Автор: Лантинов Артем Сергеевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Уярский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: г.Уяр
Наименование материала: Статья
Тема: Теоретическая и практическая сдача экзаменов на право управления самоходной техникой
Раздел: среднее профессиональное
Теоретическая и практическая сдача экзаменов на право управления
самоходной техникой
Автор: Лантинов Артем Сергеевич, преподаватель.
Место
работы:
КГБПОУ
«Уярский
сельскохозяйственный
техникум»,
Красноярский край.
Современные самоходные машины играют ключевую роль в разных
сферах хозяйственной деятельности. Однако, управление такой техникой
требует
не
только
глубоких
теоретических
знаний,
но
и
серьезных
практических навыков. Именно поэтому перед получением удостоверения
тракториста-машиниста
кандидаты
проходят
строгий
экзаменационный
контроль под руководством инспекции Гостехнадзора. Этот этап служит
гарантией профессионализма будущих операторов.
Экзамен состоит из двух частей
Теоретическая часть - проверка знаний правил дорожного движения
(ПДД) и основ безопасной эксплуатации самоходных машин.
Практическая часть – кандидаты демонстрируют навыки вождения и
умение применять правила дорожного движения в реальных условиях.
Каждый экзамен – это не только проверка знаний. Но и оценка реальных
навыков управления сложной техникой, что в дальнейшем обеспечивает
безопасность и эффективность работы в профессии.
Подготовка и процедура экзамена.
Перед
началом
испытаний
инспекторы
проверяют
документы.
Кандидаты предоставляют необходимые документы: паспорта, медицинские
справки и свидетельства о прохождении обучения.
Экзамен начинается с проверки теоретических знаний. Экзаменуемые
проходят тестирование, отражающее их знание правил дорожного движения,
устройство трактора и основ безопасного управления.
1
Тестирование проходит в программе Гостехнадзора. В билетах по ПДД
20 вопросов, на решение которых даётся 20 минут, курсанту допускается
сделать 5 ошибок для успешной сдачи.
На следующем этапе теоретического экзамена студенты проходят
проверку по программе «Безопасная эксплуатация самоходных машин», в
которых находятся 8 вопросов, на которые нужно ответить за 8 минут,
допустив не более 2 ошибок.
Если теория не сдана, то пересдача назначается не ранее чем через 7
дней. Результаты теоретического экзамена действительны в течении 3 месяцев.
Курсанты, сдавшие теоретический экзамен, допускается к выполнению второй,
практической части экзамена, которая проходит на специализированном
полигоне - трактодроме.
Трактодром - это специальная площадка на территории техникума,
которая оборудована для обучения управлением самоходными машинами, а
также для проведения экзамена и испытаний. Она покрыта асфальтобетоном,
оснащена разметкой, светофорами, дорожными знаками и освещением.
Стационарно оборудованы эстакады, имеющие уклон 8-16 градусов. Имеется
переносное оборудование: конусы и стойки разметочные, служащие для
обозначения линии начало и окончания выполнения упражнений, границ
упражнений.
Перед тем, как приступить к выполнению практического экзамена, для
экзаменуемых проводится инструктаж по технике безопасности и эксплуатации
самоходных машин.
После получения инструктажа курсант занимает место в кабине
самоходной машины, пристёгивается ремнём безопасности, перед запуском
двигателя
ему
необходимо
проверить
органы
управления,
чтобы
они
находились в нейтральном положении. Убедившись, что все соответствует
требованиям, экзаменуемый производит запуск двигателя, перед началом
движении отпускает ручной тормоз, подаёт звуковой сигнал и указатель
2
поворота. Начинает движении и подъезжает к месту начала выполнения
упражнения «Остановка и трогание на подъём».
Подъезжает к первой стоп-линии, останавливается, не пересекая ее,
фиксирует транспортное средство ручным тормозом, после получения команды
инструктора, сняв транспортное средство с ручного тормоза, начинает
движение по направлению ко второй стоп-линии, останавливается, не допуская
её пересечения. Начиная движение от второй стоп-линии, курсант обязан не
допустить откат самоходного транспортного средства назад, после преодоления
подъёма,
экзаменуемый
должен
остановиться
у
третьей
стоп-линии,
зафиксировать транспортное средство (ТС) ручным тормозом.
Будущий механизатор, осваивая это упражнение, совершенствует
комплекс навыков, таких как: управление, сцепление, работа с тормозами,
контроль отката, координация действий.
Следующее упражнение: «Постановка ТС в бокс задним ходом»
Сняв с ручного тормоза, подъезжает к стоп-линии, не пересекая её
передними колёсами, делает остановку. Включает указатель, подаёт звуковой
сигнал и начинает движение задним ходом, ориентируясь по зеркалу заднего
вида. Упражнение будет считаться выполненным, если экзаменуемый заехал в
гараж, не пересекая его габаритные линии, зафиксировать остановку ручным
тормозом.
3
На мой взгляд, это упражнение самое сложное для начинающего
механизатора. Однако, его в любом случае нужно научиться выполнять, так как
рано или поздно придётся ставить технику на парковку или в гараж. Тогда и
пригодятся навыки, полученные на трактородроме.
Следующее упражнение «Подъезд самоходной машины к прицепу и
постановка его задним ходом в бокс».
Для выполнения данного упражнения курсант делает остановку у
воображаемой линии, обозначенной конусами. Подав звуковой сигнал и
включив поворот, начинает движение задним ходом к прицепу, подъехав к
которому, устанавливает ручной тормоз, выходит из кабины и выполняет
сцепку
прицепа
с
трактором,
фиксируя
стопорным
пальцем
и
предохранительной скобой. Далее садится в кабину управления, пристёгивает
ремень безопасности, снимает ручной тормоз и продолжает движение вперед до
воображаемой линии, обозначенной конусами, не пересекая её. Остановившись
у линии, подав сигнал и включив поворот, начинает движение задним ходом с
прицепом.
Упражнение считается выполненным, когда прицеп будет стоять в
воображаемом обозначенными линиями боксе без их пересечения.
4
Данное упражнение вырабатывает чувство контроля габаритов, умение
управления рулём и зеркалами, а также понимание траектории движения.
Данный экзамен показывает не только умение управлять самоходным
транспортным средством, но и прививает ответственность за безопасность
движения, окружающих и сохранность техники.
Таким образом, процесс аттестации трактористов-машинистов помогает
поддерживать высокий уровень квалификации специалистов, отвечающих за
эксплуатацию спецтехники.
5