Напоминание

Формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста посредством тувинской народной сказки


Автор: Тойбу-Хаа Оюмаа Киим-Ооловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Хунчугеш"
Населённый пункт: с. Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района Республики Тыва
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста посредством тувинской народной сказки
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста

посредством тувинской народной сказки
Сказка - это фольклорное эпическое произведение, созданное фантазией народа. Сказка является одной из жанров устного народного творчества и занимает одно из ведущих мест в жизни тувинского народа. Тоол (народное название сказки у тувинцев) по широте своего бытования не уступает героическому эпосу. По сравнению с другими жанрами тувинского повествовательного фольклора - мифами, легендами, преданиями - сказка более популярна. Этому способствуют такие специфические особенности жанра сказки, как занимательность сюжета, относительная устойчивость поэтики. Первые записи тувинских сказок были сделаны в XIX в. русскими учеными В.В. Радловым, Н.Ф. Катановым, Г.Н. Потаниным, Ф.Я. Коном, которые приезжали в Туву изучать язык, быт, историю, фольклор тувинцев. Им принадлежат и самые ранние публикации сказочных текстов [5, 54]. Доржу М.Д. в статье «Роль устного народного творчества в воспитании ребенка» пишет, что традиционные произведения устного народного творчества, имея воспитательные функции, были связаны с игрой, в которой отражалась жизнь и труд старших, их хозяйственная деятельность. Благодаря фольклору у ребёнка развивалась речь, он легче входил в окружающий мир, ощущал красоту родной природы, знакомился с обычаями, обрядами. Например, излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают умение правильно и четко произносить слова родной речи. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением» [2, 7]. Мифы, легенды, предания и сказки тувинцев также играли важную роль в воспитании детей. Они сопровождали человека от рождения до конца его дней, передавая особенности народного быта, традиционных занятий и обычаев. Нередко, в легендах, преданиях наблюдается мифические элементы с вполне реальными историческими мотивами. В тувинских мифах содержатся различного рода правила поведения, связанные с древними запретами: кеспес «нельзя вырубать молодое дерево»; ак суттуг чуве олурбес «нельзя убивать животного, кормящее своего детеныша»; улуг аас этпес «не произносить высокомерные слова»; улуг дээр, бичиини бичии дээр (букв. почитай старшего, помогай младшему)» и др.И они давали сведения о взаимоотношении людей разных национальностей, воспитывали детей к дружбе, добрососедству и взаимопонимании [2, 7]. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках нередко повествуется о чем-то невероятном,
неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, где добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка воспитывает человека верить в силу добра, которая побеждает путем преодоления трудностей и борьбы со злом. В сатирической сказке высмеивается безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. В ней воспевается также удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. Читая тувинские сказки, у человека воплощаются такие чувства как миролюбие, побратимство, сыновнее почитание, любовь к детям, чувство нераздельности с природой, любовь к домашним животным, родному краю. Основные идеи тувинской сказки – победа добра над злом. Очень часто они выражаются в счастливых концовках [2, 9]. Например, рыболов Багай- оол победив хана со своей золотой дангыной зажили счастливо, сделав жену хана кухаркой, остатки войска – поданными героя. Язык сказок содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сказке выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Благодаря сказке, дети не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу, черпают первые впечатления о справедливости. Сказки позволяют сформировать у ребенка представление о том, что добро побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей. Этот аспект сказки может быть использован для формирования целостного мировоззрения детей, их нравственной, художественной, экологической культуры.

Список использованной литературы
1. Будегечи, Т., Художественное наследие тувинцев, / Т. Будегечи // М.: АО Внешторгиздат. Изд.№27011, 1995 - С. 153. 2. Доржу М.Д. Устное народное творчество в воспитании ребенка» // Вестник Тувинского государственного университета. № 4. 2015. – С. 7- 10. 3. Дьяконова, В.П., Детство в традиционной культуре тувинцев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л., 1988. - с. 152. 4. Курбатский, Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко- этнографические аспекты тувинского фольклора). - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001. - 464 с. 5. Курбатский, Т.Н., Тувинцы в своем фольклоре, / Г.Н. Курбатский - Кызыл, Тувинское книжное издательство, 2001 - С. 464. 6. Куулар, Д.С. Сказки. Очерки тувинского фольклора, / Д.С. Куулар - Кызыл, 1976. - С. 34. 7. Ондар, Ч.М., Танова, О.М. Использование устного народного творчества тувинцев при ознакомлении детей с понятием числа / Ч.М. Ондар, О.М. Танова: Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Материалы Международной научно-практической конференции (9-10 сентября 2009, г. Кызыл). В 2-х частях. - Кызыл: КЦО «Аныяк», 2009. - Ч . И .-С . 81-84. 8. Ооржак, Д. Ада-огбелернин чанчылдарын ооредилгеге, кижизидилгеге ажыглаары. / Д. Ооржак. // Башкы. - № 1. - 1994. - С. 17. 9. Орус-оол, С.М., Чакар, Р.С. Матпаадыр. / С.М. Орус-оол, Р.С. Чакар. Кызыл - 1991.- С . 270. 10.Тувинские народные сказки / Сост. З.Б. Самдан. – Новосибирск: ВО «Наука», 1994. – 460 с.


В раздел образования