Напоминание

Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родной природой


Автор: Волгушева Алевтина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко"
Населённый пункт: с.Дубёнки
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родной природой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Волгушева А. А.,воспитатель МБДОУ «Дубёнский детский сад «Солнышко»

Воспитание патриотических чувств дошкольников

через ознакомление с родной природой

"Охранять природу - значит охранять Родину"

(М.Пришвин)

Однажды ко мне обратились дети с вопросом : «А что означает слово

Родина?» Тут я стала объяснять: «Родина от слова «родиться». Где мы

родились, то место мы и называем своей Родиной.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными

представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать

красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать

любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из

главных задач педагога.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края –

одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно

по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений

об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Под патриотическим воспитанием педагоги нашего ДОУ понимают

взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении,

которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке

общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам

национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание

эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности,

привязанности к окружающему [1].

Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного

возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые

дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких

качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во

взаимодействии с родной природой.

В рамках патриотического воспитания параллельно с другими решаются

следующие задачи [2]:

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и

чувства сопричастности к ней;

формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Для реализации цели и задач воспитатели создают взаимосвязанные и

взаимообусловленные педагогические условия:

знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями

проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны

года

организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов,

овощей, посадка кустов, деревьев

организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в

которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,

животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым

жизненным условиям и ежедневно по необходимости

тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи

воспитанников

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей

дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в нашем

детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:

Уголки природы, включающие в себя комнатные растения; зону

коллекций семян, камней, гербариев, материалов; природный материал,

географические карты, макеты, и оборудование для ухода за ними, уголки

для детского экспериментирования, библиотека книг и журналов о природе

родного края, подобран иллюстративный материал, фотографии, книги о

природе родного края, изготовленные педагогами, родителями и детьми,

маски, атрибуты для инсценировок, проходят тематические выставки работ

воспитанников и их родителей изготовленных из природных материалов.

территория детского сада: игровые площадки для организации детских

праздников, разные породы деревьев и кустарников, цветник.

Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся

природоохранные акции. В групповых уголках природы, благодаря

родителям наших воспитанников пополняются коллекции, оформляется

гербарий. Таким образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира

нашего края.

В октябре в детском саду традиционно проводятся праздник «Осенний

лес полон чудес». В рамках этого мероприятия на занятиях по экологии дети

получают знания о грибах, ягодах, растениях, знакомятся с сезонными

изменениями в природе, приметами.

В процессе работы над образовательными проектами «Синичкин день»,

«Ягоды для птичек», «Что нам осень подарила», «Богатства родного края»

дети знакомятся с полезными ископаемыми, природоохранной

деятельностью человека, получают в увлекательной форме самые

разнообразные знания о родной природе, её красоте.

Успешно ежегодно проходит акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» –

против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Дети вместе с

родителями и воспитателями рисуют плакаты в защиту хвойных деревьев, а

затем развешивают их в общественных местах.

Изготавливаются памятки с информацией о негативном влиянии мусора

на здоровье жителей, необходимости поддержания чистоты в селе и её

окрестностях. Провели информационную работу среди населения и акции по

сбору и утилизации пластиковых бытовых отходов.

В детском саду проводится серьезная работа по организации экскурсий.

Через экскурсии в парк, на луг, поле формируются представления детей об

окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных

породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется

чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Тема родной природы является для ребенка полем для проявления

творчества, инициативы, самостоятельности. Наши воспитанники вместе с

родителями и педагогами пишут сказки о родной природе, придумывают

сюжет. В прошлом учебном году наш МБДОУ «Дубёнский детский сад

«Солнышко» принял участие в акции «Ценности будущего в традициях

народной культуры», в проекте семейные ценности «Бабушкины сказки» и

стал оказался в числе лидеров на региональном этапе

Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена

тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками

всех мероприятий, проводимых в нашем детском саду: в экологических

акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. В

работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с

детьми изготавливают кормушки и скворечники, обогащают свои знания.

Мы учим воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том

доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность

понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов

животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в

таком доме, каким построит его сегодня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Николаева С.Н. «Юный эколог» - М., 2004

Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой,

В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М., 2007



В раздел образования