Автор: Волгушева Алевтина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко"
Населённый пункт: с.Дубёнки
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родной природой
Раздел: дошкольное образование
Волгушева А. А.,воспитатель МБДОУ «Дубёнский детский сад «Солнышко»
Воспитание патриотических чувств дошкольников
через ознакомление с родной природой
"Охранять природу - значит охранять Родину"
(М.Пришвин)
Однажды ко мне обратились дети с вопросом : «А что означает слово
Родина?» Тут я стала объяснять: «Родина от слова «родиться». Где мы
родились, то место мы и называем своей Родиной.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными
представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать
красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать
любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из
главных задач педагога.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края –
одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно
по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.
Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений
об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Под патриотическим воспитанием педагоги нашего ДОУ понимают
взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении,
которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке
общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам
национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание
эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности,
привязанности к окружающему [1].
Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного
возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые
дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких
качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во
взаимодействии с родной природой.
В рамках патриотического воспитания параллельно с другими решаются
следующие задачи [2]:
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и
чувства сопричастности к ней;
формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Для реализации цели и задач воспитатели создают взаимосвязанные и
взаимообусловленные педагогические условия:
знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны
года
организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов,
овощей, посадка кустов, деревьев
организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в
которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,
животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым
жизненным условиям и ежедневно по необходимости
тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи
воспитанников
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей
дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в нашем
детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:
Уголки природы, включающие в себя комнатные растения; зону
коллекций семян, камней, гербариев, материалов; природный материал,
географические карты, макеты, и оборудование для ухода за ними, уголки
для детского экспериментирования, библиотека книг и журналов о природе
родного края, подобран иллюстративный материал, фотографии, книги о
природе родного края, изготовленные педагогами, родителями и детьми,
маски, атрибуты для инсценировок, проходят тематические выставки работ
воспитанников и их родителей изготовленных из природных материалов.
территория детского сада: игровые площадки для организации детских
праздников, разные породы деревьев и кустарников, цветник.
Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся
природоохранные акции. В групповых уголках природы, благодаря
родителям наших воспитанников пополняются коллекции, оформляется
гербарий. Таким образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира
нашего края.
В октябре в детском саду традиционно проводятся праздник «Осенний
лес полон чудес». В рамках этого мероприятия на занятиях по экологии дети
получают знания о грибах, ягодах, растениях, знакомятся с сезонными
изменениями в природе, приметами.
В процессе работы над образовательными проектами «Синичкин день»,
«Ягоды для птичек», «Что нам осень подарила», «Богатства родного края»
дети знакомятся с полезными ископаемыми, природоохранной
деятельностью человека, получают в увлекательной форме самые
разнообразные знания о родной природе, её красоте.
Успешно ежегодно проходит акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» –
против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Дети вместе с
родителями и воспитателями рисуют плакаты в защиту хвойных деревьев, а
затем развешивают их в общественных местах.
Изготавливаются памятки с информацией о негативном влиянии мусора
на здоровье жителей, необходимости поддержания чистоты в селе и её
окрестностях. Провели информационную работу среди населения и акции по
сбору и утилизации пластиковых бытовых отходов.
В детском саду проводится серьезная работа по организации экскурсий.
Через экскурсии в парк, на луг, поле формируются представления детей об
окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных
породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется
чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Тема родной природы является для ребенка полем для проявления
творчества, инициативы, самостоятельности. Наши воспитанники вместе с
родителями и педагогами пишут сказки о родной природе, придумывают
сюжет. В прошлом учебном году наш МБДОУ «Дубёнский детский сад
«Солнышко» принял участие в акции «Ценности будущего в традициях
народной культуры», в проекте семейные ценности «Бабушкины сказки» и
стал оказался в числе лидеров на региональном этапе
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена
тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками
всех мероприятий, проводимых в нашем детском саду: в экологических
акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. В
работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с
детьми изготавливают кормушки и скворечники, обогащают свои знания.
Мы учим воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том
доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность
понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов
животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в
таком доме, каким построит его сегодня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Николаева С.Н. «Юный эколог» - М., 2004
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М., 2007