2. Методы организации взаимодействия, стимулирующие

инициативу

Данная группа методов связана с непосредственным построением

учебного диалога и организацией совместной деятельности.

Метод проблемного изложения и эвристической беседы. Педагог

не сообщает готовые знания, а создает проблемную ситуацию,

противоречие, которое необходимо разрешить. Посредством системы

наводящих вопросов (эвристическая беседа) он подводит детей к

самостоятельному «открытию» знания. Этот метод переводит ребенка

из пассивного слушателя в активного со-исследователя. Например,

вместо рассказа о свойствах воздуха педагог ставит вопрос: «Как

можно «увидеть» воздух и доказать, что он существует?», побуждая

детей к выдвижению и экспериментальной проверке гипотез.

Проектная деятельность выступает в качестве системообразующего

метода развития инициативы. Ее ключевые этапы идеально

соответствуют логике инициативного действия:

1. Определение проблемы и темы: на этом этапе педагог поощряет

детей к наблюдению за окружающим миром и формулированию

собственных вопросов («Почему в нашем парке мало птиц?», «Как

создать мультфильм своими руками?»).

2. Планирование: дети самостоятельно или с помощью педагога

намечают план действий, распределяют роли, определяют

необходимые ресурсы.

3. Реализация: сбор информации, проведение экспериментов, создание

продукта. Роль педагога – консультант и помощник, но не

руководитель.

4. Презентация результата: представление итогов своей работы перед

аудиторией формирует ответственность и позволяет получить

признание, что мотивирует на новые инициативы.

Технология «Дети-эксперты». Этот метод предполагает, что ребенок

или группа детей, глубоко изучившие определенную тему, выступают

в роли экспертов для своих одноклассников. Это не только повышает

самооценку и статус ребенка, но и создает мощный стимул для

углубленного, самостоятельного изучения материала, чтобы

соответствовать роли эксперта.

Мозговой штурм и его модификации. Данный метод позволяет

снять психологические барьеры (страх оценки, критики) на этапе

генерации идей. Важнейшее правило – запрет на критику на первом

этапе. Это поощряет самых робких детей высказывать любые, даже

самые фантастические предложения, что культивирует смелость

мысли и готовность к нестандартным решениям.

Прием «Незаконченное предложение» («Открытый

вопрос»). Вместо вопросов, требующих однозначного ответа

(«да/нет» или воспроизведения факта), педагог использует вопросы,

провоцирующие размышление: «Что бы произошло, если бы...?», «Как

вы думаете, почему...?», «Каким другим способом можно решить эту

задачу?». Такие вопросы не имеют единственно верного ответа и

ориентированы на развитие гипотетического мышления.

3. Методы рефлексивной оценки и фиксации достижений

Без грамотно организованной обратной связи инициатива может

угаснуть, так как ребенок не будет видеть ценности и смысла своих

действий.

Формирующее оценивание. В отличие от итогового оценивания

(контрольная работа, зачет), формирующее оценивание направлено

на процесс. Его инструменты (оценочные листы, чек-листы, рубрики)

позволяют ребенку самостоятельно отслеживать свои продвижения,

видеть сильные стороны и зоны роста. Когда ребенок сам участвует в

оценке своего труда, он становится его субъектом, что укрепляет

инициативную позицию.

Портфолио (папка достижений). Сборник работ ребенка, который он

формирует самостоятельно, является материальным свидетельством

его инициативы и роста. Анализируя свое портфолио, ребенок

рефлексирует свой путь: какие идеи ему удалось реализовать, что

нового он узнал, какие навыки приобрел. Это стимулирует его ставить

новые, более сложные цели.

Саморефлексия и взаимооценка. Регулярное использование в

конце занятия или проекта вопросов для самоанализа: «Что нового я

сегодня узнал?», «Что у меня получилось лучше всего?», «Что было

самым трудным?», «Какую цель я поставлю на следующий раз?».

Введение практики взаимооценки (по четким, заранее оговоренным

критериям) учит детей давать конструктивную обратную связь и

адекватно воспринимать оценку сверстников, что также является

проявлением инициативного и ответственного поведения.

Преодоление типичных барьеров и рисков

Внедрение методов поддержки инициативы сопряжено с рядом

трудностей. Во-первых, это риск потери

управляемости образовательным процессом. Педагогу может

казаться, что предоставление свободы выбора приведет к хаосу.

Минимизировать этот риск позволяет четкая структура и рамки, внутри

которых действует свобода. Например, «вы можете выбрать любую из

этих пяти тем и работать в группе или индивидуально, но презентация

должна быть готова к пятнице».

Во-вторых, существует опасность формального применения

методов. Размещение в классе уголков для самостоятельной

деятельности не даст эффекта, если педагог не создает ситуации,

мотивирующие детей к их использованию, и не предоставляет

времени для такой работы.

В-третьих, это неготовность самих детей. В условиях долгого

пребывания в авторитарной системе у детей может наблюдаться

«выученная беспомощность» – нежелание и неумение проявлять

самостоятельность. В этом случае педагог должен действовать

постепенно, начиная с малых, гарантированно успешных выборов и

простых проектов, последовательно расширяя зону

самостоятельности.

Наконец, ключевым барьером является позиция самого педагога.

Переход от роли транслятора к роли фасилитатора, организатора и

наставника требует серьезной личностной и профессиональной

перестройки, развития собственной рефлексии и готовности к

импровизации.

Заключение

Поддержка детской инициативы – это не эпизодическая акция, а

системная перестройка всего образовательного процесса, основанная

на смене педагогической философии. Рассмотренные методы –

создание инициативной среды, организация специфических форм

взаимодействия и внедрение рефлексивной оценки – представляют

собой взаимосвязанный комплекс. Их эффективность определяется

не разрозненным применением, а синергетическим эффектом, когда

среда провоцирует на активность, формы взаимодействия ее

направляют и развивают, а оценка придает ей осмысленность и

ценность.

Результатом такой работы становится не просто усвоение учебной

программы, а формирование инициативной, самостоятельной,

ответственной личности, способной ставить цели, искать и находить

нестандартные решения, а значит – быть готовой к успешной жизни в

динамично меняющемся мире. Таким образом, овладение методами

поддержки детской инициативы перестает быть вопросом

педагогической моды и становится профессиональной

необходимостью для современного педагога.



В раздел образования