Автор: Ботвинова Виктория Романовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №28
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, АРМАВИР
Наименование материала: Статья
Тема: " Как правильно выстроить РППС для детей с ОВЗ (ТНР) по физическому воспитанию"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦМПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №28
Тема: " Как правильно выстроить РППС для детей с ОВЗ (ТНР) по
физическому воспитанию"
Подготовила: воспитатель
Ботвинова Виктория Романовна
2025 год
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (далее ФГОС ДО) и Примерная адаптированная основная образовательная
программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
определяют обращение к личностно-ориентированной педагогике.
Это предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с тяжелыми
нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса.
ФГОС ДО включает в себя требования к условиям реализации Программы.
Одними из которых, являются требования к организации развивающей предметно-
пространственной
среды
(далее
РППС),
которая
представляет
систему
условий
социализации и индивидуализации (пункт 2.4 ФГОС ДО) детей с ОВЗ. Согласно
требованиям ФГОС ДО РППС должна быть:
Содержательно
-
насыщенной
-
соответствовать
возрастным
и
индивидуальным
возможностям
детей,
содержанию
Программы.
Образовательное
пространство организации и группы должно быть оснащено средствами обучения (в том
числе
техническими),
соответствующими
материалами,
игровым,
спортивным,
музыкальным оборудованием и инвентарём, в соответствии со спецификой Программы.
Трансформируемой
-
обеспечена
возможность
изменения
РППС
в
зависимости от образовательной ситуации, выносить на первый план ту или иную
ситуацию пространства. Например, если знакомим детей с правилами ПДД, то
перемещаемся из учебной зоны в центр безопасности и с использованием ковриков,
машин и дорожных знаков моделируем определённую ситуацию (или в зону игры
моделируя бытовые ситуации).
Полифункциональной
-
что
предполагает
наличие
разнообразных
не
обладающих жёстко закреплённым способом употребления предметов, в том числе
природных
материалов,
пригодных
для
использования
в
разных
видах
детской
активности, можно в качестве предметов-заместителей в игре. Например, в группе
имеются игровые модули «Магазин», «Парикмахерская», мягкая мебель, которые дети
могут перемещать по своему усмотрению или по необходимости использования в другом
центре.
Вариативной
-
наличие
в
группе
различных
пространств
(для
игры, конструирования и т.д.), а также разнообразных материалов: игр, игрушек и
оборудования,
обеспечивающих
свободный
выбор
детей,
сменяемость
игрового
материала, появление новых предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность
детей по выбору. Воспитатели, заметив, что какие-то игрушки уже не представляют
интереса для детей, заменяют их другими на некоторый период.
Доступной - имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим основные виды деятельности. Так в разновозрастной группе
для детей помладше все игрушки, игры и материалы, соответствующие их возрасту по
возможности расположены на уровне их доступа, а то, что для детей постарше находится
повыше, или убрано в контейнеры и детские комоды.
Безопасной - что предполагает соответствие всех её элементов требованиям по
обеспечению надёжности и безопасности их использования. То есть игрушки, пособия,
материалы и мебель соответствуют требованиям ФГОС ДО, пожарной безопасности и
нормам СанПиНа.
Согласно ФГОС ДО РППС должна обеспечивать максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства группы и способствовать полноценному
развитию личности ребёнка во всех образовательных областях, а именно: социально-
коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной, речевой и физической.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в
группе
комбинированной
направленности
создает
возможности
для
успешного
устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет
ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в
свободной
деятельности,
стимулирует
развитие
творческих
способностей,
самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе,
а
значит,
способствует
всестороннему
гармоничному
развитию
личности
и
ее
социализации.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
группы
комбинированной
направленности
для
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи
(далее
–
РППС)
соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
РППС группы обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной
программы. Все центры организованы таким образом, чтобы одновременно обеспечить
возможность
коррекционно-развивающей
работы,
совместной
организованной
деятельности детей с педагогом и самостоятельной активности детей. Дидактические
пособия, иллюстративный материал поддерживают интерес ребенка к различным видам
деятельности,
побуждают
к
выполнению
заданий,
стимулируют
к
творческому
самовыражению.
Тема физического воспитания в настоящее время очень актуальна, потому что
физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на создание
условий, способствующих улучшению здоровья, физического и двигательного развития
ребенка. Двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные
знания о способах укрепления собственного здоровья позволят обеспечить детям
необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Физическое развитие – понимается как процесс и итог формирования способностей
и функций организма человека, достигнутый под воздействием наследственности,
окружающей среды и уровнем двигательной активности.
Речь
—
это
исторический
дар,
приобретенный
в
процессе
эволюции
и
определяющий человека как разумное существо. Через речь люди могут общаться друг с
другом, проявлять коммуникативные способности в различных сферах жизни общества.
Тяжелые нарушения речи отражаются на умственной деятельности ребенка, которая
проявляется в познавательной, эмоциональной и волевой сферах личности.
Наличие речевого дефекта приводит к ярко выраженным изменениям ключевых
показателей психофизического развития ребенка. Таким детям свойственно неумение
слушать,
повышенная
утомляемость,
снижение
уровня
восприятия.
Наблюдается
замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что неполноценная речевая
деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы детей. Многие исследователи отмечают недостаточную
устойчивость внимания, тенденцию к снижению психической работоспособности, низкий
уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти. Дети с речевой
патологией часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность
заданий. Им трудно переключаться с одного вида деятельности на другой.
Особенности физического развития детей с ТНР состоят в том, что такие дети
отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного
задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность
элементов действия, опускают его составные части. Кроме речевого дефекта у детей часто
наблюдаются хронические заболевания дыхательной, вегетососудистой, нервной и
костно-мышечной систем организма.
Для детей с ТНР характерна общая моторная недостаточность, разной степени
выраженности, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как эти
движения тесно связаны с речевой функцией. Состояние общей моторики влияет на
развитие чувства ритма и равновесия, ориентировки в пространстве, способности
управлять силовыми и пространственными движениями.
Специфично поведение и психическое развитие детей с ТНР. Им характерна
повышенная
возбудимость,
эмоциональная
неустойчивость,
негативизм,
раздражительность. И, наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность,
апатичность.
Также нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным
волевым усилиям, из–за речевых недостатков затруднено общение со сверстниками.
Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ТНР
предполагает решение как общеобразовательных, так и ряда коррекционных задач,
направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной
сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Внимание направлено на формирование потребности в необходимости выполнения
физических упражнений, формирование и развитие умения использовать физические
упражнения
рационально
при
осуществлении
самостоятельной
двигательной
деятельности, формирование и воспитание волевых качеств, таких как смелость,
решительность, уверенность в своих силах.
Основными задачами в работе с детьми с ТНР являются следующие:
создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития
двигательных и психофизических способностей;
повышение
физиологической
активности
органов
и
систем
детского
организма;
коррекция речедвигательных нарушений;
формирование потребности в необходимости выполнения физических
упражнений.
Основу коррекционной работы с детьми с ТНР должны составлять виды
деятельности, направленные на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая
гимнастика, самомассаж), функций равновесия и ориентировки в пространстве,
зрительно-моторной координации движений (подвижные игры, игры с элементами
танцевальных движений), укрепление опорно-двигательного аппарата (упражнения на
осанку и для профилактики плоскостопия, ритмика), дыхательной и сердечно-
сосудистой систем (дыхательная гимнастика, ритмика, музыкотерапия), формирование
умения регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела (релаксация).
Воспитателем детского сада реализуются как общеобразовательные, так и
коррекционные
задачи,
направленные
на
устранение
недостатков
в
сенсорной,
аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого
дефекта.
В течение всего дня пребывания ребенка в детском саду проводится ряд
физических упражнений и занятий, примеры которых приводятся ниже и разделены в
зависимости от вида и места физических нагрузок.
1. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика - система упражнений, направленных на развитие и
тренировку мышц пальцев рук. Пальчиковые игры рекомендовано проводить в вводной
части занятий или после занятий, связанных с напряженной зрительной работой в
качестве активного отдыха. Такие комплексные упражнения развивают координацию
движения, помогают в концентрировании внимания ребенка. Если они сопровождаются
стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс
восприятия и деятельность.
2. Дыхательная гимнастика.
Во время проведения дыхательной гимнастики ведётся работа над развитием силы,
плавности,
длительности
выдоха.
Кроме
оздоровительного
значения,
выработка
правильного
дыхания
необходима
для
дальнейшей
работы
над
коррекцией
звукопроизношения. Правильное дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и
развитие голоса.
Кроме
того,
дыхательная
гимнастика
оказывает
на
организм
ребенка
комплексное лечебное воздействие:
положительно
влияет
на
обменные
процессы,
играющие
важную
роль
в
кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствует восстановлению нервных регуляций со стороны центральной нервной
системы;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
3. Гимнастика после сна.
Главные задачи, стоящие перед такой группой разминки, состоят в том, чтобы
увеличить тонус нервной системы, укрепить мышечный тонус. Также проводимый
комплекс упражнений способствует профилактике нарушений опорно-двигательного
аппарата, идет постепенное развитие физических навыков. Такой игровой комплекс
упражнений помогает сохранить положительные эмоции при выполнении физических
упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
4.Подвижные игры на прогулке.
Подвижные игры положительно влияют на психологическое состояние детей,
особенно полезны игры на свежем воздухе. Они способствуют развитию чувства ритма,
гармоничности движений, успешно помогают формированию речи. Во время подвижных
игр активизируются все системы организма: дыхание, зрение, слух, кровообращение. Игра
приносит ребенку только позитивные эмоции.
Для целенаправленного развития внешнего дыхания необходим рациональный
подбор средств и методов педагогического воздействия. Вариативность достигается за
счет изменения исходных положений, темпа движений, введения дополнительных
заданий, использование спортивного инвентаря. В связи с затруднением восприятия
словесных
инструкций,
все
команды
должны
быть
образными,
краткими
и
сопровождаться показом.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что физическое воспитание
должно стать приоритетным направлением в работе с детьми с ТНР. Занятия физической
культурой выступают важным фактором всестороннего развития ребенка, формирования
его психических функций и речи. При работе с детьми с ТНР необходимо учитывать
специфические
особенности
таких
детей:
оказывать
постоянную
педагогическую
поддержку в овладении двигательными действиями, снимать эмоциональное напряжение
и дискомфорт, которые могут появиться, преодолевать двигательную недостаточность,
возникающую
на
фоне
речевой
патологии.
При
условии
особой
организации
образовательного процесса, оказания коррекционно-педагогической помощи, вполне
возможно укрепить здоровье ребенка, скорректировать уже имеющиеся нарушения,
способствовать активной стимуляции и развитию речевого центра, помогая развитию
полноценной личности.
Список литературы:
1. Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Учебное пособие КАЗАНЬ - 2013
2. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи детей. – СПб.: Речь,
1993. – 70 с.
3. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр
ВЛАДОС, 2002. – 680с.
4. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н.
Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
5. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1.
Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической
культуры / Под общей ред.проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002.
6. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990. –
250 с.
7. Певченков В.В. Тандо – новый метод адаптивного физического воспитания//
Теор. и пракг. физич. культ., 1998