Формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста посредством тувинской народной сказки
Автор: Тойбу-Хаа Оюмаа Киим-Ооловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Хунчугеш" Населённый пункт: с. Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района Республики Тыва Наименование материала: статья Тема: Формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста посредством тувинской народной сказки Раздел: дошкольное образование
Формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста
посредством тувинской народной сказки
Сказка - это фольклорное
эпическое
произведение,
созданное
фантазией народа.
Сказка
является
одной
из
жанров
устного
народного
творчества
и
занимает одно из ведущих мест в жизни тувинского народа. Тоол (народное
название
сказки
у
тувинцев)
по
широте
своего
бытования
не
уступает
героическому
эпосу.
По
сравнению
с
другими
жанрами
тувинского
повествовательного фольклора - мифами, легендами, преданиями - сказка
более популярна. Этому способствуют такие специфические особенности
жанра
сказки,
как
занимательность
сюжета,
относительная
устойчивость
поэтики.
Первые записи тувинских сказок были сделаны в XIX в. русскими
учеными В.В. Радловым, Н.Ф. Катановым, Г.Н. Потаниным, Ф.Я. Коном,
которые приезжали в Туву изучать язык, быт, историю, фольклор тувинцев.
Им принадлежат и самые ранние публикации сказочных текстов [5, 54].
Доржу М.Д. в статье «Роль устного народного творчества в воспитании
ребенка»
пишет,
что
традиционные
произведения
устного
народного
творчества, имея воспитательные функции, были связаны с игрой, в которой
отражалась жизнь и труд старших, их хозяйственная деятельность. Благодаря
фольклору у ребёнка развивалась речь, он легче входил в окружающий мир,
ощущал
красоту
родной
природы,
знакомился
с
обычаями,
обрядами.
Например, излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и
остаются скороговорки повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в
произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают умение
правильно и четко произносить слова родной речи. Особой популярностью
пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением» [2,
7].
Мифы, легенды, предания и сказки тувинцев также играли важную
роль в воспитании детей. Они сопровождали человека от рождения до конца
его дней, передавая особенности народного быта, традиционных занятий и
обычаев. Нередко, в легендах, преданиях наблюдается мифические элементы
с
вполне
реальными
историческими
мотивами.
В
тувинских
мифах
содержатся
различного
рода
правила
поведения,
связанные
с
древними
запретами: кеспес «нельзя вырубать молодое дерево»; ак суттуг чуве олурбес
«нельзя убивать животного, кормящее своего детеныша»; улуг аас этпес «не
произносить высокомерные слова»; улуг дээр, бичиини бичии дээр (букв.
почитай
старшего,
помогай
младшему)»
и
др.И
они
давали
сведения
о
взаимоотношении
людей
разных
национальностей,
воспитывали
детей
к
дружбе, добрососедству и взаимопонимании [2, 7].
Читая
сказки,
мы,
сами
того
не
замечая,
оказываемся
во
власти
вымысла.
В
сказках
нередко
повествуется
о
чем-то
невероятном,
неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, где
добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка воспитывает человека верить в
силу добра, которая побеждает путем преодоления трудностей и борьбы со
злом. В сатирической сказке высмеивается безделье, желание легко получить
жизненные
блага,
жадность
и
другие
человеческие
недостатки.
В
ней
воспевается также удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба.
Читая тувинские сказки, у человека воплощаются такие чувства как
миролюбие, побратимство, сыновнее почитание, любовь к детям, чувство
нераздельности с природой, любовь к домашним животным, родному краю.
Основные идеи тувинской сказки – победа добра над злом. Очень часто
они выражаются в счастливых концовках [2, 9]. Например, рыболов Багай-
оол победив хана со своей золотой дангыной зажили счастливо, сделав жену
хана кухаркой, остатки войска – поданными героя. Язык сказок содержит
много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и
поговорок.
Все
эти
особенности
делают
сказку
незаменимым
средством
воспитания и обучения детей разных возрастов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сказке выражаются
нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Благодаря сказке,
дети
не
только
познают,
но
и
откликаются
на
события
и
явления
окружающего
мира,
выражают
свое
отношение
к
добру
и
злу,
черпают
первые впечатления о справедливости. Сказки позволяют сформировать у
ребенка представление о том, что добро побеждает не само по себе, а путем
преодоления трудностей. Этот аспект сказки может быть использован для
формирования
целостного
мировоззрения
детей,
их
нравственной,
художественной, экологической культуры.
Список использованной литературы
1.
Будегечи, Т., Художественное наследие тувинцев, / Т. Будегечи // М.: АО
Внешторгиздат. Изд.№27011, 1995 - С. 153.
2.
Доржу
М.Д.
Устное
народное
творчество
в
воспитании
ребенка»
//
Вестник Тувинского государственного университета. № 4. 2015. – С. 7-
10.
3.
Дьяконова,
В.П.,
Детство
в
традиционной
культуре
тувинцев
//
Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л., 1988. - с. 152.
4.
Курбатский, Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко- этнографические
аспекты
тувинского
фольклора).
-
Кызыл:
Тувинское
книжное
издательство, 2001. - 464 с.
5.
Курбатский, Т.Н., Тувинцы в своем фольклоре, / Г.Н. Курбатский - Кызыл,
Тувинское книжное издательство, 2001 - С. 464.
6.
Куулар,
Д.С.
Сказки.
Очерки
тувинского
фольклора,
/
Д.С.
Куулар
-
Кызыл, 1976. - С. 34.
7.
Ондар, Ч.М., Танова, О.М. Использование устного народного творчества
тувинцев при ознакомлении детей с понятием числа / Ч.М. Ондар, О.М.
Танова:
Наследие
народов
Центральной
Азии
и
сопредельных
территорий:
изучение,
сохранение
и
использование.
Материалы
Международной научно-практической конференции (9-10 сентября 2009,
г. Кызыл). В 2-х частях. - Кызыл: КЦО «Аныяк», 2009. - Ч . И .-С . 81-84.
8.
Ооржак,
Д.
Ада-огбелернин
чанчылдарын
ооредилгеге,
кижизидилгеге
ажыглаары. / Д. Ооржак. // Башкы. - № 1. - 1994. - С. 17.
9.
Орус-оол,
С.М.,
Чакар,
Р.С.
Матпаадыр.
/
С.М.
Орус-оол,
Р.С.
Чакар.
Кызыл - 1991.- С . 270.
10.Тувинские
народные
сказки
/
Сост.
З.Б.
Самдан.
–
Новосибирск:
ВО
«Наука», 1994. – 460 с.