Напоминание

«Алгоритмика как средство формирования предпосылок функциональной математической грамотности»


Автор: Архипова Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СП " Детский сад №70" ГБОУ ООШ №23
Населённый пункт: г. Сызрань Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Алгоритмика как средство формирования предпосылок функциональной математической грамотности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Алгоритмика как средство формирования предпосылок функциональной

математической грамотности»

В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО приоритетной целью современного образования

является

формирование

функциональной

грамотности.

Сначала

функциональная

грамотность понималась как ликвидация безграмотности, но сейчас мы воспринимаем ее в

более широком контексте - как способность использовать все постоянно приобретаемые в

жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона

жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений.. Одна из составляющих функциональной грамотности - это математическая

грамотность,

позволяющая

свободно

использовать

математические

знания

для

удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Начинать

формировать предпосылки математической грамотности необходимо уже с дошкольного

возраста, когда создается базовая основа математики и это является благодатной почвой..

Современные дети живут в эпоху активной информатизации и компьютеризации, поэтому

одним из эффективных средств развития предпосылок формирования функциональной

математической грамотности у детей в процессе обучения в ДОУ являются игры,

направленные на развитие алгоритмики и программирования. Сегодня мы хотим

поделиться опытом своей работы на тему «Алгоритмика как средство формирования

предпосылок функциональной математической грамотности».

В математики существует много различных игр, направленных на развитие основ

алгоритмики и программирования.. Часто мы можем слышать, особенно от детей

школьного возраста: «Зачем нам нужна математика, считать научились и достаточно». Но

когда мы окунаемся во взрослую жизнь, где приходится решать жизненные проблемы и

задачи, мы часто обращаемся к математическим знаниям, сами того, не подразумевая. Но,

к сожалению, многие из нас, взрослых, не умеют применять полученные математические

знания в жизни. Приведу некоторые примеры:

1пример:поклеить обои в комнате. И сразу возникают вопросы: с чего начать, как

посчитать количество обоев и клея? Если мы умеем планировать свою деятельность и

применять полученные знания в жизни, то с этой задачей мы справимся без затруднений,

выстроим алгоритм действий: чтобы поклеить обои, нужно: снять старые обои,

отштукатурить стены, измерить высоту и ширину каждой стены, выбрать обои,

посмотреть на ширину и длину выбранных обоев, посчитать, сколько нужно рулонов

обоев купить, учитывая высоту и ширину стен комнаты, приобрести обои, измерить длину

первого полотна, отрезать, и т.д. Мы видим четкий алгоритм действий и видим, что в этой

задаче, математические знания нам просто необходимы: умение измерять длину, умение

находить площадь стен, умение высчитывать количество рулонов. Это и есть

функциональная математическая грамотность: умение применять знания в жизни.

Еще один пример, взвешивание товаров в магазине: мы выбираем нужный товар,

например, яблоки, фасуем в пакет нужное количество яблок, кладем на весы, выбираем

номер товар и забираем штрих-код для оплаты. Из примеров мы видим, что умение

решать алгоритмы в математике, помогают нам не только решать математические задачи,

но и задачи в различных сферах деятельности и этому важно учить современных детей.

Рассмотрим некоторые игры для детей, направленные на развитие алгоритмического

мышления и их влияние на формирование предпосылок функциональной математической

грамотности. Игры на развитие алгоритмического мышления мы можем использовать на

любых занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Ситуации, в которых мы

используем игры, могут быть как искусственно созданные, так и возникать спонтанно.

Например, элементарные игры «Составь ряд»,

«Раздели на группы» мы можем использовать в физкультурной деятельности:

построиться мальчик – девочка, рассчитаться по порядку, построиться в две колонны,

разделиться на команды по цвету флажка,.

В познавательной деятельности при изучении темы «Рост растений» предложить детям

выстроить цепочку этапов роста растений, что сначала – что потом.

При сервировке столов дети тоже выполняют алгоритм действий: соотносят количество

детей и необходимых столовых приборов, каждому ребенку ставят определённый набор:

тарелка,

ложка,

чашка.

Это

искусственно

созданные

ситуации.

Есть

ситуации,

возникающие спонтанно, но тоже требующие составления алгоритма действий и

применения математических знаний.

, на занятиях по развитию технического творчества можно использовать игру «Стадион».

взрослый (воспитатель) рассказывает о том, что дети пришли на стадион посмотреть игру

команды по футболу (волейболу, баскетболу и т.д.) и им необходимо приобрести билет,

чтобы занять нужное место на трибуне. Ребенок «покупает» билет (карточку с заданным

алгоритмом) и ищет на трибуне (игровом поле) свое место. Для этого он должен пройти

по заданному алгоритму с помощью фишки, показать и назвать свое место. Используемые

математические знания: умение ориентироваться в пространстве, двигаться по заданному

алгоритму и самостоятельно составлять алгоритм Помогает сформировать у дошкольника

функциональную грамотность.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром можно предложить детям игру

«Найди и назови дерево»: взрослый (воспитатель) предлагает отправиться в лес и

вспомнить, что растет в лесу: какие деревья, кустарники. В игре могут участвовать

несколько

игроков..

Взрослый

(воспитатель)

рассказывает

о

том,

что

получил

пиктограмму, с помощью которой просит найти дерево в лесу и предлагает детям помочь.

Ребенку предлагается игровое поле и пиктограмма. Начало пути отмечено цветным

кругом. Пройдя по заданному алгоритму с помощью фишки, ребенок называет загаданное

дерево – последнюю ячейку пиктограммы. Используемые математические знания: умение

ориентироваться в пространстве, умение правильно подбирать слова, характеризующие

пространственные представления «вверх», «вниз», «вправо», «влево», умение «читать»

пиктограммы, самостоятельно составлять маршрут движения, используя пиктограммы ,

также предполагает формирование грамотности у дошкольника.

В самостоятельной деятельности можно предложить детям игру «Автосервис». взрослый

(воспитатель) рассказывает о том, что везде должен быть порядок и дома, и на работе.

Предлагает в автосервисе тоже навести порядок, разложить детали машин на свои места.

Игрок выбирает игровое поле, в ячейках которого изображены детали машин (называет

их), одна ячейка пустая. Задача игрока найти нужную часть машины и поставить ее в

пустую ячейку так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике не было одинаковых

предметов. (Игру можно проводить в форме соревнований: кто быстрее выполнит задание

правильно).

Также в игровой деятельности, можно предложить игру «Сотовая связь» или «Набери

номер»: взрослый (воспитатель) интересуется у детей, как можно сообщить какую-то

новость другому, если тот человек находится далеко и увидится с ним нет возможности

(написать смс, позвонить по телефону, по видеосвязи и т.д.).игрок выбирает игровое поле,

код-алгоритм и фишку. По заданному коду-алгоритму «набирает» номер телефона,

используя ячейки игрового поля, (двигается с помощью фишки по указанным цифрам) и

называет кому принадлежит номер (описать: мальчик, девочка, мужчина, женщина, цвет

волос, одежда, настроение и т.д.).

Также игры на развитие алгоритмического мышления как средство формирования

предпосылок математической грамотности я использую в различных конкурсах.

Например, при подготовке к конкурсу «Икаренок» мы играли с детьми в игру «Матрица»,

которая была одним из заданий этого конкурса. Взрослый (воспитатель) предлагает

создать постройку (по заданию: транспорт, животные, закономерность и т.д. или по

собственному замыслу), используя только детали конструктора, указанные на карточке -

схеме. Игрок выбирает любую карточку с заданием, отбирает необходимые детали

конструктора и создает постройку. (Игру можно проводить в форме соревнований: кто

быстрее выполнит задание правильно).

Таким образом, использование игр, направленных на развитие алгоритмического

мышления, положительно влияет на формирование предпосылок функциональной

грамотности. Такие игры позволяют активизировать познавательную деятельность детей,

совершенствовать коммуникативные качества, развивать логическое мышление, интерес к

решению

различных

жизненных

задач.

Дети

учатся

самостоятельно

работать

с

сопутствующими схемами, что делает детей грамотными и компетентными во многих

сферах деятельности, творчески подходят к решению игровых задач с помощью

составления алгоритмов.

Приложение 1

Игра «Стадион»

1

2

3

4

А

Б

В

Г

А4

1

2

1

1

1

?

Б3

Г4

Приложение 2

Игра «Найди и назови дерево»

1

3

2

3

?

-прямо - направо

-налево

Приложение 3

Игра «Автосервис»

?

Приложение 4

Игра «Сотовая связь»

3

6

2

8

1

1

7

9

4

5

0

2

3

6

4

5

1

6

2

8

9

7

0

?

Приложение 5

Игра «Матрица»

5

7

3

4

6



В раздел образования