Автор: Теплоухова Анастасия Альбертовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №23 "Брусничка" Населённый пункт: Ханты-Мансийск Наименование материала: статья Тема: Игры пальчиками. Оригами. Раздел: дошкольное образование
Игры пальчиками.
Оригами.
(Развитие речи детей через
конструктивную деятельность)
«ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И
ДАРОВАНИЙ НАХОДЯТСЯ
НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
СУХОМЛИНСКИЙ В.А.
Мелкая
моторика
—
совокупность
скоординированных
действий
нервной,
мышечной
и
костной
систем,
часто
в
сочетании
со
зрительной
системой
в
выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Влияние
мелкой моторики на мозг известно еще во II веке до нашей эры в
Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в
гармоничные
отношения
тело
и
разум,
поддерживают
мозговые
системы
в
превосходном состоянии.
Японские врачи создали оздоровительную методику воздействия на руки. Ими
было
установлено,
что
пальцы
наделены
большим
количеством
рецепторов,
посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Отечественные ученые также подтверждают связь развития мозга с развитием
мелкой
моторики
руки.
Так, А.Р.
Лурии
в
монографии
«Высшие
корковые
функции
человека
и
их
нарушения
при
локальных
поражениях
мозга»,
посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных
зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности
упоминается об их тесной взаимосвязи.
В.А. Сухомлинский писал, что чем больше уверенности и изобретательности в
движениях
детской
руки,
тем
тоньше
взаимодействие
руки
с
орудием
труда
(ручкой,
карандашом…),
тем
сложнее
движения
необходимые
для
этого
взаимодействия,
тем
ярче
творческая
стихия
детского
разума;
чем
больше
мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Начинать
работу
по
развитию
мелкой
моторики
нужно
с
самого
раннего
возраста.
Игра
является
универсальной
формой
детской
активности.
В
дошкольном
возрасте
игра
является
тем
видом
деятельности,
в
котором
формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Игры, в том числе
и пальчиковые, очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию
речи, творческой деятельности.
Конструктивная
деятельность
—
это
практическая
д е я т е л ь н о с т ь ,
направленная
на
получение
определенного,
заранее
задуманного
реального
продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Конструирование
предоставляет
неисчерпаемые
возможности
для
самых
разных сторон развития дошкольников. В конструировании происходит развитие
восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок
осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет,
форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные
модели, выражать свои эмоции через художественные символы.
Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению
детской
речи.
Осуществляя
конструктивные
действия,
анализируя
объекты,
планируя
с
помощью
взрослого
предстоящую
деятельность,
давая
словесный
отчет о проделанных действиях и пр., ребенок усваивает необходимые слова в
связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию
правильного значения слов и способов их употребления.
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом дети в основном отображают реально существующие объекты, а
также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов.
При
этом
они
моделируют
их
основные
структурные
и
функциональные
признаки:
здание
с
крышей,
окнами,
дверью;
корабль
с
палубой,
кормой,
штурвалом и т.д.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся:
- конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или
неокрашенные детали геометрические формы);
-
из
деталей
конструкторов,
имеющих
разные
способы
крепления;
из
крупногабаритных модульных блоков.
В
художественном
конструировании
дети,
создавая
образы,
не
столько
отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их
характер, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а также цвет,
фактуру,
форму.
К
художественному
типу
конструирования
относятся
конструирование из бумаги и из природного материала.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов
является более сложным видом конструирования в детском саду.
Оригами-
это
японское
искусство
складывания
бумаги,
образовано
от
японского oru (складывать) и kami (бумага).
Искусство оригами является не только увлекательным искусством и способом
проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в
частности
развития
мелкой
моторики
рук.
Совершенствуя
и
координируя
движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное
развитие
ребёнка,
в
том
числе
и
на
развитие
речи.
Оригами
способствуют
концентрации
внимания,
развивает
конструктивное
мышление,
способность
комбинировать,
пространственное
мышление,
чувство
формы,
творческое
воображение, художественный вкус, память.
Классическим,
привычным
материалом
для
складывания
является
бумага.
Однако
для
оригами
годится
любой
лист,
например,
из
фольги,
пергамента,
накрахмаленной ткани. Специальную бумагу можно купить в магазине, она имеет
квадратную форму, одну белую и одну цветную сторону. На ощупь она тоньше
той,
которую
мы
покупаем
для
принтера,
чтобы
ее
было
легче
сложить
в
несколько раз.
А вот в Японии классические фигурки складывают из бумаги «васи». Это
материал ручной работы, плотный, неоднородный, по сравнению с обычными
листами.
Специалисты различают несколько видов искусства складывания:
классическое.
Для
него
берется
один
квадратный
лист,
а
фигуры
складываются без ножниц и клея;
модульное. Используется несколько листов разной формы и размера, из
которых согласно схеме оригами складываются модули. Затем отдельные фигурки
соединяются методом вкладывания;
кусудама.
Разновидность
модульной
сборки,
в
результате
которой
появляется крупная фигура в виде шара. Внутрь него можно класть сувениры или
ароматные травы, используя шар как саше;
киригами. Этот вариант оригами допускает применение ножниц и клея.
С
детьми
лучше
соединять
оригами
с
веселой
игрой.
Складывая
поделки
животных
можно
потом
разыгрывать
небольшие
театральные
сценки,
рассказывать и придумывать сказки, играть в ролевые игры.
При
выборе
поделки
ориентируйтесь
на
возраст
ребенка
и
на
количество
времени,
которым
вы
располагаете.
Большинство
детских
поделок
требует
присутствия
взрослых,
чтобы
направлять
действия
ребенка
в
нужное
русло.
Наблюдая, как ребенок мастерит что-либо, не ставьте ему рамок и границ, совсем
не обязательно выполнять всё четко по инструкции.
Поделки для детей подбираются строго по умениям малыша. Это значит, что не
нужно выбирать, например, поделки, где требуется работать с иголкой, если
ребенок ещё мал и ни разу её не держал в руках.
Если
вы
используете
краски,
оденьте
малышу
передничек
и
косынку
и
освободите
вокруг
достаточно
места,
чтобы
не
сковывать
движения
и
не
отвлекаться постоянно на уборку.
Таким
образом, выбранная поделка не должна быть слишком сложной для
малыша.
Сначала
взрослый
показывает
пример
выполнения,
убеждается,
что
ребенок понял, в чем состоит суть поделки, а затем не мешает малышу творить.