Автор: Страшко Валентина Александровна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: Тимашевский филиал ГБПОУ №Кущевский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Тимашевск, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОУД.05 ГЕОГРАФИЯ
Раздел: среднее профессиональное
КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для оценки результатов освоения
учебной дисциплины
ОУД.05 ГЕОГРАФИЯ
по специальности 34.02.01. Сестринское дело
Комплект контрольно - оценочных средств разработан на основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 04 июля 2022 г. № 527 (зарегистрирован в Министерстве юстиции
Российской Федерации 29 июля 2022 г., регистрационный № 69452).
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт
комплекта
контрольно-оценочных средств по дисциплине
ОУД.05 География
2.
Оценочные средства по дисциплине ОУД.05 География
3.
Контрольно-оценочные
средства
текущего
контроля
по дисциплине
ОУД.05 География
4.
Контрольно-оценочные
средства
промежуточной
аттестации
по
дисциплине ОУД.05 География
4.1.
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
4.2.
Комплект заданий для дифференцированного зачета с эталонами ответов
и критериями оценивания
1.
Паспорт
комплекта
контрольно-оценочных средств по дисциплине
ОУД.05 География
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для аттестации
обучающихся
на
соответствие
их
персональных
достижений
при
освоении
общеобразовательной
дисциплины
ОУД.05
География
основной
профессиональной образовательной программы
по
специальности 34.02.01
Сестринское дело.
Комплект
контрольно-оценочных
средств
включает
контрольно-
оценочные материалы текущего контроля по разделам и темам для объективной
оценки качества освоения обучающимися содержания учебной дисциплины и
промежуточной аттестации с целью выявления соответствия уровня подготовки
обучающихся требованиям ФГОС СПО, а также критерии оценивания, эталоны
ответов.
Текущий
контроль
успеваемости
и
промежуточная
аттестация
обеспечивают
оперативное
управление
образовательной
деятельностью
обучающихся, ее корректировку
и
выявляют
степень
соответствия
качества
образования
обучающихся
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания:
КОД
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
- определять и сравнивать
по разным источникам
информации географические
тенденции развития
природных и социально-
экономических
объектов,
процессов и явлений;
- наносить на контурную карту
упомянутые в лекции
географические названия;
- применять показатели
воспроизводства, состава
населения, уровней и темпов
урбанизации для
характеристики мира,
отдельных регионов и стран;
- читать и анализировать
возрастно-половую пирамиду
населения;
- давать характеристику НТР и
мирового хозяйства,
-основные географические понятия
и термины; традиционные и новые
метод географических
исследований; типы стран, основные
формы правления и АТУ стран
мира;
-особенности размещения основных
видов природных ресурсов, их
главные месторождения и
территориальные сочетания;
- численность и динамику населения
мира, отдельных регионов и стран,
их этногеографическую специфику;
различия в уровне и качестве жизни
населения, основные направления
миграций; проблемы современной
урбанизации;
- понятие о НТР, о мировом
хозяйстве, о международном
географическом разделении труда
географическую специфику
сопровождая ее четкими
определениями общих
понятий;
- составлять комплексную
географическую
характеристику регионов и
стран мира;
-давать характеристику
природных предпосылок для
развития промышленности
страны (региона);
- использовать приобретенные
знания и умения в
практической деятельности и
повседневной жизни для
выявления и объяснения
географических аспектов
различных текущих событий и
ситуаций;
- давать оценку важнейших
социально-экономических
событий международной
жизни, геополитической и
геоэкономической ситуации в
России, других странах и
регионах мира, тенденций их
возможного развития;
- давать характеристику
глобальных проблем
человечества, устанавливать
взаимосвязь между ними
отдельных стран и регионов, их
различия по уровню социально-
экономического развития,
специализации в системе
международного географического
разделения труда;
-характерные черты ЭГП, географии
природных ресурсов и населения
изучаемых регионов (Зарубежная
Европа, Зарубежная Азия, Африка,
Австралия, Северная Америка,
Латинская Америка), черты
структуры и размещения ведущих
отраслей промышленности;
- особенности современного
геополитического и
геоэкономического положения
России, ее роль в международном
географическом разделении труда.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование общих
компетенций (ОК):
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
ОК
02
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК
05
Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей
социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК
07
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК
09
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1 Организовывать рабочее место
ПК 2.1 Заполнение медицинской документации, в том числе в форме
электронного документа
ПК 2.2 Использовать в работе медицинские информационные системы и
ИТК сеть «Интернет»
ПК
3.1
Консультировать
население
по
вопросам
профилактики
заболеваний
ПК 3.2 Пропагандировать здоровых образ жизни
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
устного
и
письменного
опросов,
тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, а также во
время проведения промежуточной аттестации по дисциплине.
Формой
аттестации
по
учебной
дисциплине
является
дифференцированный зачет.
2.
Оценочные средства по дисциплине ОУД.05 География
Контроль и оценка освоения дисциплины по разделам:
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
ПК,
ОК
Наименование
раздела (темы)
Форма
текущего
контроля
Уметь:
- называть основные
географические понятия и
термины; традиционные и
новые методы географических
исследований;
- выделять географические
аспекты отраслевой и
территориальной
структуры мирового хозяйства,
размещения его основных
отраслей;
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1
ПК 3.2
Раздел 1. Общая
характеристика
мира
Раздел 2.
Региональная
характеристика
мира
Раздел 3.
Глобальные
проблемы
человечества
Наблюдение за
работой в
малых группах.
Устный и
письменный
опрос.
Задания
самостоя-
тельной
работы.
Практическая
работа.
- применять разнообразные
источники географической
информации для проведения
наблюдений за природными,
социально-экономическими и
геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их
изменениями под влиянием
разнообразных факторов.
Знать:
-географическую специфику
отдельных стран и регионов, их
различия по уровню социально-
экономического развития,
специализации в системе
международного
географического
разделения труда;
-географические аспекты
глобальных проблем
человечества;
-особенности современного
геополитического и
геоэкономического положения
России, ее роль в международном
географическом разделении
труда.
Практико-
ориентирован-
ные и тестовые
задания.
Индиви-
дуальные
устные ответы.
Письменный
опрос.
Оценка на
диф.зачете
.
3.
Контрольно-оценочные
средства
текущего
контроля
по
дисциплине ОУД.05 География
Текущий контроль проводятся во время занятий по географии в
соответствии с учебным планом и рабочей программой ОУД.05 География по
всем разделам программы.
3.1. Тестовая работа (пример) по теме «Политическая карта мира».
Вариант 1
А1. Какое государство входит в десятку стран-гигантов по площади?
1.Франция
2.Япония
3.Австралия
4.Австрия
А2. Укажите страну-архипелаг
1.США
2.Индонезия
3.Индия
4.Испания
А3. Какое государство не имеет выхода к морю?
1.Иран
2.Афганистан
3.Саудовская Аравия
4.Китай
А4. Укажите развитое государство.
1.Испания
2.Китай
3.Индия
4.Бразилия
А5. Какая страна относится к странам с переходной экономикой?
1.Польша
2.Швеция
3.Италия
4.Греция
А6. Укажите наиболее распространенную в мире форму правления
1.абсолютная монархия
2.конституционная монархия
3.республика
4.федерация
А7. Какая страна относится к НИС первого поколения?
1.Бразилия
2.Мексика
3.Сингапур
4.Чехия
А8. Укажите форму правления, которая предусматривает передачу власти по
наследству.
1.монархия
2.метрополия
3.федерация
4.республика
А9. Какой континент не имеет монархий?
1.Европа
2.Азия
3.Южная Америка
4.Африка
А10. Какая страна относится к НИС?
1.Южная Корея
2.Венесуэла
3.Нигерия
4.Бразилия
А11. Какая страна имеет только одного сухопутного соседа?
1.Япония
2.ФРГ
3.Монголия
4.Португалия
А12. Укажите ошибочный вариант пары «страна – столица».
1.Швейцария – Берн
2.Португалия – Мадрид
3.Австралия – Канберра
4.Канада – Оттава
А13. Какой регион мира является политически самым неспокойным?
1.Юго-Восточная Азия
2.Северная Европа
3.Юго-Западная Азия
4.Восточная Европа
А14. Укажите страну, имеющую один из самых низких уровней ИЧР в мире.
1.Афганистан
2.Казахстан
3.Россия
4.Украина
В1. Выберите три страны, которые являются членами НАТО.
1.Швейцария
2.Россия
3.Китай
4.Норвегия
5.Италия
6.США
В2. Какие три государства образовались при распаде стран Восточной
Европы?
1.Чехия
2.ФРГ
3.Сербия
4.Польша
5.Словакия
6.Венгрия
Вариант 2
А1. Укажите страну, которая входит в «большую семерку» стран
1.Китай
2.Россия
3.Канада
4.Греция
А2. Укажите страну, которая входит в семерку самых крупных по площади
стран мира
1.Пакистан
2.Бангладеш
3.Япония
4.Китай
А3. Укажите островное государство
1.Австралия
2.Куба
3.Индия
4.Южная Корея
А4. Выберите страну, относящуюся к странам НИС «первого эшелона»
1.Бразилия
2.Тайвань
3.Малайзия
4.Индия
А5. Как называются не самоуправляемые государства?
1.метрополии
2.колонии
3.федерации
4.унитарные
А6. Укажите страну, относящуюся к ключевым странам
1.Бразилия
2.Иран
3.Франция
4.Великобритания
А7. Какая страна имеет монархическую форму правления?
1.США
2.Франция
3.Швеция
4.Италия
А8. Укажите форму правления, при которой власть главы государства не
ограничена
1.конституционная монархия
2.республика
3.абсолютная монархия
4.федерация
А9. Какой континент имеет наибольшее количество абсолютных монархий?
1.Африка
2.Европа
3.Азия
4.Америка
А10. Какая страна не относится к ОПЕК?
1.Катар
2.Кувейт
3.Ирак
4.Колумбия
А11. Какая страна имеет только одного сухопутного соседа?
1.Великобритания
2.Италия
3.Польша
4.США
А12. Укажите верный вариант пары «страна – столица».
1.Норвегия – Стокгольм
2.Австрия – Вена
3.Польша – Бухарест
4.Швейцария – Женева
А13. Какая страна Африки является монархией?
1.Чад
2.ЮАР
3.Нигерия
4.Марокко
А14. Какая страна по индексу человеческого развития является одной из
самых развитых стран мира?
1.Канада
2.Венгрия
3.Китай
4.Бразилия
В1. В какую группировку стран входят «азиатские драконы»?
В2. Выберите три страны с республиканской формой правления.
1.Великобритания
2.Япония
3.Франция
4.Дания
5.Греция
6.Финляндия
Эталон ответов
Вари
ант
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
В1
1
3
2
2
1
1
3
3
4, 5
2
3
3
4
1
2
4
1
НИС
А8
А9
А10
А11
А12
А13
А14
В2
1
1
3
1
4
2
3
1
1, 3, 5
2
3
4
2
2
2
1
3
3, 5, 6
Существенных операций – 19
Кол-во ошибок
Оценка
0 – 2
5
3– 4
4
5 – 6
3
7
и более
2
3.2. Практическая работа (пример) «Ознакомление с политической
картой мира».
Задание 1. Укажите, какие из перечисленных ниже государств расположены
на островах и архипелагах:
1) Великобритания
2) Кувейт
3) Эстония
4) Индонезия
5) Шри-Ланка
6) Танзания
7) Мадагаскар
Задание 2. Укажите государства, не имеющие выхода к открытому морю:
1)Венгрия
2)Боливия
3)Израиль
4)Замбия
5)Монголия
6)Мали
7)ФРГ
Задание 3. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в
состав «Большой семёрки»:
1)Мадрид
2)Рим
3)Брюссель
4)Лондон
5)Осло
6)Варшава
7)Вашингтон
Задание 4. Укажите страны, имеющие республиканскую форму правления:
1)Армения
2)Австрия
3)Великобритания
4)Бельгия
5)Мексика
6)Турция
7)Франция
Задание 5. Укажите, какие из перечисленных ниже стран входят одновременно
в первую десятку стран мира по размерам территории и по численности
населения:
1)ФРГ
2)Россия
3)Индонезия
4)Индия
5)Китай
6)Нигерия
7)Бразилия
Задание 6. Укажите страны мира с формой правления – конституционная
монархия:
1)Бруней
2)Оман
3)Саудовская Аравия
4)Нидерланды
5)Норвегия
6)Малайзия
7)Непал
Задание 7. Дополните следующие предложения:
1.Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная
и судебная власть, называется ________________________________________
2.Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные
территориальные единицы, имеющие собственную законодательную,
исполнительную и судебную власть, называется ________________________
Задание 8. Заполните таблицу: экономически высокоразвитые страны
Страны «Большой
семерки»
Небольшие страны
Западной Европы
Внеевропейские
переселенческие
страны
Новые
высокоразвитые
страны
Эталон ответов:
1) 1,4,5,7 - (Великобритания, Шри - Ланка, Индонезия, Мадагаскар)
2) 1,2,4,6 - (Боливия, Венгрия, Замбия, Мали)
3) 2,4,7 - (Рим, Лондон, Вашингтон)
4) 1,2,5,6,7 - (Австрия, Армения, Мексика, Турция, Франция)
5) 2,4,5,7 - (Россия, Индия, Китай, Бразилия)
6) 4,5,6,7 - (Нидерланды, Норвегия, Малайзия, Непал)
7) 1) Унитарным 2) Федеративным
8)
Страны «Большой
семерки»
Небольшие страны
Западной Европы
Внеевропейские
переселенческие
страны
Новые
высокоразвитые
страны
США, Канада,
Франция,
Великобритания,
Италия, ФРГ,
Япония
Австрия, Бельгия,
Дания, Нидерланды,
Норвегия, Швеция,
Швейцария
Австралия,
Новая
Зеландия,
ЮАР,
Израиль
Республика
Корея,
Сингапур,
Тайвань, Сянган
(Гонконг)
Существенных операций – 48
Кол-во ошибок
Оценка
0 – 5
5
6– 10
4
11 – 15
3
16 и более
2
3.3.
Вопросы тематического устного контроля:
1.
Современная политическая карта мира: многообразие стран
современного мира, их основные типы
2.
Научно-техническая революция: характерные черты и составные
части
3.
Основные формы государственного правления и государственно-
территориального устройства стран.
4.
Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху
НТР
5.
Факторы, влияющие на размещение производительных сил, и их
изменение в эпоху
6.
Природопользование.
Примеры
рационального
и
нерационального природопользования
7.
Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка
ресурсообеспеченности страны
8.
Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их
особенности. Транспорт и окружающая среда
9.
Общая экономико-географическая характеристика одной из стран
Западной Европы (по выбору учащегося).
10.
Международная
экономическая
интеграция.
Экономические
группировки стран современного мира.
Эталоны ответов:
1.
Политическая карта мира - географическая карта, на которой
показаны государственные границы всех стран мира. В настоящее время в
мире насчитывается более 200 государств. Указать точное количество стран
сложно, т. к. политическая карта мира постоянно изменяется. За последние
десять лет такие государства, как СССР и СФРЮ, перестали существовать,
республики, входившие в их состав, приобрели статус независимых
государств; две страны — Германская Демократическая Республика и
Федеративная Республика Германия объединились в одно государство ФРГ и
т. д. Есть страны, провозгласившие себя независимыми, но не признанные
таковыми мировым сообществом (Македония). Есть страны, территория или
часть территории которых
оккупирована
другим
государством
(Палестина — Израилем, Восточный Тимор — Индонезией).
Страны мира разнообразны. Они различаются:
- по размерам территории: наиболее крупное — Россия (17,1 млн км);
маленькое
- Ватикан (0,44 км2);
- по численности населения: крупное - Китай (1,2 млрд чел.);
небольшое - Ватикан (около 1 тыс. чел.);
- по национальному составу населения: однонациональные, где
подавляющее большинство населения принадлежит к одной национальности
(Япония); и
многонациональные (Китай, Россия, США)
- по географическому положению: страны, не имеющие выхода к морю
(Чад, Монголия); приморские (Индия, Колумбия); островные (Япония, Куба)
-по государственному строю: монархии, где власть принадлежит
монарху и передается по наследству (Бруней, ОАЭ, Великобритания); и
республики,
где
законодательная
власть
принадлежит
парламенту,
а
исполнительная— правительству (США, ФРГ);
- государственному устройству: унитарные (Франция, Венгрия) и
федеративные (Индия, Россия, США). В унитарном государстве существует
единая конституция, единая исполнительная и законодательная власть, а
административно-территориальные единицы наделены незначительными
полномочиями. В федеративном государстве наряду с единой конституцией
имеют
место
также
законодательные
акты
административно-
территориальных
единиц, которые не противоречат единой конституции.
В типологии стран, основанной на учете социально-экономических
признаков, выделяются страны социалистические (Куба, Китай, КНДР и др.),
капиталистические (США, ФРГ и др.), развивающиеся (Бразилия, Эфиопия,
Малайзия и др.). Эта типология основывается на существовании в мире
капиталистических и социалистических обществ и в настоящее время
считается
устаревшей.
В
типологии
стран
по
уровню
социально-
экономического развития выделяются развитые и развивающиеся страны.
Критерии
данной
типологии
—
уровень
экономического
развития,
экономический потенциал, доля страны в мировом производстве, структура
экономики, участие в международном географическом разделении труда.
Обобщающий показатель — валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой
национальный продукт (ВНП) на душу населения. В данной типологии
выделяются экономически развитые страны (где особо рассматриваются
страны «большой восьмерки») и развивающихся страны.
Развивающиеся страны неоднородны и тоже весьма разнообразны:
страны среднеразвитого капитализма (Бразилия, Мексика, Венесуэла и др.);
новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань); страны —
экспортеры нефти (Саудовская Аравия, Кувейт и др.); страны, отстающие в
своем развитии (Афганистан, Кения, Непал).
2. НТР - коренной качественный переворот в производительных силах
человечества, основанный на превращении науки в непосредственную
производительную
силу
общества,
в
ведущий
фактор
развития
общественного производства. Характерные черты НТР:
универсальность,
чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований,
коренное изменение роли человека в процессе производства,
ориентация на использование научно-технических достижений в
военных целях.
Характерные черты НТР проявляются во всех ее составных частях.
В науке — превращение науки в непосредственную производительную
силу, рост наукоемких производств.
В технике и технологии — преобладание революционного пути
развития, «микроэлектронная революция».
В производстве — развитие по шести главным направлениям —
электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергетического
хозяйства,
производство
новых
материалов,
ускоренное
развитие
биотехнологии, изучение и использование космоса.
В управлении — появление кибернетики (науки об управлении и
информации), информационный взрыв», создание
автоматизированных
систем управления, вычислительных центров.
3.
1. Монархии — государства, где власть принадлежит одному
человеку и передается по наследству: а) абсолютные монархии — власть
монарха ничем не ограничена (Бутан, Оман, Кувейт и Др.); б) теократические
монархии — глава государства является одновременно его религиозной
главой (Ватикан); в) конституционные (парламентские) монархии — власть
монарха ограничена
парламентом, «монарх царствует, но не правит»
(Великобритания,
Норвегия,
Япония
и
др.).
Примеры
стран
с
монархическими
формами
правления:
Лихтенштейн
(княжество
—
конституционная монархия), Испания (королевство — конституционная
монархия), Люксембург (великое герцогство — конституционная монархия),
Бахрейн (эмират — абсолютная
монархия),
Япония
(империя
—
конституционная монархия).
2. Республики — государства, где законодательная власть обычно
принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству; высшей
государственной властью является выборный представительный орган, глава
государства также избирается: а) президентские республики — президент
имеет большие полномочия, возглавляет правительство (США, Бразилия,
Аргентина и
др.); б) парламентарная республика — правительство
возглавляет
премьер-
министр,
президент
обладает
меньшими
полномочиями, чем в президентской республике (Италия, ФРГ, Индия и др.).
Большинство государств в мире — республики. Форма государственного
правления не определяет уровень экономического развития страны.
Административно-территориальное устройство стран.
Унитарные - административно-территориальные единицы подчиняются
непосредственно центральному правительству (Франция, Великобритания,
Израиль, Перу и др.). Большинство стран в мире — унитарные.
Федеративные — наряду с федеральными законами и органами власти
существуют другие государственные образования (республики, штаты,
провинции, кантоны и др.), имеющие определенную политическую и
экономическую
самостоятельность
(Австрия,
Бельгия,
Федеративная
Республика Нигерия, Швейцарская Конфедерация и др.).
Административно-территориальное
устройство
страны
обычно
является результатом действия экономических, исторических, национальных,
культурных и других факторов.
4.
Мировое хозяйство — исторически сложившаяся совокупность
национальных
хозяйств
всех
стран
мира,
связанных
между
собой
всемирными
экономическими
отношениями.
В
основе
всемирных
экономических отношений лежит мировой рынок, обеспечивающий обмен
товарами
между
странами.
Существование
рынка
определяется
международным
географическим
разделением
труда
(МГРТ),
которое
выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных
видов товаров и услуг. Примеры отраслей международной специализации:
Япония — автомобили. Саудовская Аравия — нефть, Канада — зерно.
Формирование мирового хозяйства - процесс исторический. Структура
мирового хозяйства изменяется во времени. До 1917 г. оно было
капиталистическим, затем, после образования мировой социалистической
системы, приобрело двуединую структуру (мировая капиталистическая и
мировая социалистическая системы хозяйства). Сейчас мировое хозяйство
рассматривается как единое, охватывающее все страны мира вне зависимости
от уровня экономического развития или политического строя. Мировое
хозяйство можно рассматривать с точки зрения отраслевой структуры. Тогда
в нем будут выделяться структурные единицы: промышленность, сельское
хозяйство, транспорт, торговля.
НТР повлияла на мировое хозяйство. Это выражается: 1) в ускорении
темпов мирового экономического роста; 2) в изменении отраслевой
структуры: а) возрастает роль непроизводственной сферы, б) увеличивается
роль
промышленности
(в
самой
промышленности
растет
значение
обрабатывающей), в) появляются все новые отрасли и подотрасли (в т. ч.
новейшие и наукоемкие), г) создаются межотраслевые комплексы; 3) в
изменении территориальной структуры: а) появляются новые факторы
размещения производства, б) старые факторы обретают новое содержание.
5. 1) Фактор территории;
2) фактор ЭГП (разновидности ЭГП — центральное, глубинное,
соседское, приморское);
3) природно-ресурсный фактор (в добывающей промышленности сдвиг
в районы нового освоения — северные районы, шельфовые зоны);
4) транспортный;
5) фактор трудовых ресурсов (значение приобретает качество трудовых
ресурсов);
6) фактор территориальной концентрации;
7) фактор наукоемкости (приобретает все большее значение);
8) экологический фактор (приобретает все большее значение).
Определить, какие возрастные группы преобладают, рассмотреть
соотношение лиц пожилого и детского возраста с людьми среднего возраста.
Сделать выводы о рождаемости и смертности. Рассмотреть соотношение
мужчин и женщин, проанализировать общую форму пирамиды, соотнести
информацию о половозрастном составе населения страны с признаками
типов воспроизводства населения и сделать вывод.
6.
Человечество с древнейших времен использовало природу в
хозяйственных целях (охота, собирательство, рыболовство). На протяжении
всей истории происходило расширение связей в системе природа — человек.
В сферу человеческой деятельности включались все новые виды природных
ресурсов.
Росла
численность
населения,
увеличивались
масштабы
производства, происходило изменение естественной природной среды в
результате человеческой деятельности. В настоящее время активная роль
человека
в
использовании
природы
нашла
свое
отражение
в
природопользовании
как
особой
сфере
хозяйственной
деятельности.
Природопользование — совокупность мер, предпринимаемых обществом с
целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.
Рациональное природопользование — такой тип взаимоотношения
человеческого общества с окружающей средой, при котором общество
управляет своими отношениями с природой, предупреждает нежелательные
последствия
своей
деятельности.
Примером
может
служит
создание
культурных ландшафтов; применение технологий, позволяющих более полно
перерабатывать сырье; повторное использование отходов производства,
охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.
Нерациональное природопользование — тип взаимоотношения с
природой, при котором не учитываются требования охраны окружающей
среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе). Примеры
такого отношения — это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое
земледелие,
истребление
отдельных
видов
растений
и
животных,
радиоактивное, тепловое загрязнения среды.
В
настоящее
время
большинство
стран
проводит
политику
рационального природопользования, созданы специальные органы охраны
окружающей
среды,
разрабатываются
природоохранные
программы
и
законы. Важна совместная деятельность стран по охране природы, создание
международных проектов. Сохранение окружающей среды — важнейшая
общечеловеческая
проблема.
Совершенствование
рационального
природопользования — одна из основных задач современности.
7. Природные ресурсы - компоненты природы, которые на данном
уровне развития общества используются или могут быть использованы в
качестве средств производства и предметов потребления.
Природные ресурсы - категория историческая, связанная с изменением
потребностей и возможностей общества, развитием науки и техники на
разных
исторических этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло
значение руд цветных металлов и энергетических ресурсов. Существуют
разные подходы к классификации природных ресурсов. По происхождению
выделяются минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные,
биологические, климатические, космические ресурсы. По исчерпаемости
выделяются
исчерпаемые
и
неисчерпаемые.
К
первым
относятся
возобновимые (биологические, земельные, водные) и невозобновимые
(минеральные). Ко вторым относятся климатические, энергия текучей воды,
солнца, ветра.
По
способу
использования:
агроклиматические,
энергетические,
рекреационные и т. п.
Ресурсообеспеченность
-
это
соотношение
между
величиной
природных
ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из
расчета на душу населения или количеством лет, на которые должно хватить
данного ресурса при современных темпах добычи или использования.
Оценить обеспеченность страны определенным видом природных ресурсов
можно двумя способами. Первый: разделить размеры запасов данного
ресурса на современный объем добычи в год и получить количество лет, на
которые данного ресурса должно хватить. Второй: разделить количество
запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое
количество данного ресурса приходится на душу населения. Количественно
оценив ресурсообеспеченность страны, необходимо сделать выводы о
степени ее обеспеченности данным ресурсом.
8. Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства, он
составляет материальную основу международного разделения труда, воздей-
ствует на размещение производства, способствует развитию специализации и
кооперирования, а также развитию интеграционных процессов,
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные
средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР
коснулась
всех
видов
транспорта:
увеличились
скорости,
выросла
грузоподъемность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров,
подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки
различных грузов.
Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль
снизилась, но остается важной в перевозке массовых промышленных и
сельскохозяйственных грузов. Около 1/2 общей длины железных дорог
приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По
густоте железнодорожной сети выделяется Европа.
Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных
пассажироперевозках, велико значение в междугородных и международных
перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия,
Индия; по густоте - Европа и Япония.
Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти
и газа (США, Россия, Канада).
Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международной
торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах
готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового
флота у Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большого
флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран
плавают суда других крупных держав. Существует около 30 мировых портов
(Роттердам, Гамбург, Лос-Анджелес и др.). По размерам морских перевозок
выделяется Атлантический океан. Огромное значение имеют Суэцкий и
Панамский каналы.
Внутренний водный: по грузообороту выделяются США, Россия,
Канада, ФРГ,
Китай и Нидерланды. В этих же странах находится
большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в
Китае, Беломорско-Балтийский в
России). Главный район озерного
судоходства — великие озера США и Канада.
Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает
первое место в межконтинентальных перевозках. Крупные авиационные
державы США, Россия, Япония, Франция, Великобритания и др. Крупные
аэропорты мира «0'Хара (Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда»
(Токио) и др. Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы.
Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть
непреодолимыми.
Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные тоннели,
сооружаются
искусственные
водные
пути.
Но
одновременно
растет
отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое,
химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по
защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.
9. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
состоит из четырех крупных территорий: Англии, Шотландии, Уэльса,
Северной Ирландии. Долгое время (до конца XIX в.) Великобритания
господствовала в мировом хозяйстве, т. к. здесь раньше, чем в других
государствах,
произошла
промышленная
революция.
Страна
владела
огромными колониями, что давало преимущества для развития хозяйства;
узловое положение на перекрестке важнейших морских транспортных
магистралей обеспечивало ей широкие связи со всеми районами земного
шара. Важна роль и благоприятного сочетания природных условий и
ресурсов (каменного угля, железной руды, полно: водных рек).
Сейчас Великобритания остается одной из ведущих держав мира.
Высокоиндустриальная держава, крупный экспортер капитала, создатель и
координатор Содружества (прежнее название Британское Содружество
наций) — своеобразной формы ассоциации между Великобританией и ее
бывшими колониями. Структура британской промышленности типична для
наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и
многообразному машиностроению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайд-
сайд и до). Хорошоразвитые черная и цветная металлургии работают в
основном на импортном сырье (Шеффилд и города побережья). После от-
крытия на шельфе Северного моря месторождений нефти и газа, новый
импульс развития получила химическая промышленность.
Сельское хозяйство высокопродуктивное, ведущая роль принадлежит
животноводству
(разведение
крупного
рогатого
скота,
овцеводство,
свиноводство
и
птицеводство).
Преобладают
хозяйства,
специа-
лизирующиеся
на
молочном
животноводстве.
Основное
отравление
растениеводства — обеспечение скота кормами, 2/3 посевной площади
занято под кормовые культуры. Заметную роль играет рыболовство,
основные рыболовные порты расположены на восточном побережье.
Транспорт.
Основной
грузооборот
во
внутренних
перевозках
приходится
на
автомобильный
транспорт.
Основные
транспортные
магистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим
промышленным городам.
Великобритания имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит
авиационный транспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта
очень велико, учитывая островное положение страны.
В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов.
В южной части находится столица — Лондон, которая одновременно явля-
ется одним из крупнейших портов в мире. Активная морская торговля и
столичная роль — «лицо» южной части страны. Юго-восток — главная зона
зерновых и технических культур. Развито животноводство. На побережье —
порты,
военные
базы,
курорты.
Саутгемптон
—
самый
большой
пассажирский порт Великобритании. Центральная часть государства —
родина
угольной
и
фабрично-заводской
промышленности
мира
(металлургической, металлообрабатывающей, текстильной). Сейчас это
почти непрерывная полоса промышленных городов со старыми, новыми и
новейшими
отраслями.
В
Уэльсе
преобладают
старые
отрасли
промышленности. В Шотландии — судостроение, сейчас быстро развивается
химическая промышленность в
результате разработки месторождений
нефти и газа Северного моря. В горной части Шотландии развито
овцеводство, в восточной и прибрежной — молочное животноводство и
рыболовство. Ольстер — экономически наиболее отсталая часть страны.
Основу экономики там составляет сельское хозяйство.
Задачи
региональной
политики
—
подъем
депрессивных
старопромышленных районов и сглаживание диспропорций между ними и
высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наиболее
отсталых районо ограничение роста и «разгрузка» некоторых крупнейших
городов и городских агломераций.
10.
Международное географическое разделение труда в настоящее
время не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые
формы. Углубление международной специализации и обмена привело к
сращиванию
отдельных
национальных
хозяйств.
Так
возникла
международная экономическая интеграция - высшая степень МГРТ, форма
интернационализации
производительных
сил,
процесс
переплетения
национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной
экономической
политики
как
между
самими
странами,
так
и
по
отношению к третьим странам. Выделяются
региональная экономическая
интеграция и отраслевая.
К
наиболее
крупным
региональным
группировкам
относится
Европейский союз (ЕС), объединяющий 15 стран Западной Европы с
населением почти 370 млн чел.: Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Данию,
Великобританию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Португалию,
Грецию,
Ирландию, Финляндию, Швецию, Австрию. Другая крупная
интеграционная
группировка,
объединяющая
370
млн
чел.,
—
это
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), куда
вошли США, Канада и Мексика.
Развивающиеся
страны
также
создают
свои
интеграционные
группировки.
Ассоциация
государств
Юго-Восточной
Азии
(АСЕАН)
объединяет Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней.
Эти
страны
объявили
о
создании
зоны
свободной
торговли.
Латиноамериканская ассоциация интеграции включает 11 стран. Карибское
содружество и общий рынок (КАРИКАМ) преследует цель создать общий
рынок в Карибском регионе и объединяет 13 государств.
В 1991 г. было сформировано Содружество Независимых Государств
(СНГ), куда вошли все бывшие советские республики, кроме Эстонии,
Латвии, Литвы, с целью установления утраченных экономических связей.
Самой крупной отраслевой экономической группировкой является
Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 12 стран:
Алжир, Габон, Индонезию, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию,
Ливию, Нигерию, Катар, ОАЭ, Венесуэлу
Критерии оценивания устных ответов:
Оценка "5 ". Оценивается ответ, который показывает прочные знания
фактического материала по дисциплине. Ответ отличается глубиной и
полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение
делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить
примеры;
свободное
владение
монологической
речью,
логичность
и
последовательность ответа.
Оценка
"4". Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания
основных понятий. Ответ отличается глубиной и полнотой раскрытия темы;
владение
терминологическим
аппаратом;
умение
делать
выводы
и
обобщения,
давать
аргументированные
ответы,
приводить
примеры;
свободное
владение
монологической
речью,
логичность
и
последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в
ответе.
Оценка "3".
Оценивается ответ, свидетельствующий о знаниях
основных понятий. Ответ отличается недостаточной глубиной и полнотой
раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; недостаточным
умением
давать
аргументированные
ответы
и
приводить
примеры;
недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и
последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании
ответа.
Оценка "2". Оценивается ответ, обнаруживающий незнание основных
понятий. Ответ отличается неглубоким раскрытием темы; незнанием
основных
вопросов
фактического
материала,
неумением
давать
аргументированные ответы, слабым владением
монологической речью,
отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные
ошибки в содержании ответа.
4.
Контрольно-оценочные средства промежуточной аттестации по
дисциплине ОУД.05 География
4.1. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
1. Предмет и методы изучения экономической и социальной географии мира.
2. Этапы формирования политической карты мира (древний, средневековый,
эпоха Великих географических открытий; новый, современный).
3. Типология стран мира (по форме правления, политико-административному
устройству, географическому положению, площади, численности населения
и т.п.).
4. Классификация стран по уровню экономического развития.
5. Международные политические отношения. Геополитика.
6. Интеграция и международные группировки на карте мира.
7. История взаимоотношений природы и общества. Географическая среда.
8. Классификация природных ресурсов по происхождению и исчерпаемости.
Ресурсообеспеченность.
9. Природопользование (рациональное и нерациональное). Загрязнение
окружающей среды и экологические проблемы.
10. Динамика численности населения. Воспроизводство населения и его
показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост).
11. Демографическая ситуация и демографическая политика в странах с
разным типом воспроизводства населения.
12. Трудовые ресурсы. Рынок труда, проблемы безработицы, «утечка умов».
13. Миграции, их виды и причины.
14.
Урбанизация,
ее
основные
черты.
Субурбанизация.
Последствия
урбанизации.
15. Понятие об НТР, ее характерные черты и составные части.
16. Понятие о мировом хозяйстве и его структуре. Этапы формирования.
Стадии
развития
мировой
экономики
(аграрная,
индустриальная,
постиндустриальная).
17. Международное географическое разделение труда.
18. Факторы размещения производства.
19. Топливно-энергетический комплекс мира (угольная, нефтяная, газовая
отрасли).
20. Машиностроение мира.
21. Химическая промышленность мира.
22. Место России в мировом промышленном производстве.
23. География мирового сельского хозяйства.
24. География растениеводства. Размещение основных сельскохозяйственных
культур.
25. Отраслевой состав животноводства и его размещение.
26. Крупнейшие страны-производители сельскохозяйственной продукции.
Различия в сельском хозяйстве между развитыми и развивающимися
странами.
27. География транспорта мира. Классификация.
28.
Внешние
экономические
связи.
Торговля,
кредитно-финансовые
отношения, культурный и научный обмен, международные услуги.
29. География туризма.
30. Географическая номенклатура:
- Все страны мира со столицами
-
Страны-члены
НАТО,
ЕС,
ОПЕК,
АСЕАН,
СНГ,
Большой
восьмерки, НАФТА
- Наиболее крупные по численности населения и площади страны
мира - Центры промышленного производства мира
- Крупнейшие транснациональные корпорации мира
4.2.
Комплект заданий для дифференцированного зачета с эталонами
ответов и критериями оценивания
Дифференцированный зачет
по дисциплине ОУД.05 География
специальность 34.02.01 Сестринское дело
Вариант 1.
Инструктаж:
1.
Внимательно прочитайте и выполните задания.
2. Время выполнения заданий – 80 минут
.
Часть 1.
Инструктаж: выберите один правильный ответ
1. К экономически развитым странам относится:
1) Япония
2) Эфиопия
3) Монголия
4) Чад
2. Какая из перечисленных стран по форме правления является монархией:
1) Россия
2) Андорра
3) Греция
4) Польша
3. Какая из перечисленных стран наиболее обеспечена водными ресурсами?
1) Египет
2) Бразилия
3) Франция
4) Китай
4. Примером рационального природопользования является:
1) разработка новых месторождений полезных ископаемых
2) распашка целинных земель
3) вторичная переработка сырья
4) молевой сплав леса
5. Страна в которой доля детей в возрастной структуре населения
наибольшая:
1) Финляндия
2) Испания
3) Нигер
4) Австрия
6.
Страна
в
которой
ожидаемая
средняя
продолжительность
жизни
наибольшая:
1) Болгария
2) Бразилия
3) Япония
4) Сомали
7. В этой стране доля мигрантов в трудовых ресурсах наибольшая:
1) Германия
2) Индия
3) Эфиопия
4) Польша
8. Для какой из перечисленных стран характерен наименьший уровень
урбанизации:
1) Италия
2) Индия
3) Саудовская Аравия
4) Бразилия
9. Отраслевым международным объединением является:
1) Ассоциация стран Юго–Восточной Азии (АСЕАН)
2) Организация стран – экспортёров нефти (ОПЕК)
3) Европейский союз (ЕС)
4) Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)
10. Доля ТЭС в производстве электроэнергии наибольшая в:
1) Бельгии
2) Канаде
3) Австрии
4) Китае
11. Первое место по добыче каменного угля занимает:
1) Германия
2) США
3) Россия
4) Китай
12. Лидером по производству телевизоров является:
1) Япония
2) США
3) Китай
4) Россия
13. В число мировых лидеров по выращиванию риса входит:
1) Аргентина
2) Индонезия
3) Алжир
4) Греция
14. Для этой страны характерна постиндустриальная структура хозяйства:
1) Лаос
2) Таиланд
3) Бангладеш
4) Швеция
15.
Страна, которая не входит в «Большую семёрку»:
1) США
2) Канада
3) Бразилия
4) Италия
16. Эта страна наиболее богата лесными ресурсами:
1) Франция
2) Канада
3) Китай
4) Австралия
17. Выберите государство, расположенное в Южной Америке:
1) Чили
2) Канада
3) Эритрея
4) Бутан
18. Имеют сухопутную границу с Россией:
1) Германия, Польша
2) Афганистан, Узбекистан
3) Армения, Молдавия
4) Финляндия, Норвегия
19. Какой буквой на фрагменте карты Азии
обозначена Монголия?
1) А
2) В
3) С
4) D
20. Основные потребители российской нефти и газа:
1) Турция, Китай, Бразилия
2) Белоруссия и Украина
3) Казахстан, Чехия, Болгария
4) Румыния, Польша, Венгрия
Часть 2.
Инструктаж: к каждому утверждению, обозначенному буквой, выберите
утверждение, обозначенное цифрой.
21. Установите соответствие между типами развивающихся стран и
странами, которые к ним относятся:
А. ключевые страны
1) Объединенные Арабские Эмираты
Б. нефтеэкспортирующие
2) Чад
В. беднейшие страны
3) Канада
4) Индия
22. Установите соответствие между страной и её столицей:
А. Япония 1) Мадрид
Б. Польша 2) Афины
В. Испания 3) Варшава
Г. Греция 4) Токио
23. Установите соответствие:
Страна
Типы стран
А. Кувейт
Б. Южная Корея
В. Великобритания
Г. Куба
1. новая индустриальная страна
2. социалистическая страна
3. нефтеэкспортирующая страна
4. развитая страна
Часть 3.
Инструктаж: определите страну по её краткому описанию.
24.
Эта европейская страна с федеративным устройством относится к группе
высокоразвитых стран, не имеет морских границ. Ее столицу называют
городом вальсов и парков. В разное время здесь жили такое композиторы,
как Моцарт, Бетховен, Штраус, Кальман и др. Страна знаменита своими
горнолыжными курортами.
25. Эта азиатская страна по размерам территории относится к крупным
странам мира. На севере страны, в горах, распространены хвойные,
смешанные и лиственные леса, на юге страны преобладают полупустынные и
пустынные
ландшафты.
Для
ее
территории
характерен
резко
континентальный климат умеренного пояса. Страна имеет сухопутную
границу лишь с двумя государствами.
26. По площади территории и численности населения эта страна - одна из
самых крупных в мире, занимает около половины площади материка. Она
омывается водами Атлантического океана. Здесь находится одна из
крупнейших в мире низменностей и одно из крупнейших в мире
плоскогорий. По ее территории протекает самая полноводная река в мире.
Страна богата рудными полезными ископаемыми, водными и лесными
ресурсами. Много крупных городов, основная часть которых сосредоточена у
побережья.
27.
Территория этой страны, расположенной в Восточном полушарии,
пересекается экватором. Она омывается водами двух океанов. Особенностью
ее природы является очень высокая сейсмичность территории и огромное
количество потухших и действующих вулканов.
Вариант 2.
Инструктаж:
1.
Внимательно прочитайте и выполните задания.
2. Время выполнения заданий – 80 минут
.
Часть 1.
Инструктаж: выберите один правильный ответ
1. Одной из наименее развитых стран мира является:
1) Эфиопия
2) Франция
3) Германия
4) Канада
2.
Государство
по
административно-территориальному
устройству
являющееся унитарным:
1) Франция
2) США
3) ФРГ
4) Россия
3.Страна, наиболее обеспеченная лесными ресурсами:
1) Алжир
2) Индия
3) Канада
4) Аргентина
4. Главной причиной сокращения площади лесов в мире является:
1) глобальное потепление климата
2) хозяйственная деятельность человека
3) снижение почвенного плодородия
4) уничтожение озонового слоя атмосферы.
5.
Доля пожилого населения – самая высокая в возрастной структуре
населения в:
1) Зарубежной Европе
2) Зарубежной Азии
3) Африке
4) Латинской Америке
6. В этой стране ожидаемая средняя продолжительность жизни наименьшая:
1) Швеция
2) Норвегия
3) Индия
4) Япония
7. Страна, для которой характерен миграционный прирост населения:
1) Вьетнам
2) Ирак
3) Узбекистан
4) Канада
8. В какой из перечисленных стран уровень урбанизации наибольший:
1) Кения
2) Нигерия
3) Бразилия
4) Индия
9. Международная организация МАГАТЭ занимается вопросами:
1) экспорта нефти
2) развития черной металлургии
3) атомной энергетики
4) угольной промышленности
10. В этой стране доля АЭС в производстве электроэнергии наибольшая:
1) ЮАР
2) Бразилия
3) Польша
4) Франция
11. Эта страна занимает первое место по добыче природного газа:
1) США
2) Алжир
3) Россия
4) Нидерланды
12. Эта страна является лидером по производству автомобилей:
1) США
2) Япония
3) ФРГ
4) Китай
13. В этой стране выращивание сахарного тростника является ведущей
отраслью сельского хозяйства:
1) Италия
2) Турция
3) Бразилия
4) Канада
14. Этой буквой на фрагменте
политической карте Зарубежной Европы
обозначено государство
Норвегия:
1) А
2) B
3) C
4) D
15. Эти страны являются лидерами по
тоннажу флота:
1) США и Япония
2) Либерия и Панама
3) ФРГ и Великобритания
4) Италия и Греция
16. Выберите страну, имеющую выход к морю:
1) Афганистан
2) Норвегия
3) Монголия
4) Непал
17. Главной «горячей точкой» мира является:
1) Европа
2) Ближний Восток
3) Южная Америка
4) Австралия
18. Эта страна не входит в южный лесной пояс:
1) Бразилия
2) Канада
3) Нигерия
4) Индонезия
19. В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекает страна:
1) Конго
2) Исландия
3) Франция
4) Польша
20. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:
1) Черного моря
2) Персидского залива
3) Финского залива
4) Бенгальского залива
Часть 2.
Инструктаж: к каждому утверждению, обозначенному буквой, выберите
утверждение, обозначенное цифрой.
21. Установите соответствие между типами развивающихся стран и
странами, которые к ним относятся.
А. Новые индустриальные страны 1) Сингапур
Б. нефтеэкспортирующие 2) Монголия
В. ключевые 3) Саудовская Аравия
4) Бразилия
22. Установите соответствие между страной и её столицей:
А. Япония 1) Мадрид
Б. Польша 2) Варшава
В. Испания 3) Афины
Г. Греция 4) Токио
23. Установите соответствие:
Страна
Типы стран
А. Куба
Б. Южная Корея
В. Великобритания
Г. Кувейт
1) новая индустриальная страна
2) социалистическая страна
3) нефтеэкспортирующая страна
4) развитая страна
Часть 3.
Инструктаж: определите страну по её краткому описанию.
24. Территория этой страны пересекается Северным полярным кругом, она
омывается водами трех океанов. Сухопутную границу страна имеет только с
одним государством. Страна является первой по размерам территории и
третьей по численности населения на материке, на котором она расположена.
25.
Это
одна
из
крупных
по
площади
территорий,
но
одна
из
слабозаселенных стран мира. Средняя плотность населения составляет не
более трех человек на 1 кв. км. Большая часть населения сосредоточена на
востоке и юго-востоке страны. Столица - не самый крупный ее город. Одной
из характерных черт природы является широкое распространение пустынь.
Страна богата многими видами природных ресурсов, ограничены лишь
водные и лесные ресурсы.
26.
Территория этой страны, расположенной в Восточном полушарии,
пересекается экватором. Она омывается водами двух океанов. Особенностью
ее природы является очень высокая сейсмичность территории и огромное
количество потухших и действующих вулканов.
27. Эта высокоразвитая страна занимает территорию четырех крупных и
нескольких тысяч мелких островов. Особенностью природы является
преобладание горного рельефа, высокая сейсмичность, активный вулканизм.
Страна
бедна
полезными
ископаемыми.
Из-за
вытянутости
в
меридиональном направлении климатические условия разнообразны. Более
60% территории, главным образом горы, покрыто лесами: смешанными,
широколиственными и переменно-влажными (в том числе муссонными).
Средняя плотность населения превышает 100 человек на 1 км
2
.
Вариант 3.
Инструктаж:
1.
Внимательно прочитайте и выполните задания.
2. Время выполнения заданий – 80 минут
.
Часть 1.
Инструктаж: выберите один правильный ответ
1. Это государство расположено в Южной Азии:
1) Казахстан
2) Индия
3) Китай
4) Вьетнам
2. Эта страна относится к «ключевым» развивающимся странам:
1) Канада
2) Бразилия
3) Ангола
4) Иран
3. Эта страна по форме правления является республикой:
1) Норвегия
2) Швеция
3) Бразилия
4) Саудовская Аравия
4. Эта страна входит в Содружество Независимых Государств:
1) Литва
2) Армения
3) Латвия
4) Эстония
5. Эта городская агломерация является наиболее крупной по численности
населения:
1) Москва
2) Лондон
3) Токио
4) Париж
6. Первое место в мире по экспорту лесной продукции занимает:
1) Россия
2) Бразилия
3) США
4) Канада
7.
Выделите страну – лидера по производству электроэнергии на душу
населения:
1) Бразилия
2) Норвегия
3) Россия
4) Япония
8. К исчерпаемым возобновимым природным ресурсам относят:
1) Бурый уголь
2) Ядерную энергию
3) Лесные ресурсы
4) Морские приливы
9. Это является основным источником загрязнения океана:
1) Отходы рыбопереработки
2) Бытовой мусор
3) Аварии при транспортировке нефти
4) Добыча морских животных
10. Примером рационального природопользования является:
1) Перевозки нефтепродуктов на морских судах
2) Рекультивация земель в районах добычи угля
3) Захоронение ядерных отходов на полигонах
4) Истребление животных
11. Единственная развитая страна в Африке:
1) ЮАР
2) Ливия
3) Египет
4) Алжир
12. В отраслевую структуру промышленности Зарубежной Европы 1/3 всей
производимой промышленной продукции приходится на долю:
1) Лѐгкой промышленности
2) Топливной промышленности
3) Машиностроения
4) Деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
13. В большинстве стран добыча угля в последние годы сократилась, В
Австралии же наблюдается обратный процесс. Это связано:
1) С возросшим спросом на электроэнергию
2) С удобным расположением богатых месторождений
3) С добычей угля открытым способом
4) С наличием дешѐвой рабочей силы
14. Выделите страну – мирового лидера по поголовью свиней:
1) Алжир
2) Германия
3) Китай
4) США
15. Этот регион занимает первое место по густоте транспортной сети:
1) Западная Европа
2) Северная Америка
3) Южная Америка
4) Африка
16.
Найдите ошибку в перечне Африканских стран, имеющих выход к
океану:
1) Египет
2) Чад
3) ЮАР
4) Алжир
17. Наиболее богаты минеральными ресурсами:
1) Россия, США, Канада, Китай
2) Япония, Швейцария, Великобритания
3) ЮАР, Германия, Норвегия, ОАЭ
4) Китай, Монголия, Турция, Украина
18. Данные о численности населения Земли получают в результате:
1) опроса населения
2) переписи населения
3) анкетирования
4) сбора подписей
19. В этой стране наиболее велика доля горожан в общей численности
населения:
1) Индонезия
2) Монголия
3) Великобритания
4) Турция
20. Этой буквой на фрагменте
политической карты
Зарубежной Европы
обозначено государство
Исландия:
1) А
2) B
3) C
4) D
Часть 2.
Инструктаж: к каждому утверждению, обозначенному буквой, выберите
утверждение, обозначенное цифрой
21. Установите соответствие между страной и её столицей
СТРАНА СТОЛИЦА
А. Чехия 1) София
Б. Румыния 2) Прага
В. Болгария 3) Будапешт
4) Бухарест
22. Установите соответствие:
Страна
Типы стран
А. Куба
Б. Южная Корея
В. Великобритания
Г. Кувейт
1) новая индустриальная страна
2) социалистическая страна
3) нефтеэкспортирующая страна
4) развитая страна
23. Установите соответствие:
Типы экономических районов
Экономические районы
А. Высокоразвитые районы
Б. Старопромышленные районы
В. Районы нового освоения
1) Рурский район, Южный Уэльс
2) Аляска, район Северного моря
3) западная часть Франции, Юг Италии
4) Калифорния, Лондонский район
Часть 3.
Инструктаж: определите страну по её краткому описанию.
24. Территория этой страны пересекается Северным полярным кругом, она
омывается водами трёх океанов. Сухопутную границу страна имеет только с
одним государством. Страна является первой по размерам территории и
третьей по численности населения на материке, на котором она расположена.
25.
Это
одна
из
крупных
по
площади
территорий,
но
одна
из
слабозаселенных стран мира. Средняя плотность населения составляет не
более трех человек на 1 кв. км. Большая часть населения сосредоточена на
востоке и юго-востоке страны. Столица - не самый крупный её город. Одной
из характерных черт природы является широкое распространение пустынь.
Страна богата многими видами природных ресурсов, ограничены лишь
водные и лесные ресурсы.
26. Эта страна – вторая по площади территории на континенте, расположена
в трех климатических поясах. Длительное время (в течение трех веков) она
оставалась испанской колонией. Природные ресурсы разнообразны: имеются
запасы нефти, природного газа, руд цветных металлов, плодородные степные
почвы. Особенностью страны является высокий уровень ее урбанизации
(86%). В столице проживает треть населения страны.
27.
Государство расположено в Европе. Его отличительная черта –
минимальные в мире площадь и численность населения, однако оно имеет
характерное влияние на страны всего мира.
Вариант №4
Часть
1.
Инструктаж: выберите один правильный ответ
1. Это государств относится к странам Латинской Америки:
1. Корея
2. Пакистан
3. Израиль
4. Аргентина
2. Эта страна по форме правления является монархией:
1. Польша
2. Болгария
3. Испания
4. Швейцария
3.
Городская
агломерация,
отличающаяся
наибольшей
численностью
населения:
1. Каир
2. Сан-Паулу
3. Москва
4. Дели
4. Регион с высокой долей пожилого населения:
1. Центральная Африка
2. Латинская Америка
3. Южная Азия
4. Западная Европа
5. Государство численность населения в котором более 1 млрд. человек:
1. США
2. Россия
3. Китай
4. Бразилия
6. Около ½ мировой добычи нефти приходится на страны:
1. Африки и Зарубежной Европы
2. Западной Европы и США
3. Зарубежной Азии и России
4. Африки и Латинской Америки
7. Природные ресурсы, относящиеся к исчерпаемым невозобновимым:
1. Биологические
2. Солнечная энергия
3. Руды металлов
4. Геотермальная энергия
8. Главной причиной сокращения площади лесов в мире является:
1. Глобальное потепление климата
2. Хозяйственная деятельность человека
3. Снижение почвенного плодородия
4. Уничтожение озонового слоя атмосферы
9. В наибольшей степени атмосферу загрязняет:
1. Лѐгкая промышленность
2. Лесная промышленность
3. Автомобильный транспорт
4. Атомная электроэнергетика
10. Новый фактор производства, возникший в период НТР:
1. Научный
2. Трудовые ресурсы
3. Природные ресурсы
4. Экономико-географическое положение
11. В этой стране ВВП на душу населения наибольший:
1. Афганистан
2. Нигер
3. Швеция
4. Ангола
12. В этой стране доля АЭС в производстве электроэнергии максимальна:
1. США
2. ФРГ
3. Великобритания
4. Франция
13.
В этих странах пастбища занимают ведущее место в структуре
сельскохозяйственных угодий:
1. Болгария и Германия
2. Австралия и Монголия
3. Венгрия и Нидерланды
4. Италия и Франция
14. «Зелѐная революция» - это…
1. Распространение в мире экологического движения
2. Борьба за восстановление лесов
3. Внедрение в растениеводство прогрессивных технологий
4. Переход животноводства на естественные корма
15. Страна, являющаяся ведущим производителем натурального каучука в
мире:
1. Индонезия
2. Чили
3. Намибия
4. Пакистан
16. Примером рационального природопользования является:
1) Перевозки нефтепродуктов на морских судах
2) Рекультивация земель в районах добычи угля
3) Захоронение ядерных отходов на полигонах
4) Истребление животных
17. Единственная развитая страна в Африке:
1) Алжир
2) Ливия
3) ЮАР
4) Египет
18. В отраслевой структуре промышленности Зарубежной Европы 1/3 всей
производимой промышленной продукции приходится на долю:
1) Лѐгкой промышленности
2) Топливной промышленности
3) Машиностроения
4) Деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
19. В большинстве стран добыча угля в последние годы сократилась. В
Австралии же наблюдается обратный процесс. Это связано:
1) С возросшим спросом на электроэнергию
2) С удобным расположением богатых месторождений
3) С добычей угля открытым способом
4) С наличием дешѐвой рабочей силы
20. Выделите страну – мирового лидера по поголовью свиней:
1) Алжир
2) Германия
3) Китай
4) США
Часть 2.
Инструктаж: к каждому утверждению, обозначенному буквой, выберите
утверждение, обозначенное цифрой
21. Установите соответствие между страной и её расположением на карте,
обозначенным цифрой:
СТРАНА РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ
А) Аргентина 1) А
Б) Ангола 2) В
В) Саудовская Аравия 3) С
4) D
22. Установите соответствие между страной и её столицей:
А. Япония 1) Мадрид
Б. Польша 2) Афины
В. Испания 3) Варшава
Г. Греция 4) Токио
23. Установите соответствие:
Страна
Типы стран
А. Кувейт
Б. Южная Корея
В. Великобритания
Г. Куба
1. новая индустриальная страна
2. социалистическая страна
3. нефтеэкспортирующая страна
4. развитая страна
Часть 3.
Инструктаж: определите страну по её краткому описанию.
24. Это древнейшее государство расположено в Азии. Оно занимает одно из
первых мест по запасам многих природных ресурсов и первое место по
численности
населения.
Почти
90%
жителей
сосредоточено
на
1/3
территории страны, на востоке. Страна является крупной индустриальной
державой и несмотря на это, слабо урбанизирована. Промышленность
сконцентрирована на северо-востоке страны.
25. Это одна из крупнейших по территории стран мира. Современное
население сформировалось в результате иммиграции. 90% населения
проживает в узкой полосе вдоль южной границы. В этой стране развита
многоотраслевая
промышленность;
одна
из
отраслей
международной
специализации – лесная и деревообрабатывающая промышленность.
26. Территория этой страны пересекается Северным полярным кругом, она
омывается водами трех океанов. Сухопутную границу страна имеет только с
одним государством. Страна является первой по размерам территории и
третьей по численности населения на материке, на котором она расположена.
27.
Это
одна
из
крупных
по
площади
территорий,
но
одна
из
слабозаселенных стран мира. Средняя плотность населения составляет не
более трех человек на 1 кв. км. Большая часть населения сосредоточена на
востоке и юго-востоке страны. Столица - не самый крупный ее город. Одной
из характерных черт природы является широкое распространение пустынь.
Страна богата многими видами природных ресурсов, ограничены лишь
водные и лесные ресурсы.
Эталон ответов к дифференцированному зачёту по дисциплине
ОУД.05 География
Вариант 1
Вариант 2
№ задания
Ответы
Количество
баллов
№ задания
Ответы
Количество
баллов
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
3
2
1
3
3
1
4
3
1
4
2
1
5
3
1
5
1
1
6
3
1
6
3
1
7
1
1
7
4
1
8
2
1
8
3
1
9
2
1
9
3
1
10
4
1
10
4
1
11
4
1
11
1
1
12
3
1
12
4
1
13
2
1
13
3
1
14
4
1
14
2
1
15
3
1
15
2
1
16
2
1
16
2
1
17
1
1
17
2
1
18
4
1
18
2
1
19
2
1
19
3
1
20
1
1
20
2
1
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
№
задания
Содержание верного ответа
Количество
баллов
Вариант 1
21
А - 4, Б - 1, В - 2
2
22
А - 4, Б - 3, В - 1, Г - 2
2
23
А - 3, Б - 1, В - 4, Г - 2
2
24
Австрия
1
25
Монголия
1
26
Бразилия
1
27
Индонезия
1
Вариант 2
21
А - 1, Б - 3, В - 4
2
22
А - 4, Б - 2, В - 1, Г - 3
2
23
А - 2, Б - 1, В - 4, Г - 3
2
24
Канада
1
25
Австралия
1
26
Индонезия
1
27
Япония
1
Вариант 3
Вариант 4
№ задания
Ответы
Количество
баллов
№ задания
Ответы
Количество
баллов
1
2
1
1
4
1
2
2
1
2
3
1
3
3
1
3
3
1
4
2
1
4
4
1
5
3
1
5
3
1
6
4
1
6
3
1
7
2
1
7
3
1
8
3
1
8
2
1
9
3
1
9
3
1
10
2
1
10
1
1
11
1
1
11
3
1
12
3
1
12
4
1
13
1
1
13
2
1
14
3
1
14
3
1
15
1
1
15
1
1
16
2
1
16
2
1
17
1
1
17
3
1
18
2
1
18
3
1
19
3
1
19
1
1
20
1
1
20
3
1
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
№
задания
Содержание верного ответа
Количество
баллов
3 вариант
21
А - 2, Б - 4, В - 1
2
22
А - 2, Б - 1, В - 4, Г - 3
2
23
А - 4, Б - 1, В - 2
2
24
Канада
1
25
Австралия
1
26
Аргентина
1
27
Ватикан
1
4 вариант
21
А - 2, Б - 3, В - 4
2
22
А - 4, Б - 3, В - 1, Г - 2
2
23
А - 3, Б - 1, В - 4, Г - 2
2
24
Индия
1
25
Канада
1
26
Канада
1
27
Австралия
1
Существенных операций - 30
0-3 ошибки - «5»
4-6 ошибок - «4»
7-9 ошибок - «3»
10 и более ошибок - «2»